Государственная служба – закон и как работает система государственной службы в рф.

Государственная служба

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

Государственная служба РФ делится на следующие виды:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба;
  • федеральная государственная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу;
  • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Схематично это выглядит следующим образом.

Государственная служба – закон и как работает система государственной службы в РФ.

 Несколько подробнее охарактеризуем вышеуказанные виды государственной службы. Начнем с государственной гражданской службы.

  • Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) [1].
  • В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [2].
  • В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб (кроме тех, сотрудники которых находятся на военной и правоохранительной службах) до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
  • Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ [3].

К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

Следующим видом госслужбы РФ является военная служба.

Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства [4].

Наиболее ярким отличительным признаком является то, что гражданам, находящимся на ней, присваиваются воинские звания. Также стоит отметить, что военная служба в России имеет место быть не только в Министерстве обороны РФ, но и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и др.

Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина [5].

Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции). Настоящий вид госсужбы, например, имеет место быть в органах внутренних дел, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

  1. Особняком стоит федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [6].
  2. Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.
  3. Таким образом, поступив на ту или иную разновидность госсужбы, человек становится государственным служащим.
  4. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [7].

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета [8] .

Причем нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Государственная гражданская служба

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной гражданской службы и государственной службы иных видов.

Федеральным законом от 27 июля 2014 г.

№ 79-ФЗ  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации (далее — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

  • Гражданский служащий — гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.
  • Должности гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
  • Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
  • 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • 3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
  • Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
  • 1) высшие должности гражданской службы;
  • 2) главные должности гражданской службы;
  • 3) ведущие должности гражданской службы;
  • 4) старшие должности гражданской службы;
  • 5) младшие должности гражданской службы.
  • В период прохождения гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы.
  • Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Понятие и система государственной службы в Российской Федерации



Государственная служба как один из видов государственного управления сложилась еще в конце XX века.

В соответствии с Федеральным законодательством РФ государственной службе в России отводится достаточно значимая роль, именно она призвана управлять политической и социально-экономической сферами жизнедеятельности государства, способствовать укреплению государственности и проводить максимально эффективное реформирование общества.

В качестве правовой основы данного вида службы в законодательстве Российской Федерации можно назвать в первую очередь Конституцию РФ, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, и ряд других федеральных законов и нормативно-правовых актов Российской Федерации. Кроме того, нормативную основу также составляют конституции, законы, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Указом Президента в 2002 году был издан нормативный акт, который был направлен на совершенствование практически всех основ государственной службы (организационных, правовых, финансовых и методических).

Необходимость в подобных реформах назрела не только в связи с оттоком наиболее квалифицированных кадров из государственного аппарата в негосударственный (коммерческий) сектор экономики, где уровень материального вознаграждения за труд на сегодняшний день существенно выше, но и была обусловлена слабыми механизмами для профилактики коррупции в рядах чиновничества, а также борьбы с ней.

Термин «государственной службы» относится к одному из основных понятий административно-правового законодательства.

Федеральным законом от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» (на данный момент утратил силу) были нормативно закреплены термин и понятие государственной службы.

В соответствии с этим законом под государственной службой понималась «профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Федерации». С течением времени понятие государственной службы стало приобретать более широкое значение и определяться как вид деятельности работников государственных организаций, осуществляемый на профессиональной основе.

Одной из важных правовых характеристик государственной службы является осуществление гарантий и норм Конституции РФ, таких, например, как право граждан России на равный доступ к государственной службе. Это право реализуется гражданами, как при поступлении на государственную службу, так и при ее прохождении в соответствии с действующим законодательством.

Читайте также:  Можно ли приватизировать служебную квартиру? как это сделать?

Изначально государственная служба классифицировалась исключительно по уровням (на федеральную и по субъектам Российской Федерации).

Однако для современной организации государственной службы характерна другая, можно сказать, абсолютно новая система, установленная Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», и имеющая свою видовую классификацию. То есть, государственная служба подразделяется на три вида — гражданскую, военную и правоохранительную.

При этом из перечисленных видов службы, государственная гражданская служба в свою очередь также подразделяется еще на два уровня: федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Военная и правоохранительная службы наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы. Как особый вид служебных отношений, некоторые исследователи выделяют муниципальную службу, которая не относится к видам государственной службы, однако является вполне самостоятельной.

Федеральными законами о видах государственной службы и многими иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регулируются особенности каждого из этих видов службы, и регламентируется специальный административно-правовой статус государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы.

Для построения государственной службы и для выполнения задач и функций, возложенных на неё, федеральным законодательством Российской Федерации были установлены принципы, обеспечивающие её функционирование:

  1. Федерализм. Данный принцип обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ.
  2. Законность. Под данным принципом подразумевается обязанность исполнительных органов и должностных лиц строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты при осуществлении своих задач и функций. При этом, всякое правонарушение неизбежно должно повлечь за собой привлечение к ответственности виновных лиц.
  3. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы. Этот принцип реализуется через единство основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Кроме того, можно соотнести также основные условия пенсионного обеспечения и оплаты служебной деятельности, а также социальных гарантий.
  4. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип достаточно новое явление в российском законодательстве и подразумевает под собой в первую очередь надежную защищу гражданина от произвола органов государства и его работников.
  5. Равный доступ граждан к государственной службе. Сущность данного принципа заключается в том, что не может быть каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям при приеме на государственную службу. Однако Федеральным законодательством устанавливаются определенные требования для лиц, желающих занять должность государственной службы, из них к обязательным относятся: владение государственным языком РФ и достижение определенного возраста.
  6. Профессионализм и компетентность государственных служащих. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника. В период проведения глубоких социально-экономических и политических реформ, значение профессионализма и компетентности постоянно возрастает.
  7. Единство правовых и организационных основ государственной службы. Как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации должен быть законодательно закреплен единый подход к организации службы. Конечно, в рамках своей компетенции, субъекты Федерации, имеют право самостоятельно определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и осуществлять кадровую политику. Тем не менее, в основе должна быть общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы.
  8. Открытость государственной службы, её доступность контролю общественности. Деятельность государственных служащих не должна быть скрытой от обывателя, потому что это важная часть эффективности функционирования государственного аппарата. Кроме того, это основа реализации статьи 15 Конституции РФ, которой установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, законы, которые не опубликованы применятся не могут. Таким образом, любые нормативно-правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Из сказанного напрашивается вывод, что гласность и официальное освещение деятельности органов государственной власти в СМИ — это действительный контроль и возможность критики государственных служащих.

Однако, как показывают недавние события в Ступино с индивидуальным предпринимателем Константином Фокиным, за реализацию своего права присутствовать на заседании совета местных депутатов, установленную статьями 6 и 15 Федерального закона № 8 от 09.02.

2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в условиях Российской действительности приходится бороться.

9. И последний, но не по значимости — это принцип защиты самих государственных служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Данный принцип необходим, в первую очередь, для исключения фактов коррупции и принятия неправомерных решений.

Учитывая особенности функционирования разных видов государственной службы, законодательно могут быть предусмотрены и другие принципы их построения и функционирования. Реализация же вышеперечисленных принципов обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Рассмотрим ниже в общих чертах федеральные законы по видам государственной службы.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.

2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Данный Федеральный закон в полной мере устанавливает и определяет основы государственной службы, её правовой и организационной систем, закрепляет общие правила государственной службы России, которые должны применяться при правовом регулировании всех видов и уровней службы (ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ).

Поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса. Федеральным законом устанавливается закрытый перечень, в соответствии с которым конкурс на замещение должности гражданской службы может не проводиться.

По своей сути профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена в первую очередь на осуществление государственных задач и функций, будучи выражением скорее публичной власти, а не власти лиц, которые замещают «конституционные» должности. При этом, естественно, объем полномочий государственного служащего меньше.

В соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.

военная служба — особый вид федеральной государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях и в спасательных воинских формированиях, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях. Особенностью данного вида государственной службы является то, что проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях могут также и иностранные граждане.

Закон «О Государственной службе РФ» 2019 года (79-ФЗ редакция 2018-2019)

Закон «О Государственной службе РФ» — N 79-ФЗ — утверждает финансово-экономические, правовые и организационные основы государственной гражданской службы нашего государства. Регулирует отношения, касающиеся поступления на государственную гражданскую службу, её прохождения и прекращения.

Определяет правовой статус федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта России.

Касается таких вопросов, как реестры должностей и формирование кадрового состава государственной службы, военная, правоохранительная, государственная гражданская службы и т.д.

Закон «О Государственной службе РФ» 2015 года № 79-ФЗ был принят 25.04.2003 г.

  • Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ 'О системе государственной службы Российской Федерации' (далее — Федеральный закон 'О системе государственной службы Российской Федерации') устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Статья 1. Основные термины
  • Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
  • Статья 4. Принципы гражданской службы
  • Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
  • Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов
  • Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы
  • Глава 2. ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
  • Статья 8. Должности гражданской службы
  • Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
  • Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Статья 11. Классные чины гражданской службы
  • Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
  • Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС) ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
  • Статья 13. Гражданский служащий
  • Статья 14. Основные права гражданского служащего
  • Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего
  • Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой
  • Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
  • Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
  • Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
  • Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Читайте также:  Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определения

Статья 20.1. Представление сведений о расходах

Статья 20.2. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. Глава 4. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ
  2. Статья 21. Право поступления на гражданскую службу
  3. Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу
  4. Глава 5. СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
  5. Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта
  6. Статья 24. Содержание и форма служебного контракта
  7. Статья 25. Срок действия служебного контракта

Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

  • Статья 26. Заключение служебного контракта
  • Статья 27. Испытание на гражданской службе
  • Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение
  • Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта
  • Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы
  • Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
  • Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
  • Глава 6. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА
  • Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
  • Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон
  • Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта
  • Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего
  • Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
  • Статья 38. Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта
  • Статья 39. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
  • Статья 40. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта
  • Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

Глава 7. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА

  1. Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего
  2. Статья 43. Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации
  3. Статья 44. Кадровая работа

Статья 44.1. Государственные информационные системы, используемые на гражданской службе

  • Глава 8. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
  • Статья 45. Служебное время и время отдыха
  • Статья 46. Отпуска на гражданской службе
  • Глава 9. ПРОХОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
  • Статья 47. Должностной регламент
  • Статья 48. Аттестация гражданских служащих
  • Статья 49. Квалификационный экзамен
  • Глава 10. ОПЛАТА ТРУДА ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
  • Статья 50. Оплата труда гражданского служащего
  • Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа
  • Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
  • Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих
  • Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
  • Статья 54. Стаж гражданской службы

Глава 12. ПООЩРЕНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

  1. Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу
  2. Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе
  3. Статья 57. Дисциплинарные взыскания
  4. Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
  5. Статья 59. Служебная проверка

Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия

Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Глава 13. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы

Статья 60.1. Ротация гражданских служащих

  • Статья 61. Подготовка кадров для гражданской службы
  • Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего
  • Статья 63. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих
  • Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе

Глава 14. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ. ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

  1. Статья 65. Финансирование гражданской службы
  2. Статья 66. Программы развития гражданской службы
  3. Глава 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
  5. Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
  6. Глава 16. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ
  7. Статья 69. Индивидуальный служебный спор
  8. Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров
  9. Глава 17. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
  10. Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  11. Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
  12. Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  13. Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

58 ФЗ о системе государственной службы Российской Федерации

Закон о государственной службе в Российской Федерации разделяет виды госслужб, определяет их компетенции и правила организации и функционирования системы госрабочих.

Общие сведения

Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года и одобрен Советом Федерации 14 мая того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 27 мая 2003 года.

  • Также ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №131 по ссылке: 
  • ФЗ-58 регламентирует, в соответствии с положениями Конституции РФ, правовые и организационные основания государственной службы и устанавливает принципы управления системой госслужбы в Российской Федерации.
  • Закон о системе государственной службы состоит из 4 глав 19 статей. Краткое содержание по главам:
  • Глава 1 определяет виды госслужбы, особенности её формирования и работы, а также устанавливает статус госслужащих и принципы ведения реестра гос. должностей;
  • Глава 2 устанавливает такие общие условия госслужбы как формирование кадрового состава, особенности поступления, прохождения и прекращения, а также порядок подсчёта стажа госслужащих;
  • Глава 3 предусматривает организацию управления системой, обуславливающей реализацию деятельности госработников, формирование кадрового резерва, правила финансирования и особенности военной службы иностранных граждан в Российской Федерации;
  • Глава 4 состоит из единственной статьи, которая устанавливает порядок вступления настоящего закона в силу.
  1. Государственная служба по ФЗ-58 разделяется на следующие виды:
  2. Каждая из указанных сфер в свою очередь подразделяется на федеральную и государственную.
  3. ФЗ №25 о муниципальной службе с последними изменениями тут:

Государственная гражданская служба определяется законом как исполнение профессиональных обязанностей граждан на постах государственных и федеральных органов управления, а также в управляющих учреждениях субъектов Российской Федерации. Особенности осуществления данной деятельности дополнительно регулируются законом № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе в РФ”.

Военная служба — это исполнение обязанностей по профессиональной воинской и служебной деятельности граждан в составе Вооружённых Сил российской Федерации и других воинских формирований и органах, которые обеспечивают защиту и безопасность страны. Правовые основы реализации гражданского воинского долга регламентируются законодательством № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Система государственной службы строится и функционирует на основе следующих принципов:

  • единство системы госслужбы и конституционное разделение управляющих полномочий между органами власти государственного и федерального значения, а также субъектами Российской Федерации;
  • правомерность;
  • приоритетное соблюдение прав и свобод граждан и их защита;
  • равноправие;
  • единые правовые и организационные основы организации госслужбы;
  • взаимосвязь государственных и муниципальных служб;
  • прозрачность в организации и управлении госслужб, предоставление общественности объективной информации о деятельности госработников;
  • профессиональные и компетентные госработники;
  • обеспечение защиты госслужащих от вмешательства в их профессиональную работу посторонних лиц, включая должностных представителей органов власти.

Осуществление данных принципов на практике обуславливается федеральными законами о гос. деятельности. Узконаправленные законодательства о видах госслужбы могут устанавливать другие принципы формирования и реализации гос. деятельности в зависимости от специальных особенностей конкретной сферы.

Законодательство регулярно подвергается редактированию в целях устранения несоответствия положений с другими правовыми актами в данной сфере, в результате которых происходит неверное толкование закона и как следствие, правовые нарушения.

Последние изменения, внесенные в закон о системе государственной службы

Последние изменения в ФЗ-58 состоялись 23 мая 2016 года в ходе принятия закона № 143-ФЗ. Данной поправкой была отредактирована статья 14, предусматривающая общую продолжительность госслужбы. Рассмотрим её содержание подробнее.

Начисление стажа госслужбы в соответствии со ст. 14 ФЗ-58 осуществляется в соответствии со следующими положениями:

  • Стаж или общая продолжительность работы на госдолжностях определяется рядом федеральных законов:
    • законом о конкретном виде государственной службы;
    • законодательством о пенсионном обеспечении граждан РФ, которые проходили госслужбу;
    • законами субъектов Российской Федерации.
  • В соответствии с вышеперечисленными законодательствами, в стаж входят длительность работы на всех видах госслужбы, включая промежутки замещения должностных лиц на временной и постоянной основе.
  • Персональная информация государственных служащих и данные об их деятельности и стаже регистрируются в их личных делах и соответствующих документах, в которых ведётся учёт госработников;

Персональная информация является конфиденциальной и охраняется федеральными законами.

Скачать 58 ФЗ в последней редакции

Ознакомление с положениями закона позволит избежать множества ситуаций, когда по незнанию законодательства гражданин лишается причитающихся ему преимуществ.

Читайте также:  Как продать долю в квартире несовершеннолетнего ребенка: разрешено ли это?

Для детального изучения положений Федерального закона № 58-ФЗ от 27.05.2003 “О системе государственной службы в российской Федерации” можно скачать документ в актуальной редакции, содержащей все последние изменения и поправки, по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-58

Госслужба в РФ — о понятии, краткое содержание, система, виды, 79 закон, вакансии, академия при президенте

Госслужба в РФ: основные понятия и виды, законодательное отражение, принципы построения системы госслужбы и структура органов власти, условия поступления, прохождение и прекращение государственной службы.

В управлении страной задействованы многочисленные государственные учреждения. Они предназначены для обеспечения функционирования государственной системы и решения поставленных государственных задач.

Понятие и виды

Госслужба в РФ – это профессиональная деятельность работников госучреждений, направленная на выполнение конкретно поставленных задач путем реализации своих служебных полномочий различных уровней.

Сотрудники государственных учреждений именуются госслужащими. Госслужба РФ имеет несколько видов. Это:

  • гражданская госслужба, в свою очередь, разделяется на гражданскую государственную службу федерального уровня и гражданскую госслужбу на уровне субъектов Федерации;
  • военная служба в войсках РФ и иных специализированных воинских подразделениях государства;
  • правоохранительная госслужба и служба иных видов специального назначения для обеспечения правопорядка и соблюдения законности в РФ.

Законодательное закрепление: кратко о 58 ФЗ и 79 законе

Деятельность всех госучреждений регулируется специально разработанной системой нормативного регулирования. Ее основами являются законы Федерации №58 и №79:

  1. Первый указанный закон (ФЗ-58) определяет организационные и правовые основы всей системы федеральной госслужбы в РФ, включая системы управления госслужбой РФ.
  2. Вторым законом (ФЗ-79) уточняются правовые и организационные, финансовые и экономические основы гражданской госслужбы Федерации.

Помимо этих основных законов средства нормативного регулирования госслужбы (гражданской) имеет и другие правовые инструменты. Предусмотрена и подзаконная нормативная база, которая предназначена для урегулирования вопросов, связанных с деятельностью субъектов гражданской госслужбы (Президентские Указы, Правительственные Постановления и т.д.).

Основные принципы построения и функционирования

Принципы госслужбы закреплены российской Конституцией, либо истекают из нее. Они конкретизированы федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Обеспечивают стабильность служебно-государственных отношений и эффективность деятельности госслужащих.

Эти принципы являются основной идеей, выражают объективные закономерности и направления осуществления компетенции, задач и целей, функций госорганов, полномочий госслужащих.

Принципы госслужбы разделяются на конституционные и организационные. К конституционным относятся:

  1. Принцип главенства Российской Конституции и законов федерального значения над всеми иными нормативно-правовыми актами.
  2. Приоритетность гражданских прав и свобод граждан РФ, их неукоснительное соблюдение, исполнение и защиту.
  3. Принцип целостности и единства госвласти, четкого разграничения объектов ведения между Федерацией и ее субъектами.
  4. Четкое разделение законодательной власти, судебной и исполнительной.
  5. Принцип равноправной доступности к госслужбе граждан России в соответствии с уровнем своих способностей, профподготовки и квалификации.
  6. Принцип, исключающий принадлежность госслужбы к партийности, религиозным и иным общественным объединениям. Госслужащие имеют право состоять в партиях, исповедовать ту или иную веру, но в целом, госслужба не имеет такой принадлежности.

К организационным принципам госслужбы относятся:

  1. Строгая подотчетность и подконтрольность госорганов.
  2. Единство требований к госслужбе, закрепленных законами и иными нормативно-правовыми актами.
  3. Высокий профессионализм и полная компетенция госслужащих.
  4. Ответственность госслужащих любого уровня за подготовку и принятие решений, ответственность за неисполнение или недобросовестное осуществление своих служебных обязанностей.
  5. Принцип стабильного восполнения кадрового состава госслужащих.
  6. Прозрачность и гласность деятельности госслужбы.
  7. Взаимосвязь и взаимодействие государственных и муниципальных служб.
  8. Защита госслужащих от противоправного вмешательства в их служебную деятельность со стороны должностных лиц, госорганов, любых физических и юридических лиц.

Система госслужбы в РФ

Система госслужбы охватывает многочисленные госорганы власти всех уровней, включая в себя (согласно 58-ФЗ) гражданскую госслужбу, военную и правоохранительную.

Госорганы государственной гражданской службы разделены на:

  1. Федеральные.
  2. Субъектов РФ.

Государственные органы разных уровней могут быть как обособлены, так и взаимодействовать. Военная и правоохранительная службы являются федеральными госслужбами.

Структура органов государственной власти

В соответствии с Российской Конституцией госвласть в РФ осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Высшие инстанции власти:

  1. Глава Российского государстваПрезидент, у которого имеется значительная концентрация власти. Он не входит в систему разделения властей, а находится над ними и осуществляет функции координатора, осуществляя общее руководство государством. Однако, частично выполняет некоторые функции каждой из ответвлений власти: руководство Правительством (исполнительная власть), издает указы, ставит свою подпись под принятыми парламентом законами (законодательная власть), принимает решение о помиловании лиц, преступивших закон (судебная власть).
  2. Федеральное собрание – парламент Федерации. Это орган представительный и законодательный. Состоит из двух палат – Совет Федерации и Госдума.
  3. Правительство РФ – исполнительный орган, подчиняющийся и Президенту, и Федеральному собранию РФ.
  4. Суд:
  • Конституционный.
  • Верховный.
  • Высший Арбитражный.

Российское государство – это республика президентско-парламентского типа. Разделение госвласти на три обособленных ветви власти имеется и на уровне регионов РФ.

Гражданская госслужба

Гражданская госслужба занимает самый большой сектор из существующих, потому что представляет как федеральный уровень, так и региональный.

Современная гражданская госслужба РФ представляет собой квалифицированную профдеятельность сотрудников и специалистов разных областей по осуществлению деятельности госорганов Российской Федерации в рамках установленных полномочий, а также, деятельность лиц, занимающих федеральные госдолжности.

Гражданская госслужба никак не связана с оборонными и правоохранительными системами, иными, обеспечивающими правопорядок и соблюдение законности, государственными органами Федерации.

Она непосредственно направлена на выполнение госфункций, аппаратного управления государством. Регулируется законодательством федерального уровня.

К гражданской госслужбе причисляется и специальная гражданская служба, необходимая для выполнения специальных задач:

  • таможенные органы;
  • налоговые;
  • финансовые;
  • кредитные;
  • дипломатические и другие.

Военная служба РФ

По своему назначению этот вид госслужбы приобретает статус «особый». Данный вид госслужбы РФ предназначен для выполнения задач, связанных с охраной и обороной государства.

Военная госслужба в России имеет две формы:

  1. Обязательная (по призыву в ряды ВС).
  2. Добровольная (на контрактной основе).

Военная госслужба РФ – это несение службы гражданами в войсках:

  • МО РФ;
  • войсках МВД;
  • органах ФСБ;
  • отрядах МЧС;
  • ж/д войсках;
  • пограничных и иных войсковых группах.

Правоохранительная

Данный вид госслужбы РФ предназначен для:

  • охраны внутренних интересов граждан в области безопасности и правопорядка;
  • предотвращения и предупреждения преступности, а также, ее искоренения из общества;
  • защиты гражданских прав и свобод населения Федерации.

Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение 

Поступление на госслужбу определяется обязательными условиями, установленными законодательством РФ. Основные условия:

  • наличие гражданства РФ;
  • знание и владение государственным языком;
  • возрастное ограничение – от 18 до 60 лет;
  • наличие профобразования и достаточной квалификации, компетентности.

Причины для отказа в поступлении на госслужбу:

  • решение суда о недееспособности (либо ограничении дееспособности) гражданина;
  • решение суда о лишении права занимать госдолжности;
  • наличие заболеваний (указанных в соответствующих спецификациях);
  • отказ гражданина от проведения необходимых формальных процедур;
  • родственные связи с другим госслужащим при непосредственной подчиненности между ними;
  • наличие иностранного гражданства.

Поступление на госслужбу происходит на условиях контракта, заключаемого на 1-5 лет, либо на неопределенный срок, с оформлением соответствующего приказа по ведомству – назначения.

В некоторых случаях может иметь место испытательный срок (до 3 месяцев, в редких случаях до 6 месяцев).

Для присвоения госслужащему квалификационного разряда проводится аттестация (с периодичностью от 1 раза в 2 года до 1 раза в 4 года):

  1. По результатам аттестации определяется уровень профподготовки и решается вопрос о соответствии занимаемой должности.
  2. При возможности или необходимости, решается вопрос о перемещении на вышестоящую (нижестоящую или равнозначную) должность.
  3. Для обучения, дополнительной профподготовки и переподготовки госслужащих, существует специальная Академия при Президенте РФ. Ее полное название – Академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.

Прекращение госслужбы происходит при увольнении от занимаемой должности:

  • по инициативе руководителя госоргана;
  • по основаниям, прописанным в трудовом законодательстве РФ.

Должности и вакансии

Все органы госслужбы имеют четкую структуру. Штат госслужащих распределяется по четырем основным категориям:

  1. Руководители органов госслужб и их подразделений.
  2. Помощники и советники, оказывающие содействие руководителям.
  3. Классные специалисты (основная, самая многочисленная категория).
  4. Специалисты обеспечения деятельности госорганов (организационное обеспечение, документальное, информационное, финансовое и другие).
Руководители Помощники
(советники)
Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшая группа
Главная группа
Ведущая группа
Старшая группа
Младшая группа

Помимо этого для каждой штатной должности существует чин (классный ранг). Это специальное звание присваивается госслужащему после квалификационного экзамена (аттестации).

При имеющихся свободных вакансиях в госорганах назначается конкурс на замещение этих вакансий. В рамках конкурса специальной комиссией оценивается:

  • профпригодность каждого кандидата;
  • его личностные достоинства и способности;
  • учитывается стаж работы и рекомендации;
  • результаты тестирования.

Видео: Условия поступления на госслужбу

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *