Виды международных преступлений как нарушение норм и принципов международного права

  • Международное право – рассматривает взаимодействие государств и регулирует их взаимоотношения на основе принятых национальных и международных правовых норм.
  • Предметом международного права является рассмотрение взаимодействия государств и международных организаций, его объектом — отношения между странами и международными организациями, которые взаимодействуют по вопросам, касающимся их интересов.
  • Метод международного права состоит в принуждении или в угрозе силового принуждения для соблюдения тех или иных международных договорённостей заключенных странами.

Замечание 1

Социальная сущность международного права состоит в том, что поддерживает мирные отношения между странами, тем самым способствуя общему развитию государств, их экономике, культуре, разоружению, снижению количеству военных конфликтов.

Международно-правовая ответственность

За нарушение международного права следует международно — правовая ответственность.

Замечание 2

Международно-правовая ответственность означает, что совершивший противоправные действия и нарушивший тем самым принятые договорённости должен компенсировать нанесённый им вред.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Наиболее ярким и показательным примером являются нарушения международного гуманитарного права.

Определение 1

Международное гуманитарное право – это защита населения в ходе боевых действий и возникших вооруженных конфликтов при помощи определённой группы юридических правовых норм, разработанных и принятых мировым сообществом.

Основными источниками международно — гуманитарного права, в которых указывается ответственность стран за свои действия можно считать принятые в различные годы Женевские Конвенции, в которых оговаривались условия обращения с получившими ранения, военнопленными и с гражданским населением.

Пример 1

Одним из последних документов такого рода является доклад, принятый в 2001 году Комиссией международного права на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Согласно данному международному документу под названием «Тексты проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния» приводились в порядок правовые нормы, в которых говорилось про ответственность каждой из стран за свои деяния.

  1. Международно-правовая ответственность регулируется подотраслью международного права – правом международной ответственности.
  2. Стоит сказать, что государства несут ответственность за свои действия согласно предписанию принципу, означающему, что принятые сторонами соглашения должно соблюдать без обмана со стороны какого либо государства.
  3. За нарушения норм международного гуманитарного права любая страна несёт ответственность перед своими соседями и международным сообществом. К таким нарушениям относятся:
  • Противоправные действия, которые совершили органы государства, используя при этом и военные силы.
  • Нарушения, которые совершили лица или некие образования выполнявшие работу некоторых элементов государственной власти по заданию другого государства.
  • Противоправные действия совершенные как некими лицами так и организованными группами, которые работали под прямым началом руководства своего государства.
  • Противоправные действия, которые совершено определёнными лицами или организациями и о которых государство знает и рассматривает их деяния как свои собственные.
  • Кроме того страна может нести ответственность если оно не предприняло надлежащих действий по предотвращению принятых норм международного права и не приняло меры по наказанию лиц и организаций причастных к совершённым преступлениям.

Международно-правовая ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права

Одним из главных принципов международного гуманитарного права является личная ответственность за его нарушение. Данное положение впервые было сформулировано в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Нюрнбергский трибунал был создан в 1945 году по Соглашению между союзниками во Второй Мировой войне – СССР, США, Великобританией и Францией.

На Нюрнбергском трибунале были сформулированы следующие принципы, касающиеся индивидуальной ответственности за нарушения международного гуманитарного права:

  1. Преступления против мира. Это означает нести ответственность за планирование, подготовку и начало военных действий, или участие в таких действиях, нарушая тем самым международные соглашения и договорённости.
  2. Военные преступления, нарушающие международное гуманитарное право. К данным злодеяниям относятся преступления, которые носят характер насильственных и издевательских действий по отношению к мирному населению. Примером служит увод в рабство, издевательство над военнопленными и гражданским населением. Также к таким преступлениям относятся и целенаправленное и бессмысленное разрушение населённых пунктов, городов, деревень.
  3. Преступления против человечества. К таким преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие зверства, которые были совершены в отношении мирного населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам.

    Замечание 3

    К таким преступлениям также относят геноцид – как целенаправленное истребление определённой группы населения согласно неким расовым, национальным и религиозным представлениям.

Подобные преступления могут происходить как в мирное, так и в военное время. Участники и организаторы подобных деяний «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» принятой в 1948 году не имеют права убежища и должны выдаваться для судебных разбирательств и вынесения приговора.

Международный терроризм также является одним из распространенных видов международного преступления.

Это преступление обладает следующими специфическими чертами — подготавливается теракт на территории одной страны, а само преступление совершается уже в другом государстве. При этом преступник скрывается во владениях иной страны, в связи, с чем возникает вопрос о выдаче.

Торговля и распространение наркотических и психотропных препаратов также является международным преступлением и карается соответственно с принятыми международными и национальными правовыми нормами.

Согласно принятым международным документам, в частности Конвенции о психотропных веществах подписанной в 1971 г., государства самостоятельно определяли законодательные нормы, наказывающие за нарушение провозглашённых правил.

К международным преступлениям также относится:

  • торговля людьми — продажа в рабство мужчин, женщин, детей преследуется международными органами. С 1999 года ведется мировая программа по борьбе с работорговлей.
  • подделка денежных знаков – согласно принятым постановлениям, государства берут на себя обязанности по искоренению и пресечению преступной деятельности связанной с подделкой денежных средств.
  • пиратство – как незаконный захват любых транспортных средств на море и в воздухе с целью извлечения незаконной прибыли также преследуется международным и национальными законодательствами и считается одним из видов международного преступления.

Ответственность за нарушение принципов международного права его субъектами

В теории международного права принципы международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений.

Таким образом, принципы международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств [5].

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года [2].

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип суверенного равенства государств;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип нерушимости государственных границ;
  • Принцип территориальной целостности государств;
  • Принцип уважения прав человека и основных свобод [7].

В Уставе ООН указывается обязательность уважения территориального верховенства. Это сделано в форме запрещения агрессивных войн.

Устав ООН предписывает всем членам Организации воздерживаться «в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций» (п. 4 ст. 2) [12].

Все спорные вопросы, которые возникают у государств в связи с тер­риториальным устройством, должны решаться мирными средствами, без применения оружия[9].

Территориальные вопросы неразрывно связаны с проблемой сохранения мира и предотвращения войны. «Если попытаться,— как подчеркнул Н. С.

Хрущев,— выделить те вопросы, по которым чаще всего возникают опасные трения между государствами в разных районах мира, то это, несомненно, территориальные споры, проблемы границ государств, взаимные или односторонние притязания государств на территорию друг друга»[10].

Принцип уважения территориальной целостности (неприкосновенности) непосредственно вытекает из обязанности государств соблюдать территориальное верховенство друг друга. Империалистические державы стремятся сохранить свои привилегии в бывших колониальных и зависимых странах, занять ключевые позиции в их экономике.

Так, например, американские монополии захватили в Ливии лучшие нефтяные участки, на которые приходится более 90% общей добычи нефти в стране. В 1962 г.

доходы американских нефтяных компаний в Ливии составили более 50 миллионов фун­тов стерлингов, в то время как отчисления в казну ливийского государства не превысили 7 миллионов фунтов [14,С. 28].

Подобные действия империалистических держав, ограничивающие право слаборазвитых стран свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами в национальных интересах, являются противоправными, нарушающими принцип суверенитета и территориального верховенства.

VII сессия Генеральной Ассамблеи в резолюции 626 (VII) «Право свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов» отметила, что «право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать является их неотъемлемым суверенным правом и соответствует целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций» [1].

Это не единственный пример нарушения принципов Устава ООН.

Со стороны США в отношении Ливии были нарушены 5 (пять) основных принципов международного права: 1) Принцип неприменения силы и угрозы силой; 2) Принцип разрешения международных споров мирными средствами; 3) Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; 4) Принцип территориальной целостности государств; 5) Принцип уважения прав человека и основных свобод. Также США нарушила принцип уважения прав человека и основных свобод, поскольку нарушила право на жизнь людей, живущих на территории Ливии [15].

Нарушение основных принципов международного права ставит под сомнение существование самого международного права. В виде приговора выступила очередная резолюция Совета Безопасности ООН (далее СБ ООН) по отношению к Ливии. Резолюция № 1973 ввела новые санкции против Ливии и усилила старые, введённые Резолюцией № 1970 от 26 февраля.

Нарушения международного права в новой резолюции  проявляются: Во-первых, новая резолюция установила «обязанность прекращения огня».  Однако при этом не было указано, кто должен прекратить огонь. Обычно такое требование обращается «ко всем сторонам» конфликта. Однако в резолюции 1973 такого уточнения нет. В такой ситуации это означает обращение лишь к властям страны.

Читайте также:  Список документов для погашения ипотеки материнским капиталом в рф: правовые особенности

Особо опасным пунктом резолюции является предоставление права предпринять «все необходимые меры» для защиты гражданского населения. При этом не уточнено кому предоставляется такое право. Возможно, это право предоставлено «любым желающим государствам-членам». Такая формулировка не исключает применение вооружённой силы, включая бомбардировки с воздуха.

Значит, резолюция 1973 формально «уполномочила» любое государство-член ООН использовать это средство, если оно будет сочтено необходимым. Параграф 6 Резолюции 1973 устанавливает запрет на воздушные полёты над территорией Ливии. А параграф 7 разрешает всем государствам «принимать все необходимые меры» для обеспечения этого запрета.

Впрочем, и предыдущая Резолюция № 1970, принятая 26 февраля, также прямо нарушала все мыслимые нормы и принципы международного права.

Всё это говорит о том, что резолюции СБ ООН №1970 и №1973 приняты с грубейшими нарушениями международного права [11].

Любое нарушение международного права влечет привлечение к ответственности государства нарушившего принципы и нормы международного права.

Право международной ответственности — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют для субъектов международного права юридические последствия международно-противоправных деяний, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной международным правом. [ 6, С.369].

Согласно Уставу ООН «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности» несет Совет Безопасности [13].

В соответствии с принципом ответственности государство несет ответственность за свое собственное поведение. Однако порою противоправное деяние является результатом взаимодействия ряда государств. Если государство оказывает помощь другому государству при совершении им противоправного деяния, то оно несет ответственность при условии, что:

  1. это делается со знанием обстоятельств противоправного деяния;
  2. деяние было бы противоправным в случае, если бы оно было непосредственно совершено государством, оказывающим помощь.

В практике обычно имеет место оказание помощи в нарушении общепризнанных норм. После бомбардировки американской авиацией г. Триполи в 1986 г. Ливия предъявила претензии и Великобритании, которая разрешила использовать свои авиабазы. И заявила, что Великобритания «несет частичную ответственность» за «поддержку и непосредственное содействие» совершению нападения.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности неоднократно призывали государства воздерживаться от предоставления военной помощи государствам, совершившим серьезные нарушения прав человека [3, С.30‑33].

По этому поводу Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию, призвавшую все государства «воздерживаться от оказания какой-либо помощи или предоставления каких-либо средств для совершения актов агрессии против» Ливии [4].

Кроме этого Чартером ООН был установлен механизм быстрого и решительного действия по вопросам глобального мира и безопасности, осуществляемый Советом Безопасности. Статья 2 (4) из Чартера ООН ясно определяет универсально принятый принцип международного права.

Он гласит: «Все Члены должны воздержаться в рамках международных отношений от угрозы или использования силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства, или в любой другой форме, противоречащей Целям Организации Объединенных Наций»:

Исключение к этому принципу невмешательства находиться в статье 2(7), которая закрепляет, «ничто …в Чартере не должно давать право ООН вмешиваться в вопросы, которые находятся в пределах внутренней юрисдикции  любого государства… но этот принцип не должен наносить ущерб применению мер осуществления Главы VII».

В главе VII содержатся полномочия Совета Безопасности, который  определяет, что есть угроза миру, нарушение мира или акт агрессии, и может применять особые меры.

Эти меры, типа экономических санкций или использования военной силы, могут быть обязательны для государств- членов, чтобы «поддерживать или восстанавливать безопасность и мир во  всем мире» [8, С.37].

При этом для «поддержки или восстановления безопасности» в Ливии необходимо осуществление законной миротворческой операции организации. Подробное описание содержит Устав ООН.

Как вытекает из основополагающего документа, государства обязаны передавать воинские подразделения из под своего суверенного командования, под командование Военно-штабного комитета ООН, формируемого Советом Безопасности.

Эти силы действуют на основании особых соглашений стран с Совбезом.

Соглашения вступают в силу только после ратификации их парламентами стран — участниц международных сил.

Планы применения таких сил — если исходить из Устава ООН — должны исходить не от «США, Великобритании и Франции», а от самого Совета Безопасности, при помощи его военно-штабного комитета. Военно-штабной комитет должен состоять из начальников штабов всех постоянных членов Совета Безопасности.

Устав ООН дает Ливии полное право на оборону от такой агрессии США, Франции и Великобритании. Как говорит статья 51 — Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону.

Кроме этого, Ливию так и не пригласили для рассмотрения её дела и  акцию в отношении Ливии готовят вовсе не силы ООН.

Генеральные штабы Китая и России незаконно отстранены от управления военной операцией против Ливии, и Совет Безопасности не информирован о военных подробностях операции, что является просто обязательной частью процедуры применения международных сил во всех предусмотренных Уставом ООН форматах [16].

В итоге, данные действия со стороны США были охарактеризованы как  военное вмешательство сил международной коалиции в гражданскую войну в Ливии.

Интервенция в Ливии, санкционированная Резолюцией Совета Безопасности ООН 1973, принятой 17 марта 2011 года, декларирующей защиту мирных жителей как цель вмешательства, дало право уничтожать любые войска, представляющие угрозу для восставших, только с помощью ударов с воздуха [16].

Война США против ливийского народа разрушает основополагающий принцип международных отношений о невмешательстве во внутренние дела суверенного государства. Ни Совет Безопасности ООН, никакая другая международная организация не имеет такого права: разрешать или не разрешать войну. Любая война является международным преступлением.

Если международное сообщество в лице Совбеза ООН оставляет преступление безнаказанным, то оно полагает это преступление как право. Сегодня Совбез ООН опустился до уровня организации, лоббирующей интересы империалистических держав и придающей захватническим войнам и преступлениям законный характер.

 Любая война со стороны агрессора против суверенного государства является захватнической империалистической войной. Война государства, защищающегося от агрессии, является оборонительной войной, войной справедливой, национально-освободительной. Война за нефть нужна международной буржуазии, нефтяным магнатам, акционерам западных нефтяных монополий.

Нефть и уничтожение ливийского государства, ливийской нации, стали истинной причиной империалистической войны Запада против Ливии, а не защита «населения» Бенгази от Муамара Каддафи. Тезис о защите ливийского населения является удобным предлогом и одновременно ширмой, скрывающей истинные цели войны.

США, Великобритания, Франция, Италия и другие члены военно-политического альянса НАТО начали эту войну с целью передела мира, с целью грабежа чужих природных ресурсов [17].

Список литературы:

  1. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Седьмая сессия. Дополнение .№ 20 (А/2361).
  2. Глобалистика: Энциклопедия. — М. 2003. С. 565.
  3. Журнал «Международное публичное и частное право» Лукашук И.И. «Право международной ответственности» 2. 2002г.
  4. Заявление Ливийского посла // The times.1986.16Апр. Резолюция 41/38 от 20 ноября 1986 г.
  5. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. «Международное право» / Москва, 1994
  6. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 544 с.
  7. Международное публичное право: Учебник /Л.П. Ануфриева, К.А. Бякешев; Отв. Ред. К.А. Бякешев. — М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
  8. Фрейзер Х.М. Международный форум в ОСАКе «ЦЕНТР ХХI столетия» «Безопасность и международный гуманитарный закон». — М: Юрист.2002г.
  9. Послание Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева главам государств (правительств) стран мира. «Правда», 4 января 1964.
  10. «Правда», 1964, 4 января.
  11. Резолюция СБ ООН № 1973 от 17 марта 2011 года, // Документ ООН: SC/10200.
  12. УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ от 26.06.1945 года (г.Сан-Франциско).
  13. Устав ООН. Глава 5.Совет Безопасности. Функции и Полномочия. Статья 24
  14. Ю. Мало. Нефтяная лихорадка в Ливии. «Новое время», 1963, № 20.
  15. РОМАНОВА О. Международный государственный бандитизм. [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://er-portal.ru/about/text.shtml?19/8895
  16. Сообщество «БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА». Атака на Ливию — нарушение устава ООН 'ради демократии.20.03.2011г. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://yablor.ru
  17. Александр В.Война США и ЕС против Ливии // 28.08.2011г. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:  http://forum-msk.org

Современные проблемы реализации основных принципов международного права

Макарова Ирина Владимировна1, Лясина Ирина Юрьевна21ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Московский энергетический институт), филиал в г. Волжском, студент группы ТЭ-3-132ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Московский энергетический институт), филиал в г. Волжском, кандидат социологических наук, доцент кафедры Социально-гуманитарные науки

Makarova Irina Vladimirovna1, lyasina Irina Yurievna21Moscow Power Engineering Institute, Branch in Volzhsky, Student2Moscow Power Engineering Institute, Branch in Volzhsky, PhD in Social Science, associate Professor in the Department of Humanities and Social science

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова И.В., Лясина И.Ю. Современные проблемы реализации основных принципов международного права // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3725 (дата обращения: 07.02.2019).

Актуальной проблемой современных международных отношений является проблема соотношения основных принципов международного права с практикой реальных международных отношений первой четверти XXI века.

Закрепленные в Уставе ООН (1945 г.), а позднее в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии  с Уставом ООН (1970 г.

) одиннадцать основных принципов международного права, которые  являются основой всей системы международного права,  в последние десятилетия вошли в серьезное  противоречие с поведением на международной арене отдельных субъектов международных отношений.

Наиболее активными акторами современных международных отношений, в первую очередь, являются государства, их образования и постоянно растущее число международных организации.

  • При этом ни у кого не возникает сомнения в том, что сами принципы исторически обусловлены, доказали свой непреходящий и универсальный характер, а также нашли свое отражение в целом ряде важнейших правоустанавливающих документов ООН и правовых системах большинства государств.
  • Тем не менее, современная практика международных отношений заставляет задуматься над эффективностью и применимостью принципов международного права в новых, изменившихся и весьма динамично развивающихся условиях современного мира.
  • На наш взгляд, современная международная практика демонстрирует постоянное нарушение основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.
Читайте также:  Снятие автомобиля с учета для утилизации: тонкости процедуры

Так, примером нарушения принципа “неприменения силы и угрозы силой” являются: вторжение США в Камбоджу в 1970 году; ввод советских войск в Афганистан в 1979 году; США в Гренаду и Ливию в 1983 году; в Панаму в 1989 году; бомбардировки США Югославии в 1999 году, а также военная операция “Буря в пустыне”, проведенная НАТО в Ираке в 2003 году. Существуют и другие примеры.

Принцип “мирного разрешения споров” также нарушается многочисленными столкновениями, конфликтами, а также террористическими действиями различных организаций, а также гражданскими войнами (в 2014-2015 Йемен, Украина).

Наиболее известный и затяжной арабо-израильский конфликт, которому более 100 лет, каждый год уносит сотни жизней, до сих пор не может найти своего мирного разрешения, не смотря на многочисленные попытки переговоров.

Регулярно нарушается и принцип “территориальной целостности государств”. Причем, нарушение границ государств квалифицируется международным правом как преступление. В качестве примера, можно привести нападение Ирака на Кувейт в 1991 году, или захват ИГИЛ территорий Сирии и Ирака начиная с 2013 года.

С принципом “нерушимости границ” все несколько сложнее. С одной стороны государства – соседи вправе самостоятельно изменить свои границы на взаимных интересах. Так, Россия и Китай выровняли границу в 2008 году. При этом площадь переданных территорий Китаю составила 174 кв. км.

Однако нередко данный принцип нарушается несанкционированным  вторжением и часто захватом территории соседа. Подтверждением этого служит уже упомянутое вторжение ИГИЛ в Ирак и Сирию.

Принцип “суверенного равенства государств”, закрепленный в Уставе ООН, был нарушен самим Уставом, так как пять великих держав, – постоянных членов Совета безопасности (Великобритания, КНР, Россия, США, Франция) были наделены правами, которых не имели другие страны-члены ООН. В  период создания ООН это объяснялось вкладом великих держав в разгром фашизма, но впоследствии этот фактор потерял свою актуальность.

Кроме того, в последние десятилетия важное значение для решения общемировых, глобальных проблем имеют ежегодные встречи Большой восьмерки (G8) и Большой двадцатки (G20), в которых большинство стран мира не участвуют. При этом решения, принимаемые на таких встречах, носят огромное значение для всех стран мира.

Принцип “невмешательства во внутренние дела государства” нарушается наиболее часто. Чаще всего это вмешательство связано с гражданскими войнами внутри государств. Крайней формой такого вмешательства  является применение вооруженной силы.

Так, в 2015 году в Йемене, Судане, Филиппинах, Индии, Пакистане развивалось сразу несколько конфликтов, сопровождавшихся прямым или косвенным вмешательством внешних сил.

Так, например, США активно используют свои вооруженные силы в Ираке, Афганистане, Йемене и других странах.[2]

Принцип “уважения прав человека” также имеет большую практику нарушения. Лидерами здесь являются африканские и азиатские государства. Нарушается право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободы мысли и передвижения и т.

д. Примером нарушения принципа могут быть названы; детский труд в Уганде, Филиппинах, Таиланде, Гвинеи-Бисау и других слаборазвитых странах Азии и Африки; пытки в Гуантанамо (Куба) и Дарфуре, Демократической республике Конго.

[3]

Примером нарушения принципа “равноправия и самоопределения народов” являются непризнанные государства. Примером могут служить: Приднестровье в Молдове, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Донецкая народная республика и Луганская народная республика в Украине и др.

Кроме того, существует определенное противоречие между принципами самоопределения народов и принципом территориальной целостности государств. Единого мнения у исследователей по поводу преобладания одного принципа над другим нет.

[5] Так, например, в украино-российских противоречиях по Крыму каждая сторона аппелирует к разным принципам.

Украина ссылается на принцип “нерушимости границ”, доказывая, что Крым принадлежит данному государству, Россия же основывается на принципе “самоопределения народов”.

Принцип “сотрудничества государств” означает, что реализация всех остальных принципов международного права возможна только путем сотрудничества.

Возросшее число глобальных проблем, с которыми государства не могут справиться в одиночку, подталкивает их к сотрудничеству.

Однако наличие внутригосударственных особенностей и сдерживающих факторов национального, религиозного, экономического и культурного свойства, сдерживает равноправное сотрудничество.

  1. С другой стороны, участие государства в различных союзах и международных организациях нередко представляет угрозу национальному суверенитету, что ограничивает стремление к совместному решению проблем.
  2. Принцип “добросовестного выполнения международных обязательств” нарушается невыполнением взятых на себя обязательств по политическим, экономическим причинам, а также в силу объективно складывающихся причин, по которым дальнейшее выполнение обязательств становится невозможным.
  3. Таким образом, сегодня мировое сообщество находится в очень сложной ситуации, когда следует либо признать неравнозначность основных принципом международного права между собой, и создать новую иерархию принципов “нового” международного права, укрепляя роль ООН, либо стать свидетелями утраты современным международным правом своего правового статуса.
  4. Нарушение баланса сил в международных отношениях и потеря устойчивости международного правопорядка создает, на наш взгляд,  объективную необходимость реформирования международного права и его основных принципов.

Библиографический список

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права — ос­но­во­по­ла­гаю­щие им­пе­ра­тив­ные нор­мы ме­ж­ду­народного пра­ва, при­ни­мае­мые и при­зна­вае­мые ме­ж­ду­народным со­об­ще­ст­вом го­су­дарств в це­лом, от­кло­не­ние от ко­то­рых не­до­пус­ти­мо.

Они яв­ля­ют­ся нор­ма­ми jus cogens, то есть нор­ма­ми выс­ше­го по­ряд­ка, и все другие нор­мы долж­ны им со­от­вет­ст­во­вать. Ме­ж­ду­народнй суд ООН в ре­ше­нии по де­лу о де­ли­ми­та­ции морской гра­ни­цы в рай­оне за­ли­ва Мэн от 12 октября 1984 года от­ме­тил,что тер­ми­ны «прин­ци­пы» и «нор­мы» по су­ти оз­на­ча­ют од­но и то же.

Ис­точ­ни­ка­ми Общепризнанных принципов и норм международного права яв­ля­ют­ся ме­ж­ду­народные обы­чаи и до­го­во­ры. В Ус­та­ве ООН (статья 2) за­кре­п­ле­ны 7 ос­нов­ных прин­ци­пов ме­ж­ду­народного пра­ва.

В даль­ней­шем они уточ­ня­лись и раз­ви­ва­лись Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей ООН пу­тём при­ня­тия ре­зо­лю­ций, раз­ра­бот­ки и одоб­ре­ния про­ек­тов ме­ж­ду­народных до­го­во­ров.

Эти прин­ци­пы за­кре­п­ле­ны в спе­ци­аль­но при­ня­той Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей ООН Дек­ла­ра­ции о прин­ци­пах ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва 1970: 1) прин­цип, со­глас­но ко­торо­му го­су­дар­ст­ва воз­дер­жи­ва­ют­ся в сво­их ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях от уг­ро­зы си­лой или её при­ме­не­ния как про­тив тер­ри­то­ри­аль­ной целостно­сти или по­ли­ти­ческой не­за­ви­си­мо­сти лю­бо­го го­су­дар­ст­ва, так и каким-либо другим об­ра­зом, не со­вмес­ти­мым с це­ля­ми ООН; 2) прин­цип, со­глас­но ко­то­ро­му го­су­дар­ст­ва раз­ре­ша­ют свои ме­ж­ду­народные спо­ры мир­ны­ми сред­ст­ва­ми та­ким об­ра­зом, что­бы не под­вер­гать уг­ро­зе ме­ж­ду­народный мир и безо­пас­ность и спра­вед­ли­вость; 3) прин­цип, ка­саю­щий­ся обя­зан­но­сти в со­от­вет­ст­вии с Ус­та­вом ООН не вме­ши­вать­ся в де­ла, вхо­дя­щие во внутреннюю ком­пе­тен­цию лю­бо­го го­су­дар­ст­ва; 4) обя­зан­ность го­су­дарств со­труд­ни­чать друг с дру­гом в со­от­вет­ст­вии с Ус­та­вом ООН; 5) прин­цип рав­но­пра­вия и са­мо­оп­ре­де­ле­ния на­ро­дов; 6) прин­цип су­ве­рен­но­го ра­вен­ст­ва го­су­дарств; 7) прин­цип доб­ро­со­ве­ст­но­го вы­пол­не­ния го­су­дар­ст­ва­ми обя­за­тельств, при­ня­тых ими в со­от­вет­ст­вии с Ус­та­вом ООН.

При тол­ко­ва­нии и при­ме­не­нии из­ло­жен­ные вы­ше прин­ци­пы яв­ля­ют­ся взаи­мо­свя­зан­ны­ми, и ка­ж­дый прин­цип дол­жен рас­смат­ри­вать­ся в кон­тек­сте всех других прин­ци­пов. Все го­су­дар­ст­ва ру­ко­во­д­ству­ют­ся эти­ми прин­ци­па­ми в сво­ей ме­ж­ду­народной дея­тель­но­сти и раз­ви­ва­ют свои взаи­мо­от­но­ше­ния на ос­но­ве их стро­го­го со­блю­де­ния.

В об­щем ме­ж­ду­народном пра­ве су­ще­ст­ву­ют и другие прин­ци­пы.

Например, За­клю­чи­тель­ный акт Со­ве­ща­ния по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе 1975 года за­кре­п­ля­ет 10 основных прин­ци­пов, ко­то­рые име­ют пер­во­сте­пен­ную важ­ность, долж­ны не­укос­ни­тель­но при­ме­нять­ся, и от­но­ше­ния с другими го­су­дар­ст­ва­ми долж­ны осу­ще­ст­в­лять­ся в ду­хе этих прин­ци­пов: 1) су­ве­рен­ное ра­вен­ст­во, ува­же­ние прав, при­су­щих су­ве­ре­ни­те­ту. Го­су­дар­ст­ва ува­жа­ют су­ве­рен­ное ра­вен­ст­во и свое­об­ра­зие друг дру­га, а так­же все пра­ва, при­су­щие их су­ве­ре­ни­те­ту и ох­ва­ты­вае­мые им; 2) не­при­ме­не­ние си­лы или уг­ро­зы си­лой. Го­су­дар­ст­ва воз­дер­жи­ва­ют­ся в их вза­им­ных, как и во­об­ще в их ме­ж­ду­народ­ных, от­но­ше­ни­ях от при­ме­не­ния си­лы или угро­зы си­лой как про­тив тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти или по­ли­тической не­за­ви­си­мо­сти лю­бо­го го­су­дар­ст­ва, так и каким-либо другим об­ра­зом; 3) не­ру­ши­мость гра­ниц. Все го­су­дар­ства рас­смат­ри­ва­ют как не­ру­ши­мые гра­ни­цы друг дру­га, так и гра­ни­цы всех го­су­дарств в Ев­ро­пе, и по­это­му они бу­дут воз­дер­жи­вать­ся сей­час и в бу­ду­щем от лю­бых по­ся­га­тельств на эти гра­ни­цы; 4) тер­ри­то­ри­аль­ная це­ло­ст­ность го­су­дарств. Го­су­дар­ст­ва ува­жа­ют тер­ри­то­ри­аль­ную це­ло­ст­ность ка­ж­до­го го­су­дар­ст­ва; 5) мир­ное уре­гу­ли­ро­ва­ние спо­ров. Го­су­дар­ст­ва раз­ре­ша­ют спо­ры ме­ж­ду со­бой мир­ны­ми сред­ст­ва­ми та­ким об­ра­зом, что­бы не под­вер­гать уг­ро­зе ме­ж­ду­народный мир и безо­пас­ность и спра­вед­ли­вость; 6) не­вме­ша­тель­ст­во во внутренние де­ла. Го­су­дар­ст­ва воз­дер­жи­ва­ют­ся от лю­бо­го вме­ша­тель­ст­ва, прямого или кос­вен­но­го, ин­ди­ви­ду­аль­но­го или кол­лек­тив­но­го, во внут­рен­ние или внеш­ние де­ла, вхо­дя­щие во внут­рен­нюю ком­пе­тен­цию другого го­су­дар­ст­ва-уча­ст­ни­ка; 7) ува­же­ние прав че­ло­ве­ка и ос­нов­ных сво­бод, вклю­чая сво­бо­ду мыс­ли, со­вес­ти, ре­ли­гии и убе­ж­де­ний; 8) рав­но­пра­вие и пра­во на­ро­дов рас­по­ря­жать­ся сво­ей судь­бой. Все на­ро­ды все­гда име­ют пра­во в ус­ло­ви­ях пол­ной сво­бо­ды оп­ре­де­лять, ко­гда и как они же­ла­ют, свой внут­рен­ний и внеш­ний по­ли­тический ста­тус без вме­ша­тель­ст­ва из­вне и осу­ще­ст­в­лять по сво­ему ус­мот­ре­нию своё по­ли­тическое, эко­но­мическое, со­ци­аль­ное и куль­тур­ное раз­ви­тие; 9) со­труд­ни­че­ст­во ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми. Го­су­дар­ст­ва раз­ви­ва­ют своё со­труд­ни­че­ст­во друг с дру­гом во всех об­лас­тях в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми и прин­ци­па­ми Ус­та­ва ООН; 10) доб­ро­со­ве­ст­ное вы­пол­не­ние обя­за­тельств по ме­ж­ду­народному пра­ву. Го­су­дар­ст­ва вы­пол­ня­ют свои обя­за­тель­ст­ва, вы­те­каю­щие из об­ще­при­знан­ных прин­ци­пов и норм и из со­от­вет­ст­вую­щих ме­ж­ду­народному пра­ву до­го­во­ров или других со­гла­ше­ний, уча­ст­ни­ка­ми ко­то­рых они яв­ля­ют­ся.

В Российской Фе­де­ра­ции Общепризнанные принципы и нормы международного права яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью её пра­во­вой сис­те­мы (часть 4 статья 15 Кон­сти­ту­ции РФ).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Brownlie J. Principles of public interna­tional law. 74th ed. Oxf., 2008
  • Ме­ж­ду­на­род­ное пуб­лич­ное пра­во. Сб. до­ку­мен­тов / Сост. К. А. Бе­кя­шев, Д. К. Бе­кя­шев. М., 2009
  • Ме­ж­ду­на­род­ное пуб­лич­ное пра­во / Отв. ред. К. А. Бе­кя­шев. М., 2011

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Каждое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание.

Факт наличия международно-противоправного деяния обусловливается:

  1. требованиями обязательства, которое было нарушено;
  2. рамочными условиями для такого деяния.

В международном праве, как и в любой правовой системе, противоправное деяние способно порождать различные виды правоотношений в зависимости от обстоятельств.

Читайте также:  Образец типового договора аренды жилого помещения: правила оформления

Основные принципы международно-правовой ответственности:

  1. каждый субъект несет ответственность за свое собственное поведение в отношении своих собственных международно-правовых обязательств;
  2. один субъект международного права может нести ответственность за международно-противоправное деяние другого субъекта (например, в том случае, если деяние было совершено под его руководством и контролем);
  3. ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства (устанавление обычной нормой международного права, договором или общими принципами права);
  4. деяние субъекта международного права выражается в активном действии или в бездействии.

Ответственность подразумевает применение к субъектам, совершившим правонарушения, предусмотренные нормами международного права меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Международно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности.

В отличие от других видов ответственности она всегда связана с принуждением, с практическим применением к правонарушителю установленных источниками международного права санкций.

Юридическая ответственность сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений имущественного и неимущественного порядка.

  • Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные нормами международного права основания и условия.
  • В настоящее время принцип ответственности субъекта за международные правонарушения является общепризнанным принципом, носящим императивный характер.
  • Виды международно-правовой ответственности государств:
  1. политическая;
  2. материальная.

Политическая ответственность государств

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Формы политической ответственности государств:

  • санкции;
  • реторсии;
  • репрессалии;
  • сатисфакция;
  • ресторация;
  • приостановление членства или исключение из международной организации;
  • подавление агрессора силой.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями.

Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба.

Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций.

При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей.

Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.

Например, в 90-х годах XX в. были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдали за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т. д.

Вполне понятно, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст.

41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической блокады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся:

  • отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
  • выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;
  • запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) — это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться:

  • в приостановлении или разрыве дипломатических отношений;
  • введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий.

Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст.

51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

  • официального принесения извинения;
  • выражения сожаления или сочувствия;
  • заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;
  • оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

  1. принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
  2. наказание виновных;
  3. принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение правана представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживаниеи др.), и как крайняя мера исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

Материальная ответственность государств

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Формы материальной ответственности:

  1. репарация;
  2. реституция;
  3. субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной.

Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл., что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г.

обязывало США лишь внести «свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая» (ст. 21).

Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время Второй мировой войны.

Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния.

Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст.

75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций.

Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания.

В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственною государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством.

Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца.

В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция.

Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

Из различных форм возмещения компенсация является наиболее распространенным видом санкций.

По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату.

Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.

Например, в деле о судне «Сайга» Сент-Винсент и Гренадины потребовали компенсацию от Гвинеи после противоправного ареста и задержания зарегистрированного на Сент-Винсенте и Гренадинах судна «Сайга» и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере 2 123 357 долл.

США с учетом процентов. Основные категории компенсированного ущерба включали, в частности, ущерб, нанесенный судну, расходы, связанные с задержанием судна, и ущерб, понесенный в связи с задержанием капитана, членов команды и других лиц, находившихся на борту судна.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *