Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определения

Код налогового органа представляет собой четырехзначное число, состоящее из арабских цифр, закреплённое за налоговой организацией. Каждое налоговое отделение обладает своим личным кодом.

Первые две цифры в номере являются кодом России, а следующие за ними — кодом налоговой.
В случае заполнения налоговой декларации, туда следует вписать код того отделения, в которое подаётся конкретный документ. Код может понадобиться и для заполнения других форм в инспекцию.

Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определения

Особенности поиска

Узнать код можно несколькими способами — по адресу налоговой инспекции, по ИНН налогоплательщика, благодаря сети интернет и лично, при посещении налоговой организации для консультации.

По адресу

Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определенияНа официальном сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru есть услуга под названием «Определение реквизитов ИФНС». Благодаря этому сервису желаемый код можно узнать не выходя из дома, просто перейдя по ссылке.

В окошке должна появиться форма запроса, в которую необходимо вписать следующие данные:

  1. Код ИФНС. Так как это невозможно, следует нажать кнопку «Далее».
  2. Выбрать регион из предложенного сайтом списка.
  3. Район — при желании этот пункт можно пропустить.
  4. Выбрать из предложенных сайтом городов свой.
  5. Вписать населённый пункт или улицу.

После того как форма будет заполнена, сайт ИФНС выдаст пользователю табличку с данными о налоговом отделении по вбитому адресу. В первой строчке будет указан нужный код из четырёх цифр.

По ИНН

ИНН — идентификационный номер налогоплательщика, число, присваиваемое каждому гражданину, уплачивающему налоговые сборы. Для того чтобы узнать необходимый код налогового органа, следует просто взглянуть на ИНН.

Первые четыре цифры являются кодом налоговой инспекции, которая присвоила идентификационный номер. В целом ИНН состоит из двенадцати цифр. Следующие шесть — номером записи о физическом лице в налоговой. Две дополнительные цифры нужны для подстраховки и проверки документа.

Посещение ИФНС

Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определения

Существует возможность записаться на приём в налоговый орган через интернет. Сделать это можно благодаря сайту Федеральной налоговой службы, воспользовавшись услугой «Онлайн запись на приём в инспекцию».

В форме заполнения необходимо выбрать тип налогоплательщика — физическое лицо, юридическое или же индивидуальный предприниматель, а также вписать такую информацию, как полные ФИО, ИНН, контактный телефон для связи и электронную почту.

Перед планированием посещения инспекции желательно узнать точные дни и часы приёма посетителей, а также учесть возможный перерыв на обед. Лучше всего записаться на консультацию заранее — для экономии времени, сил и нервов.

ОКТМО

Аббревиатура ОКТМО расшифровывается как «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований». ОКТМО следует указывать в налоговых платёжных поручениях.

Ранее существовал «Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления», в сокращении — ОКАТО.

Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определения

  • сёла;
  • города;
  • городские округа;
  • муниципальные районы;
  • территории в составе муниципального района;
  • самоуправленческие части территорий города федерального значения.

Индивидуальные предприниматели могут узнать код своего ОКТМО сразу после регистрации, в полученном письме статистики. Другие же ИП могут воспользоваться несколькими способами:

  1. Найти необходимый номер на официальном сайте Федеральной налоговой инспекции. В данном случае существуют некоторые хитрости, например данные о налогоплательщике следует вводить в подобном порядке: улица, населённый пункт, город проживания. В поиске следует указывать названия через пробел, лишь с большой буквы и в родительном падеже. После ввода следует подождать, пока нужное название появиться в списке и выбрать его.
  2. Воспользоваться услугами Единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации minfin.ru. Там необходимо сверить коды ОКАТО и ОКТМО, и по своему старому коду найти новый.

Определение в случае реорганизации налоговой

Возможность узнать нужный номер даже в случае реорганизации всё таки есть. В случае, если в вашем районе недавно была реорганизована местная налоговая инспекция, выяснить её номер можно благодаря справочнику уникальных кодов СОУН. Для этого следует:

  • перейти на сайт Федеральной налоговой службы;
  • ввести устаревший код налоговой инспекции.

На мониторе компьютера должен появиться новый код, а также контактные телефоны, адрес, дни и часы приёма.

Налогоплательщик также может воспользоваться услугами сайта gnivc.ru, где имеется раздел «Классификаторы и справочники». На мониторе ПК появится справочник уникальных кодов СОУН.

Поработать с ним можно после скачивания и установки программы на компьютер, а также если скачать готовую базу информации, содержащейся в СОУН. База постоянно обновляется.

При необходимых знаниях о том, как и где следует искать код местной налоговой инспекции, любой налогоплательщик имеет возможность разобраться со своей проблемой. Следует помнить, что гражданин всегда имеет право обратиться в Федеральную налоговую службу за помощью, лично или через интернет. А развитие технологий помогает увеличить скорость обслуживания в отделениях налоговой.

Дополнительная информация о том, как узнать реквизиты налоговой, представлена в данной видео-инструкции.

Рекомендуем другие статьи по теме

Налоговый контроль: формы и методы проведения — Студопедия

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

  • Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:
  • · обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • · содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • · обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • · выявить и пресечь налоговые правонарушения.
  • Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:
  • · диалектический подход;
  • · принципы логического и системного анализа;
  • · методы экономического анализа и статистических группировок;
  • · визуальный осмотр;
  • · выборочная проверка документов и др.
  • Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определения

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Категория налогоплательщиков Место постановки на учет
Организации По местонахождению организации По местонахождению обособленных подразделений организации По местонахождению имущества
Физическое лицо или индивидуальный предприниматель По месту жительства По местонахождению имущества По местонахождению транспортных средств

Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

  1. При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:
  2. · название организации (индивидуального предпринимателя);
  3. · ИНН;
  4. · КПП;
  5. · юридический адрес;
  6. · данные о государственной регистрации;
  7. · другие необходимые данные.
  8. Контрольные вопросы
  9. 1) Каковы цели и задачи налогового контроля?

2) Какие методы налогового контроля вы знаете? 3- Какие стадии проходит налоговый контроль?

  • 3) Кто (что) является субъектом и кто — объектом налогового контроля?
  • 4) Что такое ИНН налогоплательщика?
  • 5) Где осуществляется постановка на налоговый учет разных категорий налогоплательщиков?
  • 6) 7- В какие сроки налоговые органы обязаны поставить налогоплательщика на налоговый учет?

Формы и виды налогового контроля

]]>Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определения]]>

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов.

В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения — не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
  • Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
  • Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
  • Мониторинг — относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические:
    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные:
    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.
Читайте также:  Как бесплатно получить землю от государства каждому гражданину рф, который имеет право на земельный участок

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета. 

Инспекция кода. Итоги

Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определения

Инспекция кода — это хорошо. Мы используем эту технику в своих проектах не так давно — около трех месяцев, — однако положительные результаты налицо. Мы уже рассказывали на Хабре о внедрении инспекций в процесс разработки, о документообороте при инспекциях, рассказывали о том, как можно оптимизировать процесс инспектирования с помощью инструмента Code Collaborator. Сегодня мы хотим подвести итоги и представить результаты, которых нам удалось достичь за время инспектирования. Поехали!..

На самом деле, плюсов много, поэтому в этом топике мы коснемся лишь нескольких основных.

Утвердился общий стиль написания кода. Конечно, и до внедрения инспектирования в нашей команде существовало некое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, которого все старались придерживаться. Однако благодаря инспекциям общий стиль был окончательно отточен и фактически «закрепился в голове» у каждого разработчика.

Парк велосипедов пополняется медленней. Все реже возникают ситуации «я придумал гениальное решение», и все чаще мы используем проверенные решения из сторонних библиотек. Возник интересный эффект «коллективного знания», когда один член команды знает об отдельной библиотеке что-то, чего не знают другие, и предлагает оптимально использовать ее лучшие качества.

Улучшилось общее владение кодом. Стало больше живого общения по различным аспектам проекта: почему это сделали так, а не по-другому? может быть, следовало бы поступить вот так? В результате понимание того, как работают различные части системы, стало равномерно распределяться среди разработчиков, а не концентрироваться у кого-то одного.

Активизировался обмен опытом и знаниями. Теперь мы чаще используем в разработке успешные методики и практики коллег, реализованные в других частях системы.

Подобный опыт, на наш взгляд, может передаваться только через чтение чужого кода: другого пути просто не существует. Любой метод нужно «пережить» самому, лишь тогда его может сделать «своим», освоить.

Для такого «погружения» нет ничего лучше, чем хороший пример чужого кода из знакомой предметной области: это куда эффективнее абстрактных геометрических примеров типа shape, circle и box.

Кодовая база стала более «сопровождаемой». Здесь целый список улучшений:

  • магические константы блокируются проверяющими;
  • уменьшилось дублирование кода (DRY);
  • алгоритмы стали проще (KISS);
  • документация классов и публичных методов улучшилась значительно (практически на каждый публичный класс и метод инспекторы требуют добавить документацию);

Единственный недостаток внедрения инспекций кода — увеличение времени разработки. На начальном этапе внедрения время увеличилось на 50—100% (иногда бывало и больше), но в результате в общем репозитории стало гораздо меньше некачественного кода, меньше «шлака». В данный момент, после первоначальной отладки всех процессов, дополнительные временные затраты сократились до примерно 20—50%. Основной всплеск связан с притиркой команды к общему стилю кодирования; много времени ушло на принятие общих практик и методик. Для опытных команд, на наш взгляд, нормальное среднее увеличение времени разработки — 10%. Данный термин часто встречается в англоязычной литературе и обозначает, по сути, памятку инспектора — список контрольных вопросов для облегчения процесса инспектирования. Контрольный список лучше создавать для каждого проекта и для каждой команды, поскольку он может сильно различаться в зависимости от используемых платформ, библиотек, архитектурных решений. При этом со временем список эволюционирует и начинает более полно отвечать текущим задачам проекта. Суммируя накопленный опыт инспектирования, мы начали понимать, как нужно составлять контрольный список. Вот как выглядит наш список на данный момент.

Контрольный список — памятка инспектора Positive Technologies

1. Корректность реализации предметной области.

  • Функциональность реализована в полном объеме.
  • Соответствие спецификациям.
  • Верность заданных констант.
  • Обоснованность принятых допущений и соглашений.
  • Верная последовательность обработки.

2. «Читабельность» кода. Тут главный контрольный вопрос нужно задать самому себе: «Смогу ли я в случае необходимости добавить новую фичу или пофиксить баг в инспектируемом коде?». Ответ должен быть положительным, в противном случае автору следует изменить код. 3. Наличие и полнота тестового покрытия.

  • Все публичные классы и методы тестируются.
  • Тестируются граничные условия.
  • Достаточность тестирования «положительных веток» выполнения.
  • Достаточность тестирования «отрицательных веток» выполнения.

4. Стоит добавить в свою копилку хорошие практики из чужого кода. 5. Корректность многопоточного кода.

  • Доступ к общим данным синхронизирован.
  • Отсутствуют deadlocks.
  • Для синхронизации используется идиома RAII.
  • Корректно обрабатывается возврат ресурсов в обработчиках ошибок.
  • Нет утечки ресурсов.

6. Код обрабатывает возможные ошибки корректно. 7. Отсутствие видимых нежелательных побочных эффектов в других частях системы. 8. Корректность языковых конструкций.

  • Применяются верные идиомы используемого языка и фреймворка.
  • Использование корректных библиотек.
  • Отсутствие вновь изобретенных «велосипедов».
  • Отсутствие дублирования кода.

9. Все переменные проинициализированы правильными значениями. Возможно, наш контрольный список поможет составить подходящий для вашего проекта. Нужно отметить также еще один очень важный момент. Для проектов, в которых нет модульных тестов, инспекция — это, по большому счету, единственная эффективная методика предотвращения дефектов в коде. По крайней мере ничего другого на ум не приходит. Поэтому если в вашем проекте нет модульных тестов, в первую очередь следует внедрять инспекции и только потом — практику написания модульных тестов. Итак, почему же инспекции настолько эффективны? Часто бывает, что при проектировании или работе с кодом у разработчика в какой-то момент «замыливается глаз», ум накрепко привязывается к определенному проектному решению или конкретному фрагменту кода. Инспекция является простым способом обратиться к коллективному разуму, который обладает большей гибкостью и свободой, — по принципу «две головы лучше».

Спасибо за внимание! Желаем вам приятных инспекций 🙂

Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы

Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 02.02.2020).

Актуальность исследования обусловлена усиливающимся экономическим кризисом и падением доходности бизнеса в современных условиях.

Статистика правонарушений и преступлений свидетельствует об учащении случаев уклонения от исполнения налоговых обязательств.

Сказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности налогового администрирования путем совершенствования как форм, так и методов налогового контроля.

Для определения места налогового контроля в системе финансового контроля, воспользуемся классификацией видов финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности, предложенной Химичевой Н.И. [1] (рисунок 1).

Коды налоговых инспекций: практические методы поиска и определения

Рисунок 1 – Виды финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности [1]

Таким образом, отметим, что налоговый контроль является видом финансового контроля.

Легальное определение налогового контроля содержится в Налоговом кодексе. Согласно ст.

82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Для понимания природы налогового контроля как правовой категории, следует дать оценку научным взглядам на данное юридическое явление. Отметим, что в науке отсутствует единообразное понимание налогового контроля (таблица 1).

ФИО автора Формулировка налогового контроля
Нестеров Н.Н. [2] …охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов.
Ильин А.Ю. [3], Курбатов Т.Ю. [4] …контроль государства за соблюдением налогового законодательства…
Брызгалин А.В.[5] … установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Кучеров И.И. [6] … деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов нацеленную на создание совершенной системы налогообложения…
Ногина О.Н. [7] … собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения…
Поролло Е. В.[8] как функция или элемент государственного управления экономикой, как особая деятельность по исполнению налогового законодательства…
Грачева Е. Ю.,  Соколова Э. Д.[9] …регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Макарова О. А. [10] …деятельность должностных лиц налоговых органов с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов…

Отметим, что большинство ученых формулирует понятие исследуемой категории через «деятельность уполномоченных органов», однако используя при этом различный перечень действий.

  Согласимся с учеными, трактующими «налоговый контроль» как деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах [6].

Таким образом, основываясь на проведенном анализе научных подходов к понятию налогового контроля, в широком смысле эта категория включает в себя всю совокупность действий, направленных на соблюдение налогового законодательства, в узком смысле непосредственную деятельность уполномоченных лиц по проведению налоговых проверок.

Отметим, что исследуемая категория может рассматриваться только как совокупность составляющих ее элементов, т.е. как система, включающая в себя субъекты, предмет, объект, методы и формы налогового контроля:

  • субъектами налогового контроля являются контролирующий уполномоченный налоговый орган, а также подконтрольные лица;
  • предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений (например, налоговый контроль при применении упрощённой системы налогообложения);
  • объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков;
  • методы налогового контроля включают в себя совокупность приемов и способов, применяемых управомоченными субъектами для установления объективных данных по выполнению налоговых обязательств субъектами налоговой проверки;
  • формы налогового контроля установлены ст. 82 НК РФ и представляют собой установленную законодательством совокупность способов осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля [11].

Отметим, что синтезированная нами совокупность элементов налогового контроля подвергается в науке сомнению и дискуссиям. В частности, по прежнему спорной остается категория «объекта налогового контроля».

Ряд авторов под объектом налогового контроля понимает проверяемые организации, другие считают, что это действия конкретных должностных лиц по выполнению своих должностных обязанностей, третьи считают объектом процессы формирования и использования денежных фондов.

В контексте данного исследования, присоединимся к точке зрения Кормилицына А.С. [12] считающего объектом налогового контроля действия (бездействие) подконтрольных лиц.

Также отсутствует единообразие взглядов по поводу форм и методов налогового контроля.  Подчеркнем, что даже принятие Бюджетного и Налогового кодексов, урегулировавших формы финансового и налогового контроля, не привело к единым взглядам на соотношение форм и методов. Отметим, что ст. 82 НК РФ установила конкретные формы проведения налогового контроля, при этом не указав на это прямо:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы в частности, учет организаций (ст. 83 НК РФ); обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ) и др.
Читайте также:  Облагаются ли декретные подоходным налогом

В подтверждение высказанной точки зрения укажем на Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками”, где вышеперечисленные действия названы формами в рамках мероприятий налогового контроля.

Также укажем на весьма разнообразное использование авторами термина «метод налогового контроля». Отметим, что ряд ученых использует данную категорию как синоним «формы налогового контроля», другие просто используют указанное словосочетание, не акцентируясь на определении.

Представляется, что для системного исследования налогового контроля, данный термин необходимо уточнить.

Методы налогового контроля тесно связаны с формами и применяются в совокупности в зависимости от обстоятельств дела, к ним можно отнести: статистический, логический, контент-анализ, экономический анализ, экспертиза и многие другие.

Не останавливаясь подробно на классификации методов, отметим, что каждый метод имеет свое специальное назначение и в рамках одной формы налогового контроля может применяться целая совокупность методов. Подчеркнем, что эффективность реализации той или иной формы налогового контроля во многом зависит от выбора методов, последовательности применения и их сочетания.

Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля в системе финансового контроля позволил обнаружить ряд теоретико-методологических проблем, требующих законодательного закрепления:

  • во – первых, необходимо установить методологические разграничения и сформулировать дефиниции «формы» и «метода» налогового контроля;
  • во-вторых, в силу существующей дискуссии о предмете и объекте налогового контроля, законодателю следует уточнить данные категории, сформулировать критерии и методологические характеристики.

Библиографический список

  1. Финансовое право [Текст]: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 5-е изд, перераб. и доп. – М.: Норма – 2012. – С. 412.
  2. Нестеров Г. Г. Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности [Текст]: Автореферат диссертации д-ра экон. наук. М. – 2010. – С. 17.
  3.  Административная юрисдикция налоговых органов [Текст] / под ред. М. А. Лапиной. – С. 19.
  4. Курбатов Т.Ю. Налоговый контроль как вид внутреннего государственного финансового контроля [Текст] / Т.Ю. Курбатов Т.Ю. // Налоги. – 2013. – № 6. – С. 36-41.
  5. Брызгалин, А. В. Комментарий основных положений Налогового кодекса Российской Федерации [Текст] / А. В. Брызгалин, В. М. Зарипов // Хоз-во и право. — 1999. — № 7. — С. 82–98.
  6. Кучеров, И. И. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах [Текст] / И. И. Кучеров, О. Ю. Судаков, И. А. Орешкин. — М. : Центр ЮрИнфоР. – 2001. — 256 с.
  7. Ногина, О. А. Налоговый контроль: вопросы теории [Текст] / О. А. Ногина. — СПб. : Питер. –2002. — 159 с.
  8. Поролло, Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения [Текст] / Е. В. Поролло. — М. : Гардарика – 1996. — 158 с.
  9. Грачева, Е. Ю. Финансовое право [Текст] / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. — М. : Новый юрист. – 1998. — 304 с.
  10. Малис Н.И. Новые направления налогового контроля и доходная база бюджетов всех уровней [Текст] / Н.И. Малис, Л.П. Грундел // Финансы. – 2014. – N 10. – С.45-50.
  11. Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля [Электронный ресурс] / А.С. Кормилицын // Арбитраж и право. – Режим доступа: http://juristmoscow.ru/nalogovye-spory/stat_nal-sp/1663/
  12. Кормилицын А.С. Объект и предмет налогового контроля [Электронный ресурс] / А.С. Кормилицын // Арбитраж и право. – Режим доступа: http://juristmoscow.ru/nalogovye-spory/stat_nal-sp/1663/

Количество просмотров публикации: Please wait

Формы и методы налогового контроля

  • Формы и методы налогового контроля
  • Методический материал
  • Дата: 2018-12-18
  • Переход на главную
  •  Формы и методы налогового контроля

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля. Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ):

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы.

Налоговый контроль в РФ проводится для установления:

  • правильности ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • правильности исчисления сумм налогов и сборов;
  • правильности и своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
  • правильности ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Налоговым кодексом предусмотрено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. В соответствии со ст.

88 НК РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

  При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка проводится непосредственно по месту нахождения налогоплательщика.

В отличие от камеральной налоговой проверки для проведения выездной налоговой проверки требуется специальное решение руководителя (заместителя руководителя)  налогового органа, определяющее налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, предмет проверки, период проверки, а также должностных лиц налогового органа, уполномоченных на ее проведение.

В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводится по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки представительства и филиала. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.

В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов, необходимых для проведения проверки и представлением им этих документов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Документы представляются в виде заверенных копий. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений)  проверяющими составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих к уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщики или по аналогии. При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемой этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальными предпринимателями, либо их представителями.

Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, т.е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.

Существуют различные методы налогового контроля, как-то: 1) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие; 2) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;

  1. 3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.
  2. В зависимости от времени проведения выделяются следующие виды налогового контроля:
  • предварительный налоговый контроль — проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства и т. д.);
  • текущий (оперативный) налоговый контроль — проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т. д.;
  • последующий налоговый контроль — проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок.

Также выделяют плановый налоговый контроль и внеплановый налоговый контроль. В зависимости от места проведения налогового контроля можно выделить:

  • камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа;
  • выездной налоговый контроль, проводимый по месту нахождения проверяемого лица.

В зависимости от статуса проверяемого субъекта выделяют:

  • налоговый контроль организаций;
  • налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • налоговый контроль физических лиц.

Также бывает:

  • комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;
  • тематический налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.

В зависимости от объекта налогового контроля выделяют:

  • налоговый контроль по проверке начисленных и уплаченных налогов и сборов;
  • налоговый контроль по использованию льгот и использованию различных систем налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной формах;
  • налоговой контроль по проверке кассовой дисциплины;
  • налоговый контроль по проверке наличия специальных разрешений на ведение определенных видов деятельности, лицензий и патентов;
  • другие виды налогового контроля.

В зависимости от используемых методов и приемов выделяют:

  • сплошной налоговый контроль — проверка всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также проверка исполнения иных обязанностей, предусмотренных законодательством;
  • выборочный налоговый контроль — проверка специально отобранных документов по исчислению и уплате конкретного налога или сбора.
Читайте также:  Транспортный налог: налоговая база и ее определение, влияние категории авто на налоги

В зависимости от источников получения сведений можно выделить:

  • документальный налоговый контроль, в ходе которого изучаются данные, зафиксированные в документах;
  • фактический налоговый контроль, в ходе которого проверяется фактическое состояние объектов налогообложения;
  • встречный налоговый контроль, в ходе которого информация о проверяемом лице запрашивается у его контрагентов, банков и других третьих лиц.
  • Смотрите также по теме:
  • Внутренний контроль: понятие, субъекты и объекты, их характеристика
  • Выездная налоговая проверка: условия и процедура проведения (ст. 89)
  • Переход к следующему ответу

Налоговая аналогия: спорный расчетный метод

На самом деле это очень опасно. Если налоговая – по приведенным ниже причинам — взялась за подсчет налогов расчетным методом – это плохой знак. И, как правило, печальный исход.

Лучше этого не допускать. Знать, учиться на чужих ошибках и не попадать на крупные неприятности.

Расчетный метод требует доказательств

Налоговики вправе определить сумму налогов расчетным путем. Это закреплено подп. 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Но четкой и однозначной методики определения налогов расчетным способом не существует.

Гипотезы, допущения – условностей масса. Именно из-за сложностей сбора доказательств, а также по причине просчетов, ошибок и вольностей в расчетах — суды и вышестоящие инстанции отменяют расчетные доначисления налоговиков.

Расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не нарушает конституционные прав налогоплательщиков – считает Конституционный суд.

«Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обуславливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика.» 

(Определения КС от 5 июля 2005 г. № 301-О и от 29 сентября 2015 г. № 1844-О).

Президиум ВАС РФ в ряде своих постановлений указал, что при расчетном методе начисления налогов их достоверное определение по объективным причинам невозможно. Но и недопустимо произвольное определение их суммы налоговым органом.

(Это постановления Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012г. № 16282/11 по делу № А55-5386/2011, от 19 июля 2011г. № 1621/11 по делу № А55-5418/2010, от 22 июня 2010г. № 5/10 по делу № А45-15318/2008-59/444)

Это значит, что свой налоговый расчет контролеры должны подтвердить результатами трудоемкого анализа, точными расчетами и собрать основательную доказательственную базу.

Основания для применения расчетного метода

Перечень оснований, при которых налоговый орган может применить расчетный метод для определения сумм налоговых обязательств, законом ограничен.

В каких же случаях он применим:

1. Отказ допустить налоговиков к осмотру помещений и территорий, используемых в коммерческой деятельности для получения дохода.

Именно отказ или воспрепятствование должностным лицом проверяемой компании или ИП. Причем достаточно один раз отказать в доступе.

При этом отсутствие представителей налогоплательщика при осмотре суды не признают воспрепятствованием доступу, в связи с чем оснований для применения расчетного метода не усматривают. Постановление ФАС СЗО от 29 января 2014 г. по делу №А56-32593/2013.

Но если ревизоры в суде докажут, что компания знала о проверке и умышленно уклонилась от предоставления доступа – расчетный порядок налогов судьи поддержат.

При воспрепятствовании инспектор составит акт воспрепятствования доступу. В случае отказа представителя налогоплательщика от подписи акта в нем делается соответствующая запись. И налоговая получает право сделать расчет налогов самостоятельно.

2. Непредставление документов по запросу налоговиков более двух месяцев.

Игнорирование и непредставление документов по запросу налоговой более двух месяцев суды признают достаточным основанием для исчисления налогом расчетным путем.

3. Отсутствие учета доходов, расходов, объектов налогообложения.

4. Невозможность исчислить налоги по причине ведения учета с нарушением установленного порядка.

Когда-то, в лохматых 90-х и 00-х годах для того, чтобы открутиться от налоговой проверки компании нередко прибегали к помощи контор –«доброхотов»: странным образом похищались документы из автомобиля, в гараже, где хранились документы случался пожар, в офисе — коммунальная авария или другие недоразумения… И затребованные документы исчезали, сгорали или приобретали нечитабельный вид.

Достаточно позаботиться о справке из соответствующих органов о произошедшем или о возбуждении дела – и все, вуаля! – от проверки отвертелись. Ура.

Сейчас все по-другому. Такие уловки налоговики отлично знают. И они не работают. Суд считает противодействием проверке поведение компании, если в случае коммунальной или иной неприятности не будут приняты меры по восстановлению утраченных документов.

https://www.youtube.com/watch?v=-xL0VqgT5vA

А если еще будет доказан и умысел в их уничтожении и уклонении от проверки – руководителю компании грозит уголовная ответственность.

И если вдруг к вам не пришли по причине порчи или утраты документов — значит, не очень-то и хотели. Значит ваша компания для выездной проверки и не очень интересна. Если ревизоры возьмутся – мало не покажется. Доначисление налогов расчетным способом -обеспечено.

Как проводится расчет

Налоговый кодекс указывает на два источника сведений для расчета:

  1. Имеющаяся у налоговиков информация о налогоплательщике
  2. Данные об аналогичных плательщиках налогов.

Какие сведения приоритетны – законом ее определено. Но большинство судов считает, что в первую очередь следует использовать имеющиеся у налоговиков данные о налогоплательщике, а если их недостаточно – то рассчитывать показатели по данным аналогичных компаний.

Расчет по данным налогоплательщика

В эпоху диждитализации и электронного накопления всевозможной информации, о самой компании налоговики могут накопать предостаточно.

Это и:

  • налоговые декларации и расчеты, представленные компаний в ИФНС за проверяемый и предыдущие налоговые периоды по всем налогам и сборам,
  • выписки по банковским счетам,
  • результаты встречных проверок,
  • данные имущественных реестров,
  • сведений таможни,
  • отчеты в Росстат,

— и сведения из других источников, которые компания могла представлять «во внешний мир» — например, для оформления кредита, получения разрешения на строительство, для участия в закупках или получения субсидий.

Выбор аналогичного

Найти компании с аналогичными условиями и сопоставимыми показателями налоговикам совсем непросто. А оспорить – легко. Должна сказать, что расчет по аналогии – это часто полет фантазии.

Недостаточность или несопоставимость сведений, собранных налоговиками можно оспорить в суде.

Как показывает практика, для поиска аналогичных налогоплательщиков, ключевыми являются такие критерии, как:

  • отраслевая принадлежность;
  • конкретный вид деятельности;
  • объем выручки;
  • численность персонала;
  • система налогообложения.

Аналогов также могут искать по ассортименту и количеству выпускаемой продукции, по объемам и номенклатуре реализованных товаров, по параметрам сдаваемых в аренду площадей, по рынкам сбыта, режиму работы.

Суды отмечают, что для обоснованности выбора аналога нужна совокупность критериев, совпадения по одному–двум из них – недостаточно.

При этом важно, чтобы сопоставимые показатели отказывали непосредственное влияние на результаты деятельности организации.

Например, при сдаче недвижимости в аренду ключевым показателем является площадь сданных в аренду помещений у аналогичных организаций и их местонахождение, а не количество сотрудников.

На эту тему интересное решение суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2010г. N А32-15315/2009.

Не признаются судами сопоставимыми условиями, к примеру продажа одних и тех же товаров компанией-производителем и торговой компанией, продающей их оптом. Или производственные показатели ИП и госпредприятия, осуществляющих такую же деятельность.

Творческий подход налоговиков по каждому из критериев следует проверить, и — по неубедительным и «притянутым за уши» – собрав контрдоказательства и подготовив контррасчеты – можно и поспорить.

Почему это опасно

Как правило налоги, доначисленные налоговиками расчетным способом, существенно превышают те суммы, которые вы заявляли к уплате или готовы уплатить.

Почему?

Налог на прибыль

Доходы собрать легко. По банковским выпискам, по встречкам. Будете потом доказывать, что эти поступления авансы, залоги, возвратные средства – и что к налоговой базе они отношения не имеют.

А вот с расходной частью – вообще все непросто. Как вы понимаете, одного факта оплаты недостаточно. Расходы разношерстны и по каждому виду имеются свои нюансы: и особый порядок признания, и вариантность учета, определенная учетной политикой, нормативы списания, даты признания и прочее. Не говоря про обоснованность, документальное подтверждение и направленность расходов на получение дохода.

Да, суды указывают, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль и при упрощенной системе налогообложения (Доходы-Расходы) х15% расходы надо учитывать.

Полезные постановления Президиума ВАС РФ от 9 марта 2011 г. №14473/10, от 25 мая 2004 г. № 668/04 и от 19 июля 2011 г. № 1621/11. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. N Ф04-6486/2007(38351-А45-40) и ФАС Дальневосточного округа от 26 ноября 2008 г. N Ф03-5189/2008.

Ок, возможно такие очевидные расходы как расходы на оплату труда и страховые взносы налоговики и примут по вашим сданным в ИФНС декларациям и расчетам. Но не стоит рассчитывать, что ревизоры займутся восстановлением вашего учета. Не для этого назначена налоговая проверка. И от нее ждут эффективности. Доначислений.

НДС

По вычетам НДС своя история. В этом вопросе суды единогласны: подлежащий уплате в бюджет – да, можно исчислить расчетным путем.

Но возможность определения вычетов расчетным путем, налоговым законодательством не предусмотрена. Право на вычет носит заявительный характер и подтверждается счетами-фактурами.

И если налогоплательщик это право не заявил и не подтвердил, то налоговый орган предоставлять вычет не обязан.

То есть кредит 68 счета налоговики соберут, а Дт—увы.

Об этом подп. 7 пункта 1 статьи 31 и пункт 7 статьи 166 Налогового кодекса, определение ВС РФ от 14 марта 2016г. № 303-КГ16-312, постановления Президиума ВАС РФ от 09 ноября 2010г. N 6961/10 и от 30 октября 2007г. N 8686/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2011 г. N А56-13885/2010 и ФАС Поволжского округа от 14 декабря 2010г. N А55-1057/2010.

Судебные перспективы — безрадостные

Несколько лет назад суды не приветствовали расчет налогов по аналогии, досконально разбираясь в каждом конкретном случае, критически изучали обоснованность применения расчетного метода, настаивали на грамотных расчетах, отклоняли вольности и пресекали самодеятельность налоговиков.

Вообще судебный спор – штука творческая. Но суды в современных реалиях — явно на пробюджетной позиции. Спорить стало сложно. Но все еще можно убеждать. И удивлять.

От подсчета налогов расчетным методом отбиться будет трудно. В суде вы заведомо в оправдательной позиции. Вы – «плохиш». А что? Не пускали, учет не вели, документы не представляли. Налоговая — заботясь о пополнении бюджета и несмотря на ваше противодействие — все же рассчитала (как сумела) ваши налоговые обязательства.

Верховный суд указал:

  • необоснованность выводов налогового органа доказывает налогоплательщик! (Определение ВС РФ от 20 апреля 2016 г. № 304-КГ16-3174),
  • при несогласии с расчетным методом налогоплательщик должен представить доказательства экономической необоснованности расчетов, произведенных налоговым органом (Определение ВС РФ от 25 января 2016 г. № 302-КГ15-17939).

Придется потрудиться

  • Для того, чтобы развернуть ход судебного процесса в свою сторону, нужны оригинальные контраргументы, грамотные контррасчеты и весомые контрдоказательства.
  • Удивить налоговиков и убедить суд – надо здорово постараться!
  • С чего начать:
  1. Оцените правомерность применения расчетного метода, Достаточны ли основания. Их обоснованность.
  2. Сравните критерии, показатели, условия работы выбранных налоговиками аналогичных налогоплательщиков.

    Поищите расхождения, несоответствия, основания для несопоставимости.

  3. Сделайте контррасчеты. Максимально полно соберите документы, подтверждающие расходы и налоговым вычеты по НДС. Это — ваша расходная часть и возможность уменьшить налоговые последствия.

  4. Убеждайте суд, что именно ваш расчет продуман, доказан и верен!

Да, трудно. Но пробовать стоит. Или молча сложить ручки в ожидании развязки? Накосячили – исправляйте! Всегда стоит бороться и защищаться.

А лучше не провоцировать ревизоров на применение расчетного метода, не подставлять свой бизнес под разорение. Продумывать действия, знать о рисках и просчитывать последствия.

  1. Надеюсь, что было полезно.
  2. С бодрыми намерениями, ваш консультант
  3. Татьяна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *