73 фз о государственной судебно-экспертной деятельности: как, где, когда и кем применяется

Необходимость в объективной и независимой профессиональной оценке возникает при разногласиях сторон по бесконечному множеству обстоятельств. Если эти обстоятельства не могут быть установлены судом самостоятельно в силу отсутствия необходимых специальных знаний, назначается судебная экспертиза.

Общие сведения

Федеральный закон N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в апреле и одобрен Советом Федерации в мае 2001 года, вступив в силу после официальной публикации в «Российской газете» 31 мая того же года. Также в это время вносились корректировки в Федеральный закон об экологической экспертизе. подробнее об этом здесь:

Преамбула закона о судебно-экспертной деятельности гласит, что «настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве».

Также ознакомьтесь с основными положениями ФЗ об адвокатуре. Подробности по ссылке:

Структурно ФЗ-73 о госэкспертизе представлен шестью главами, содержащими 43 статьи. Рассмотрим подробнее его структуру и основные положения, прописанные в законе.

Общие положения:

  • Понятие государственной судебно-экспертной деятельности, её задача, правовая основа, принципы;
  • Соблюдение законности, прав и свобод третьих лиц при её осуществлении;
  • Независимость эксперта, объективность и полнота исследований;
  • Основные понятия, прописанные в законе, объекты исследований;
  • Государственные профильные учреждения;
  • Государственный судебный эксперт и требования, предъявляемые к нему.

Обязанности и права:

  • Обязанности и права руководителей государственных судебно-экспертных учреждений;
  • Обязанности и права специалистов (экспертов);
  • Ограничения при подготовке и осуществлении исследований.

Производство экспертизы:

  • Основания;
  • Дополнительное и повторное проведение;
  • Комиссионная судебная экспертиза;
  • Комиссии экспертов одной и различных специальностей;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы;
  • Заключение эксперта (комиссии экспертов) и его состав.

Особенности судебной экспертизы в отношении живых лиц:

  • Условия и место проведения;
  • Добровольность и принудительность;
  • Основания и порядок перевода лица в медицинский стационар;
  • Сроки нахождения в стационаре;
  • Гарантии прав лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза;
  • Условия её проведения в отношении лиц, находящихся под стражей или в психиатрических стационарах;
  • Обеспечение лиц, которые помещены в судебные психиатрические экспертные центры;
  • Ограничения при проведении экспертизы в отношении живого человека;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы в отношении живого человека.

Обеспечение судебно-экспертной деятельности профильных учреждений:

  • Финансирование;
  • Организационное и научно-техническое обеспечение;
  • Информационная поддержка;
  • Охрана экспертных учреждений.

Заключительные положения:

  • Распространение положений закона об экспертной деятельности на негосударственные экспертные центры и их специалистов;
  • Приведение существующих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим законом;
  • Порядок вступления закона об экспертной деятельности в силу.

Последняя редакция 73 ФЗ о ГСЭД в РФ датируется 2015 годом.

Последние поправки

За более чем 15 лет своего существования, закон об экспертной деятельности неоднократно претерпевал изменения. Последняя редакция закона, действующая на настоящий момент, датируется 8 марта 2015 года. Поправки были продиктованы вступлением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С выходом Федерального закона от 08.03.15 «О внесении изменений…», поправки коснулись только формулировок, притом всего в двух статьях закона об экспертной деятельности:

Статья 3 о правовой основе государственной судебно-экспертной деятельности была дополнена ссылкой на Кодекс административного судопроизводства РФ в качестве одного из источников правовой основы в данной сфере.

Часть 3 статьи 37 о финансировании судебно-экспертной деятельности также претерпела изменения. Государственные судебно-экспертные учреждения имеют право предоставлять платные услуги в виде экспертиз, осуществляемых на основании договора с третьими лицами.

  • Также данная статья закона об экспертной деятельности была дополнена сведениями о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу: экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.
  • Рассмотрим отдельные статьи настоящего закона, которых не коснулись поправки.
  • Статья 13 ФЗ-73 о профессиональных и квалификационных требованиях, предъявляемых к эксперту, гласит о том, что эту должность в судебных экспертных учреждениях может занимать только гражданин России с высшим образованием, получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности, в то время как эксперт подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел должен иметь по меньшей мере среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

К определению уровня квалификации и аттестации специалистов на право самостоятельно проводить судебную экспертизу привлекаются экспертно-квалификационные комиссии. По закону ФЗ 73 об экспертной деятельности, уровень квалификации экспертов должен пересматриваться каждые 5 лет.

Статья 16 ФЗ-73 прописывает перечень обязанностей судебного эксперта. Так, данный специалист обязан:

  • Принять к производству порученную руководителем экспертизу, произвести полное исследование предоставленных материалов и объектов с использованием научных знаний и технологий;
  • Составить объективное заключение, дав ответы на поставленные вопросы, либо составить мотивированное письмо о невозможности проведения экспертизы, если на то есть веские причины. Например, если поставленные перед специалистом вопросы не входят в сферу его компетентности, предоставленные материалы не годятся или недостаточны для исследования и вынесения заключения, в то время как дополнить их возможности нет, либо же ответ на поставленный вопрос не может быть найден ввиду недостаточного уровня развития современной науки;
  • Не разглашать полученные в ходе проведения экспертизы сведения;
  • Обеспечить сохранность материалов, которые были ему предоставлены.

Также в ст. 16 73 ФЗ прописаны действия, которые специалист в ходе своей экспертной деятельности совершать не вправе. Чтобы ознакомиться с содержанием данной статьи, предлагаем скачать закон 73-ФЗ об экспертизе тут.

Статья 20 ФЗ-73 прописывает основание и порядок проведения дополнительной и повторной судебных экспертиз. Так, в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, производство дополнительной экспертизы может быть передано как прежнему, так и иному эксперту.

  1. В то же время, если основанием для проведения повторной экспертизы явились возникшие у суда или следствия сомнения в части объективности ранее полученного заключения, согласно положениям закона о судебно-экспертной деятельности, экспертиза поручается другому специалисту или комиссии экспертов.
  2. ФЗ о судебной системе 2018 года в РФ читайте по ссылке:
  3. Статья 25 ФЗ о ГСЭД прописывает:
  • Сведения, которые должны быть отражены в основанном на проведенных исследованиях письменном заключении эксперта;
  • Необходимость его заверять подписями и печатью учреждения;
  • Обязательность приложения к заключению материалов, его иллюстрирующих — это документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований. Содержатся в хранилище судебно-экспертного учреждения и выдаются по требованию для приобщения к делу.

Статья 41 в соответствии с нормами процессуального законодательства предусматривает возможность проведения судебной экспертизы вне соответствующих учреждений лицами, не являющимися судебными экспертами. Необходимость участия таких лиц возникает в случае, когда для экспертизы необходимы специальные знания узкого профиля в области науки, техники, искусства или ремесла.

Текст действующей редакции закона

Глава 4 Федерального закона РФ от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ
  • О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
  • СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Принят
  • Государственной Думой
  • 5 апреля 2001 года
  • Одобрен
  • Советом Федерации
  • 16 мая 2001 года
  •                  Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно — экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
  •                  Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
  •              Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  •              Глава II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА
  • ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  •              Глава III. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
  • В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  •              Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ
  • ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНОМ
  • УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ (смотреть ниже)
  •              Глава V. ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, НАУЧНО —
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  •              Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Президент
  • Российской Федерации
  • В.ПУТИН
  • Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ
  • ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНОМ
  • УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ
  • Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц
Читайте также:  Право наследования: кто имеет право на получение имущества

                 Судебная экспертиза в отношении живых лиц производится в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

  1. Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц
  2.                  Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в медицинском или ином учреждении, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования.
  3.                  В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно может быть помещено в медицинский стационар в порядке, предусмотренном статьями 28 — 30 настоящего Федерального закона и процессуальным законодательством Российской Федерации.
  4.                  Доставка в медицинское или иное учреждение лица, направленного на судебную экспертизу, обеспечивается органом или лицом, назначившими судебную экспертизу.
  5. Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы
  6.                  Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.
  7.                  В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно — экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе.
  8.                  Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.

                 Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае, если в процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится прямого указания на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, государственное судебно — экспертное учреждение не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в принудительном порядке.

Статья 29. Основания и порядок помещения лица в медицинский стационар

                 В случае возникновения при назначении или производстве судебно — медицинской либо судебно — психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы. Порядок помещения лица в медицинский стационар определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

                 Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в медицинские стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц.

                 Для производства судебно — психиатрической экспертизы лицо помещается в психиатрический стационар или судебно — психиатрический экспертный стационар только на основании определения суда или постановления судьи. Судебно — психиатрические экспертные стационары могут быть предназначены для помещения в них лиц, не содержащихся под стражей, или для помещения в них лиц, содержащихся под стражей.

  •                  Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу и поместившие лицо в медицинский стационар в принудительном порядке, обязаны в течение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи, родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствии таковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.
  • Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинском стационаре
  •                  Лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно — медицинской или судебно — психиатрической экспертизы на срок до 30 дней.
  •                  В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.
  •                  Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока.
  •                  Судья выносит постановление и уведомляет о нем эксперта или комиссию экспертов в течение трех дней со дня получения ходатайства.
  •                  В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него.
  •                  Руководитель медицинского стационара извещает о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей постановлении лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу.

                 В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

                 Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре, установленных настоящей статьей, может быть обжаловано лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, а также руководителем медицинского стационара в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре может быть обжаловано также непосредственно в суд по месту нахождения указанного стационара.

  1. Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза
  2.                  При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещаются:
  3. ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза;
  4. испытание новых лекарственных средств, методов диагностики, профилактики и лечения болезней, а также проведение биомедицинских экспериментальных исследований с использованием в качестве объекта лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
  5.                  Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, относящиеся к предмету данной судебной экспертизы.
  6. Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, не относящихся к предмету данной судебной экспертизы.
  7.                  Свидания лица, помещенного в медицинский стационар, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.
  8.                  Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

                 Лицу, помещенному в медицинский стационар, должна быть предоставлена реальная возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

Читайте также:  Как оформить пенсию по потере кормильца? какие необходимы документы?

                 Лица, не содержащиеся под стражей, имеют право на возмещение расходов, связанных с производством судебной экспертизы, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

                 Судебно — психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится как в судебно — психиатрических экспертных стационарах, так и в иных психиатрических стационарах.

Помещение в указанные стационары лиц, содержащихся под стражей, не допускается.

Помещение лиц, не содержащихся под стражей, в иные психиатрические стационары не должно существенно затруднять производство судебной экспертизы.

                 Лица, не содержащиеся под стражей, в период производства судебно — психиатрической экспертизы пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

                 В случае совершения лицом, не содержащимся под стражей, не страдающим тяжелым психическим расстройством, действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих или дезорганизующих работу психиатрического стационара, администрация данного стационара сообщает об этом в орган внутренних дел, который должен принять к нарушителю меры, направленные на пресечение указанных действий. В случае, если подобные действия совершены лицом, в отношении которого судебно — психиатрическая экспертиза производится в добровольном порядке, оно может быть выписано из психиатрического стационара, о чем администрация данного стационара в письменной форме извещает орган или лицо, назначившие указанную экспертизу.

Статья 33. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

                 Судебно — психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в судебно — психиатрических экспертных стационарах, предназначенных для помещения в них указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана указанных стационаров осуществляются органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

                 На лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно — психиатрические экспертные стационары, распространяются нормы Уголовно — процессуального кодекса РСФСР и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При этом нормы, предусматривающие применение к указанным лицам мер взыскания и их материальную ответственность, не распространяются на лиц с явными признаками тяжелых психических расстройств.

  •                  Порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно — психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров определяется совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, на который возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.
  • Статья 34. Обеспечение лиц, помещенных в судебно — психиатрические экспертные стационары
  •                  Материально — бытовое и медико — санитарное обеспечение лиц, помещенных в судебно — психиатрические экспертные стационары, осуществляется по нормам и правилам, установленным для психиатрических стационаров законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
  • Статья 35. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

                 При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещается применять методы исследований, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации.

Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях.

Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

                 У лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, в медицинском учреждении берутся образцы, необходимые для проведения исследований, о чем указывается в заключении эксперта.

Образцы получает врач или иной специалист в присутствии двух медицинских работников данного медицинского учреждения.

Принудительное получение образцов у лиц, направленных на судебную экспертизу в добровольном порядке, не допускается.

Статья 36. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

                 При производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

Присутствие иных участников процесса допускается с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, и лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, либо его законного представителя.

                 При проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола. Указанное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.

  1. Президент
  2. Российской Федерации
  3. В.ПУТИН

Законодательство

  • Статья 1
  • Внести в Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РоссийскойФедерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2291) следующие изменения:
  • 1) в статье 13:
  • а) в абзаце втором после слова «подготовки» дополнить словом «государственных»;
  • б) дополнить абзацем следующего содержания:
  • «Должность эксперта, осуществляющего производство судебной экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждений может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности.»;
  • 2) в статье 41:
  • а) в абзаце первом после слов «может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами,» дополнить словами «являющимися членами саморегулируемой организации, которая осуществляет саморегулирование в области судебно-экспертной деятельности,»
  • б) в абзаце втором после цифры «8,» дополнить цифрой «13,».
  • Статья 2
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.
  • Президент
  • Российской Федерации
  • Приложение
  • к проекту федерального закона
  • «О внесении изменений в
  • Федеральный закон
    «О государственной
  • судебно-экспертной деятельности
  • в Российской Федерации»
  • ФИНАНСОВО‑ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
  • проекта федерального закона
  • «О внесении изменений в Федеральный закон
    «О государственной судебно-экспертной деятельности
  • в Российской Федерации»
  • Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
  • Приложение
  • к проекту федерального закона
  • «О внесении изменений в
  • Федеральный закон
    «О государственной
  • судебно-экспертной деятельности
  • в Российской Федерации»
  • ПЕРЕЧЕНЬ
  • законов Российской Федерации и законов РСФСР,
    федеральных конституционных законов, федеральных законов
    и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
    изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального
    закона «О внесении изменений в Федеральный закон
  • «О государственной судебно-экспертной деятельности
  • в Российской Федерации «
  • В случае принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • к проекту федерального закона
  • «О внесении изменений в Федеральный закон
    «О государственной судебно-экспертной деятельности
  • в Российской Федерации «

Согласно имеющейся статистике, более 60% назначаемых судебных экспертиз в Российской Федерации проводится лицами, не являющимися государственными судебными экспертами (далее — негосударственные эксперты). За последнее десятилетие этот процент постоянно растет в связи с многократным увеличением общего количества назначаемых экспертиз. Однако действующее федеральное законодательство не предоставляет возможность суду в полной мере оценивать квалификацию и компетентность негосударственного эксперта, который будет выполнять или уже выполнил судебную экспертизу. Это порождает подготовку судебных экспертиз с противоположными выводами по одному объекту исследования, назначения новых дорогостоящих экспертиз и в конечном итоге принятие судом таких судебных решений, в основе которых необоснованные и необъективные выводы негосударственных экспертов.

Читайте также:  Как найти хозяина земельного участка, который кажется заброшенным

Указанные факты позволяют сделать вывод, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) не в полной мере регулирует судебно-экспертную деятельность негосударственных экспертов.

В связи с этим необходимо отметить недостаточность правовой базы, регулирующей деятельность негосударственных экспертов. Указанный факт справедливо отмечен Президентом Российской Федерации Д.

Медведевым в перечне поручений от 03 февраля 2012 года № Пр-267 в адрес правительства Российской Федерации.

  1. Действующее законодательство от негосударственных экспертов не требует наличия гражданства Российской Федерации, наличия высшего образования по специальности, прохождения специальной подготовки (переподготовки) по конкретной экспертной деятельности, добровольной сертификации, которая подтверждала бы компетентность негосударственного эксперта по различным экспертным специальностям.
  2. На основании вышеизложенного в целях поднятия статуса негосударственных экспертов в статье 13 Федерального закона необходимо установить профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к негосударственному эксперту.
  3. Кроме этого, вносимое изменение в статью 41 Федерального закона устанавливает дополнительное требование к негосударственному эксперту, согласно которому он в обязательном порядке должен являться членом саморегулируемой организации, которая осуществляет саморегулирование в области судебно-экспертной деятельности.

Предлагаемые изменения связаны с тем, что в Российской Федерации образованы саморегулируемые организации, осуществляющие саморегулирование в области судебно-экспертной деятельности (далее — саморегулируемая организация), которые объединяют в своих рядах на добровольной основе членов — субъектов одной профессиональной деятельности — негосударственных судебных экспертов. При этом к негосударственным судебным экспертам — членам саморегулируемой организации предъявляются те же требования, что разработаны для деятельности государственных экспертов. Среди этих требований следует отметить: обязательное наличие высшего образования, в полной мере соответствующего тем видам экспертиз, которые выполняются экспертом; плановое прохождение повышения квалификации; прохождение процедуры добровольной сертификации по конкретной экспертной специализации. Дополнительно в саморегулируемой организации страхуется профессиональная ответственность негосударственного эксперта. Саморегулируемая организация на себя возлагает дополнительные функции учебно-методического и информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности негосударственного эксперта. Статус негосударственного эксперта в лице члена саморегулируемой организации будет свидетельствовать о его высоком уровне подготовки и должном контроле за его деятельностью.

Указанное выше направлено на повышение эффективности процесса формирования и развития цивилизованного рынка в сфере негосударственной судебной экспертизы и защиты законных прав и интересов граждан и государства.

Сохранить как PDF файл

Федеральный закон Российской Федерации "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

  • от 31 мая 2001 года №73-ФЗ
  • О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
  • Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года
  • Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года
  • Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
  • Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

  1. Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
  2. Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
  3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *