Обладая шенгенской визой или правом безвизового въезда, можно посещать все страны Шенгенской зоны. Шенгенское законодательство сегодня полностью инкорпорировано в нормативную базу Европейского Союза, но понятия ЕС и Шенгенской зоны во многом расходятся.
В какие можно въезжать? Какие ограничения и исключения существуют? В каких государствах, не входящих в Евросоюз, можно пребывать? Давайте подробно рассмотрим все вопросы, связанные с «Шенгеном».
Скрыть содержание
История
К созданию общей бестаможенной зоны страны соглашения шли долго и совсем непросто.
Трудно сказать, когда впервые появились подобные мысли, но первой официальной датой подобных намерений принято считать 1957-1958 годы, когда было заявлено о создании Европейского Экономического сообщества – объединения 12 государств, являющееся одним из предвестников будущего ЕС.
В рамках Сообщества были провозглашены т.н. «правила 4 свобод», которые подразумевали в будущем упростить межгосударственное перемещение:
- капиталов;
- товаров;
- услуг;
- людей.
Сообщество модифицировалось, принимая различные формы, и три первых «свободы» постепенно применялись.
С либерализацией перемещения людей вопрос буксовал: возникали проблемы с безопасностью, разным уровнем развития стран, рынком труда и т.п. Визы были отменены, но таможенный контроль оставался.
В каком году и где было подписано?
Только в 1985 году пятеро участников конвенции о применении Шенгенского соглашения смогли, если еще и не полностью договориться, то заявить о намерениях снять таможенные ограничения. Франция и ФРГ, Бельгия и Нидерланды договорились о постепенном облегчении пограничного движения людей между ними.
Пятым членом договора был Люксембург, на чьей территории, находясь посреди реки Мозель, неподалеку от небольшого населенного пункта Шенген, там, где сходятся границы трех участников, было подписано Соглашение, в дальнейшей получившее название Шенгенского.
К слову, страны Бенилюкса к этому времени уже имели подобное договоренности, так что некоторые считают Шенгенский кодекс лишь их расширением.
Когда Соглашение заработало и прекратило действие?
Однако, от заявления о намерениях до воплощения в жизнь прошло десятилетие.
В 1990 году потребовалось снова подтвердить стремление стран к либерализации перемещения людей – была подписана своеобразная «Дорожная карта», устанавливающая этапы ввода в действие Соглашения.
И только в 1995 году (с присоединением к подписантам Испании и Португалии) Шенгенская зона заработала.
Изначально соглашение никак не было связано с другими нормами ЕС. Интеграции шли параллельно, нормы часто противоречили друг другу. Поэтому в 1999 году, после ввода в действие т.н. «Амстердамского договора», Шенгенское соглашение прекратило свое действие!
«Прекратило действие» — это верная юридическая формулировка, но по факту нормы договора перекочевали в один из разделов законодательства ЕС, став обязательным для всех стран-участниц Евросоюза. С этого момента данный раздел норм получил название Шенгенского законодательства (Шенгенского права, Шенгенских правил) ЕС.
В соответствии с этими правилами к Союзу присоединились и другие, не входящие в ЕС страны. К примеру, в 1996 году примкнули Исландия и Норвегия. В 2009 – Швейцария. Одновременно есть страны ЕС, не применяющие Шенгенских норм: часть делает это сознательно, других пока не приняли из-за внутренних проблем.
О составе участников подробно расскажем ниже.
Что означает? Суть
Суть этих норм в полном снятии таможенных и других барьеров при перемещении людей через внутренние границы Сообщества.
В полной мере свобода передвижения распространяется на граждан стран ЕС. Воспользоваться ею могут и граждане третьих стран, находящиеся официально на территории ЕС. Последние имеют ряд ограничений.
Подробнее о Шенгенских визах можно прочесть здесь.
Основные правила и требования
Внутренние перемещения в Шенгенской зоне для граждан ЕС и стран-участников не лимитируются.
Для иностранцев, получающих Шенгенскую визу, есть несколько важных правил:
- Страна первого въезда. Государство, которое выдало визу, должно посещаться первым! Далее иностранец может путешествовать по всей допустимой зоне.
- Преимущественное пребывание. Это довольно размытая норма, гласящая, что в основном иностранец должен находиться в той стране, которая предоставила визу. Точных норм в днях или процентах на данный момент не указано.
- Срок пребывания. Очень важный пункт – превышение разрешенного периода нахождения может привести к депортации и дальнейшему запрету на въезд.
Состав и список стран-участниц Шенгенского соглашения
Для начала выясним сколько стран соглашение. 26 стран.
Неучастие или ограниченное участие
С самого начала своего взаимодействия с ЕС об особом применении таможенных правил заявили Ирландия и Великобритания.
Из-за отсутствия сухопутных границ с другими странами, а также по ряду политических причин, эти государства не входят в Шенгенскую зону.
При этом существует исключение – с 2005 года Шенгенские правила распространяются на принадлежащий английской короне Гибралтар. Однако на ее иные заморские территории нормы не распространяются.
Отдельное положение у Андорры. Это княжество официально не входит в Шенгенское соглашение, однако на границах с Францией и Испанией снят пограничный контроль. Вместе с тем, французские и испанские пограничники осуществляют выборочные проверки. Однократные шенгенские визы этих двух стран не дают возможность легального въезда в Андорру.
Особое положение у Дании. Она вступила в Шенгенскую зону с рядом ограничений. Однако для иностранца эти отклонения от шенгенских правил непринципиальны: въезд-выезд-пребывания осуществляется на общих условиях.
Участники с неполным применением
Ряд новых членов ЕС пока не используют Шенгенские нормы в полном объеме. Это связано с недостаточным укреплением внешнего периметра, наличием территориальных споров, недостаточным уровнем борьбы с коррупцией (по мнению Брюсселя) и другими обстоятельствами.
К таким странам относятся: Болгария, Румыния, Кипр и Хорватия. После урегулирования спорных вопросов эти государства станут полноправными участниками Шенгенской зоны.
Обратите внимание, что виза, выданная любой из этих стран, даже если это виза «С», фактически не является «Шенгеном», т.к. не разрешает перемещения в другие страны Зоны!
Итак, какие страны входят в шенгенское соглашение? В полном объеме (включая вышеупомянутую Данию) члены, подписавшие Соглашение и используют Шенгенские правила следующие:
- Эстония;
- Швеция;
- Швейцария*;
- Чехия;
- Франция;
- Финляндия;
- Словения;
- Словакия;
- Португалия;
- Польша;
- Норвегия*;
- Нидерланды;
- Мальта;
- Люксембург;
- Лихтенштейн*;
- Литва;
- Латвия;
- Италия;
- Испания;
- Исландия*;
- Дания;
- Греция;
- Германия;
- Венгрия;
- Бельгия;
- Австрия.
Знаком звездочка (*) отмечены государства, полностью применяющие Шенгенские нормы, но не являющиеся членами Евросоюза.
Статус малых государств
Кроме вышеупомянутого княжества Андорра, ряд малых (карликовых) государств имеют свои взаимоотношения с Шенгенской зоной. К ним относятся:
- Сан-Марино;
- Ватикан;
- Монако.
Ни одна из этих стран не является ни членом ЕС, ни участником Шенгенских договоренностей. Однако фактически нормы «Шенгена» распространяются на них!
В случае Ватикана и Сан-Марино отсутствует какое-либо сношение с миром, кроме как через территорию Италии. Монако имеет собственный порт, но он управляется Францией, как и любое представительство княжества на внешней арене, по соответствующему договору, возложено на Париж.
В итоге, въезд в Сан-Марино и Ватикан приравнен к въезду в Италию. В Монако – во Францию. Граждане трех государств могут беспрепятственно перемещаться по всей Шенгенской зоне.
Перечень ограничений
Франция | Все заморские территории | Ни на одну территорию, фактически или номинально принадлежащую Франции и расположенную на удалении, привила Зоны не распространяются. |
Норвегия | Шпицберген | Посещение Шпицбергена происходит по отдельным правилам, однако это не распространяется на остров Ян-Майен, въезд на который осуществляется по Шенгенским нормам. |
Нидерланды |
|
Все эти территории находятся вне Европы. При этом между некоторыми из них, а также расположенными неподалеку французскими территориями, существуют безвизовые перемещения. Попасть туда по «Шенгену» нельзя. |
Испания | Города, расположенные на севере Африки. При перемещении туда из Испании контроль отсутствует, однако в обратном направлении он обязателен. | |
Дания | Для посещения этих территорий виза должна быть выдана самой Данией, с обязательной пометкой: «Действительно для…», а далее указывается Гренландий, Фарерские острова или оба объекта одновременно. |
Количество стран Шенгенского соглашения и текст
Скачать текст Шенгенского соглашения на русском языке можете просмотреть здесь.
Подытожим. Мы рассмотрели основные различия при посещении государств-членов ЕС и участников Шенгенской зоны. На сегодня Шенгенского соглашения придерживаются 22 страны-участницы Евросоюза и 4 государства, не входящие в ЕС.
Не забудь подписаться на наш ТГ-канал. Наши эксперты там проводят опросы и публикуют интересненькое о Польше.
Не забудь подписаться на наш ТГ-канал. Наши эксперты там проводят опросы и публикуют интересненькое о Польше.
Шенгенский кодекс о границах
Шенгенский кодекс о границах
Шенгенский кодекс о границах; Шенгенский кодекс о границах для Украины; Что нужно знать украинцам о Шенгенском кодексе о границах; Что значат положения Шенгенского кодекса о границах для граждан Украины; Требования для въезда в Шенген; Условия въезда в Шенген
- Шенгенский кодекс о границах (извлечение)
- Статья 6
- Условия въезда для граждан третьих стран
- Для запланированного пребывания на территории государств-членов в течение отрезка времени не более 90 дней в любой 180-дневный период, что означает рассмотрение 180-дневного периода, который предшествует каждому дню пребывания, условия въезда для граждан третьих стран являются следующими:
(а) они имеют действующий проездной документ, который предоставляет владельцу право пересекать границу, и соответствует следующим критериям:
(і) документ будет оставаться действующим минимум три месяца после запланированной даты отъезда с территории государств-членов. В случае обоснованной необходимости, это обязательство может быть отменено.
- (іі) он должен быть выдан в течение предыдущих 10 лет.
- (b) они являются владельцами действующей визы, если это необходимо в соответствии с Регуляцией Совета ЕС №539 / 2001 от 15 марта 2001 года, которая устанавливает перечень третьих стран, граждане которых должны иметь визу для пересечения внешней границы (ЕС) и стран, граждане которых не подлежат этому требованию, кроме случаев, когда они имеют действующий вид на жительство или действующую долгосрочную визу.
- Что это значит для граждан Украины:
- Для пересечения границы с ЕС вы должны иметь любой загранпаспорт с визой, или просто биометрический заграничный паспорт (после вступления в силу безвизового режима), который будет действителен не менее 3 месяцев после вашего возвращения домой
- С биометрическим паспортом во время безвиза или с обычной визой можно находиться в ЕС не более 90 дней в течение 180 дней
- Отсчет 180-дневного периода для оценки пограничником вашего предыдущего пребывания на территории Шенгена ведется назад «с сегодняшнего дня». Если сегодня 1 августа, то отсчет заканчивается 3 февраля. За это время у вас должно быть не более 90-и дней пребывания в ЕС.
- Также вы можете иметь действующий вид на жительство, или долгосрочную визу (которая дает право на более длительное пребывание в ЕС, чем 90 дней подряд)
(с) они могут обосновать цель и условия запланированного пребывания, и имеют достаточные средства к существованию, как на период запланированного пребывания, так и для возвращения в страну происхождения или транзита в третью страну, право на въезд в которой они гарантированно имеют или имеют возможность законно получить такие средства.
Что это значит для граждан Украины:
- вы должны быть в состоянии спокойно и убедительно объяснить пограничнику, куда едете, на сколько времени, с какой целью, как будете возвращаться и каким образом сможете обеспечить себя едой и жильем на время путешествия
- объяснение нужно подтвердить документально или наглядно
- (d) они не являются лицами, в отношении которых создано запись в ШИС (Шенгенской информационной системе) об отказе во въезде.
- (e) они не считаются угрозой для публичной политики, внутренней безопасности, здоровья граждан или внутренней безопасности любого из государств-членов, в частности, в отношении них не были внесены в национальные системы оповещений записи об отказе во въезде на следующих основаниях
- Что это значит для граждан Украины:
- Оговорки в ШИС касаются
- лиц, которые были признаны виновными в совершении преступления на территории ЕС и осужден на срок заключения от 1 года
- лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили тяжкое уголовное преступление или намерены совершить такое преступление на территории любого государства-члена ЕС
- лиц, которые были высланы из ЕС
- лиц, которым было отказано во въезде или запрещено проживать в государствах-членах ЕС из-за несоблюдения национальных правил въезда или проживания и др.
Все это может стать основанием для отказа во въезде. В то же время, не все случаи отказа во въезде и высылки из ЕС влекут за собой внесение в ШИС
- В рамках выполнения пункта 1, дата въезда считается первым днем пребывания на территории государств-членов, а дата выезда считается последним днем пребывания на территории государств-членов. Периоды пребывания на основании вида на жительство или долгосрочной визы не должны учитываться при подсчете продолжительности пребывания на территории государств-членов
Что это значит для граждан Украины:
- Даже если вы въехали 1 августа в 23:55, это ваша дата въезда, и 2 августа будет уже вторым днем вашего пребывания
- Если раньше вы находились в ЕС на основании вида на жительство или долгосрочной визы, эти дни не считаются
- Неисчерпываюший перечень сопроводительных документов, которые может запросить пограничник у гражданина третьей страны, чтобы убедиться в соответствии с условиями пункта 1, включен в Приложение І.
- Способы к существованию должны оцениваться в соответствии с продолжительностью и целью пребывания и на основании средних цен государствах-членах на питание и проживание бюджетного класса, умноженных на количество дней пребывания.
Соответствующие суммы, установленные государствами-членами, должны сообщаться Европейской Комиссии в соответствии со статьей 39.
Оценка достаточности средств к существованию может основываться на деньгах, туристических чеках и кредитных карточках, которыми имеет гражданин третьей страны.
Декларации спонсирования, которые соответствуют действующему законодательству страны и гарантийные письма от принимающей стороны, которые соответствуют законам государства, где собирается находиться гражданин третьей страны, также могут быть доказательством наличия достаточных средств к существованию.
Что это значит для граждан Украины:
- существует перечень документов, которые вы можете предоставить на границе для подтверждения цели пребывания, наличия средств и намерения вернуться назад, но он не исчерпывающий, все зависит от конкретных обстоятельств
- У каждого государства свои требования к минимальной сумме, которую надо иметь с собой, рассчитанные на основании средних цен на дешевое жилье и продукты
- Кроме наличности, подтверждением наличия средств к существованию могут быть туристические чеки, кредитные карточки, декларации спонсирования (если кто-то в соответствии с законом подтверждает намерение финансировать ваше путешествие), либо гарантийные письма от принимающей стороны (например, о предоставлении или оплате жилья)
- В порядке исключения из пункта 1
- (a) гражданам третьих стран, которые не отвечают всем условиям, изложенным в пункте 1, но имеют вид на жительство или долгосрочную визу, должен быть разрешен въезд на территорию других государств-членов с целью транзита, чтобы они могли добраться государства-члена, выдавшего вид на жительство или долгосрочную визу, кроме случаев, когда имена этих граждан внесены в национальную систему оповещений государств-членов, внешнюю границу которого они пытаются пересечь, с предписанием запретить им въезд или транзит.
- (b) (сокращенно) граждане третьих стран, которые отвечают условиям, изложенным в пункте 1, кроме изложенных в пункте b … могут получить разрешение на въезд на территорию государства-члены, если виза выдается на границе …
- … Если невозможно поставить визу в документ, она должна быть, как исключение, поставлена на отдельном листе, вставленном в документ …
(c) Гражданам третьих стран, которые не соответствуют условиям, изложенным в пункте 1, может быть разрешен въезд на территорию государства-члена на основании гуманитарных соображений, национальных или международных обязательств. Если о таком гражданине третьей страны существует оповещение, о котором говорится в пункте 1 (d), государство-член, которое даёт разрешение на въезд, должно проинформировать об этом другие государства-члены.
Что это значит для граждан Украины:
- Если у вас есть вид на жительство или долгосрочная виза одной страны-члена ЕС, вы можете въехать в неё через другую страну, даже не имея необходимой суммы средств или документов
- Вас могут впустить на территорию ЕС без выполнения изложенных выше правил, если это вопрос гуманитарных соображений, национальных или международных обязательств
- Шенгенский кодекс о границах
- Приложение I
- Сопроводительные документы для подтверждения соответствия условиям въезда
- Документальное обоснование, о котором шла речь в статье 5 (2), может включать следующие документы:
- (a) Для деловых поездок:
- (і) Приглашение от фирмы или органа власти посетить встречи, конференции или события, связанные с торговлей, промышленностью или работой;
- (іі) Иные документы, которые демонстрируют наличие торговых или рабочих отношений;
- (ііі) Входные билеты на ярмарки и конгрессы, если вы их планируете посетить
- (b) Для путешествий с целью обучения в университете или других видов обучения и совершенствования навыков:
- (і) сертификат о зачислении / регистрации в учебное заведение / курсы/ школы с целью посещения профессиональных или теоретических курсов в рамках базового и других уровней обучения
- (іі) студенческие карточки или сертификаты посещаемых курсов
- (c) Для путешествий с целью туризма или по личным причинам:
- (і) сопроводительные документы о проживании:
- приглашение от принимающей стороны (хозяина), если вы остановитесь у него (неё);
- сопроводительный документ от учреждения, предоставляющего помещение или любой другой приемлемый документ, свидетельствующий о наличии помещения для проживания;
(іі) Сопроводительные документы по маршруту:
- Подтверждение заказа организованного путешествия или любого другого приемлемого документа, свидетельствующего о наличии плана путешествия
(ііі) Сопроводительные документы по возврату:
- обратный билет или билет на круговой тур
(d) Для путешествий с целью участия в политических, научных, культурных, спортивных или религиозных мероприятиях или для других целей:
- Приглашение, входные билеты, данные о регистрации или программы, в которых указано по возможности название принимающей организации и длительность пребывания, или любые другие приемлемые документы, удостоверяющие цель визита
Основы шенгенского права
Свобода передвижения людей в ЕС подчинена правилам пересечения государственных границ. Долго государства, члены ЕС, не могли прийти к общему соглашению в силу различных причин.
В 80-х годах наметились некоторые шаги. Германия и Франция договорились отменить пограничный контроль при пересечении совместной границы в рамках двустороннего сотрудничества. Позднее к ним присоединились страны Бенилюкса.
14 июня 1985 года состоялось подписание Шенгенского соглашения, которое постепенно отменяло проверки на границах. Шенгенское соглашение было подписано вне рамок ЕС, но явилось важным событием в решении проблемы свободы передвижения людей.
Первыми участниками Шенгенского соглашения стали: Германия, Франция,Бельгия, Голландия, Люксембург.
Первоисточники шенгенского права
Почему возникло шенгенское право? В преамбуле самого соглашения говорится об этом. Понимая, что тесные связи между странами Европейского Союза, должны выражаться, в том числе, и в свободном передвижении граждан через общие границы, в свободном обмене товарами, правительства вышеперечисленных государств отказались от контроля на общих границах.
Замечание 1
Основная роль применения Шенгенского соглашения – в отказе от проверок на границах государств-членов при принятии ряда мер, компенсирующих этот отказ. Необходимость снять административные барьеры существовала давно. Отмена виз внутри Европейского Союза – это последовательный шаг к объединению государств Европы в единое правовое пространство.
Шенгенское соглашение – это базовый документ. Сегодня он интересен с точки зрения исторической. Это программа мер подготовительного плана. Во избежание проникновения преступных элементов стороны соглашения разработали необходимые меры, предназначенные для принятия в ближайшее время. Была определена дата отмены проверок на границах – 1 января 1990 г.
Главным документом является Шенгенская конвенция, вступившая в силу в 1995 году. Она закрепила и определила порядок режима свободного передвижения юридическими документами. Именно тогда семь государств Европейского Союза начали новый этап – этап полной свободы передвижения между странами.
Контроль на внутренних границах был отменен между Бельгией, Германией, Испанией, Люксембургом, Португалией и Францией. Шенгенские соглашения стали основой норм юридического характера, называемых шенгенским правом. Источником шенгенского права стали и нормативные акты, которые издавались Исполнительным комитетом.
Исполнительный комитет являлся правотворческим органом, который был учрежден и уполномочен Конвенцией 1990 г. Документы комитета дополняют и разъясняют предписания Конвенции. В 1999 году Исполнительный комитет передал свои полномочия главному законодательному органу ЕС Совету.
Совет и Европарламент совместно принимают нормы, касающиеся шенгенского права, визовой, иммиграционной политики, политики убежища. Шенгенское право является источником вторичного права ЕС, его документы не могут противоречить другим документам Союза, которые имеют силу на всей его территории.
Об изменениях правила пересечения границ не-ЕС-иностранцами
Об изменениях правила пересечения границ не-ЕС-иностранцами
В Шенгенский кодекс о границах (т.н. Шенгенский Пограничный кодекс – Schengener Grenzkodex), который устанавливал рeжим пeресечения людьми грaниц стран Евросоюза, после его принятия неоднократно вносились изменения и дополнения. Наиболее существенные реформы этого документа были предприняты в 2009 и 2013 г.
Реформа Шенгeнcкого кoдекса o грaницaх
Реформа Шенгенского кодекса о границах, проведенная в 2009 г.
, касалась использования в рамках пограничных проверок Визовой информационной системы ЕС, создание которой еще не завершено в полной мере («Регламент (ЕС) № 81/2009 Европейского парламента и Совета от 14 января 2009 г.
, изменяющий Регламент (ЕС) № 562/2006 в том, что касается использования Визовой информационной системы (ВИС) в рамках Шенгенского кодекса о границах»).
Суть реформы (дополнительные пункты «а bis», «а ter» и т.д., включенные в параграф 3 статьи 7 «Пограничные проверки в отношении лиц») заключается в использовании при проведении пограничных проверок новой компьютеризированной информационной системы ЕС, куда заносятся данные об обладателях выданных или отказанных государствами-членами виз.
Поправки в Шенгенский Пограничный кодекс вступают в действие после начала практического использования Визовой информационной системы.
Их реализация в дальнейшем может потребовать от граждан России и других третьих стран, прибывающих в ЕС, представления своих отпечатков пальцев и других биометрических данных с целью доказать, что они являются именно теми иностранцами, которым была предоставлена Шенгенская виза.
Реформа Шенгенского Пограничного кодекса, проведенная в 2013 г., имела более широкий предмет: введение новых понятий («оффшорный работник» и др.), изменение определения ряда существующих терминов («вид на жительство» и др.
), уточнение сроков краткосрочного пребывания граждан третьих стран (ст. 5), введение специальной статьи, посвященной обязанности соблюдать основные права человека и гражданина (ст.
3 bis «Основные права»), новые положения о совместных пограничных пропускных пунктах, которые могут создаваться государствами-членами ЕС и третьими странами (например, Финляндией и Россией), и т.д.
Инструментом данной реформы стал «Регламент (ЕС) Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 г.
, изменяющий Регламент (ЕС) № 562/2006 Европейского парламента и Совета, устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения границ людьми (Шенгенский Пограничный кодекс), Конвенцию о применении Шенгенского соглашения, регламенты (ЕС) № 1683/95 и (ЕС) № 539/2001 Совета и регламенты (ЕС) № 767/2008 и № 810/2009 Европейского парламента и Совета».
В ходе реформы 2013 г. содержание Кодекса также было адаптировано к новым реалиям Европейского Союза и его правовой системы, вытекающим из Лиссабонского договора о реформе ЕС 2007 г. (вступил в силу 1 декабря 2009 г.
), в частности, к ликвидации Европейского сообщества, правопреемником которого стал Европейский Союз в целом.
Эти изменения, однако, не коснулись преамбулы и названия документа, где по-прежнему употребляется устаревшая терминология («Кодекс Сообщества», «право Сообщества на свободное передвижение» и т.п.).
Условия въезда для граждан третьих стран
(Статья 5. Регламента (ЕС) № 562/2006 с изменениями согласно Регламенту (ЕС) Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 г. )
- 1. В целях предполагаемого пребывания на территории государств-членов продолжительностью не более 90 дней на протяжении любого периода в 180 дней, что подразумевает рассмотрение периода в 180 дней, предшествующего каждому дню пребывания, условия въезда для граждан третьих стран являются следующими:
- а) обладать действительным документом на поездку, управамочивающим его обладателя пересекать границу, который отвечает следующим условиям:
- — а1) его срок действия должен истекать не ранее трех месяцев с даты предполагаемой даты выезда с территории государств-членов. Однако от этой обязанности можно отступать в случае надлежащим образом обоснованной неотложной необходимости;
- — а2) он был выдан менее десяти лет назад;
- b) обладать действительной визой, если таковая требуется согласно Регламенту (ЕС) № 539/2001 Совета об установлении перечня третьих стран, чьи граждане подлежат обязанности иметь визу для пересечения внешних границ государств-членов, и перечня третьих стран, чьи граждане освобождаются от этой обязанности, кроме случаев, когда у них имеется действительный вид на жительство;
- c) обосновать цель и условия предполагаемого пребывания, и располагать достаточными средствами к существованию как на период предполагаемого пребывания, так и для возврата в страну происхождения или для транзита в третью страну, в которую им гарантирован доступ, либо быть в состоянии законным путем приобрести такие средства;
- d) не являться в рамках СИС объектами информационного запроса в целях недопуска;
- е) не рассматриваться в качестве представляющих угрозу общественному порядку, внутренней безопасности, общественному здоровью или международным отношениям какого-либо из государств-членов и, в частности, не являться по аналогичным причинам объектами информационного запроса в целях недопуска в рамках национальных баз данных государств-членов.
1 bis. В целях применения параграфа 1 датой въезда считается первый день пребывания на территории государств-членов, а датой выезда считается последний день пребывания на территории государств-членов. Разрешенные периоды пребывания на основании вида на жительства или визы для долгосрочного пребывания не учитываются при исчислении срока пребывания на территории государств-членов.
2. Неисчерпывающий перечень подтвердительных документов, которые пограничник может потребовать от гражданина третьей страны в целях проверки соблюдения условий, предусмотренных в пункте «с» параграфа 1, содержится в приложении I.
3. Оценка средств к существованию производится в зависимости от срока и цели пребывания, и используя в качестве ориентира помноженные на количество дней пребывания средние цены в сфере обеспечения жильем и питанием, которые действуют в соответствующем(-их) государстве-члене или государствах-членах применительно к жилой площади по доступной цене.
Установленные государствами-членами ориентировочные суммы сообщаются Комиссии в соответствии со статьей 34.
Оценка достаточных средств к существованию может основываться на обладании гражданина третьей страны наличными деньгами, туристическими чеками и кредитными картами.
Декларации о принятии на себя расходов, когда они предусмотрены национальным правом, и гарантийные письма со стороны принимающего лица, как они определяются национальным правом, в случае граждан третьих стран, размещаемых у частных лиц, также могут служить доказательством достаточных средств к существованию.
4. В отступление от параграфа 1:
а) гражданам третьих стран, которые не отвечают всем условиям, предусмотренным в параграфе 1, но являются обладателями вида на жительства или визы для долгосрочного пребывания, разрешается въезжать в целях транзита на территорию других государств-членов с целью иметь возможность достигнуть территории государства-члена, выдавшего вид на жительство или визу для долгосрочного пребывания, – кроме случаев, когда они фигурируют в национальном перечне информационных запросов того государства-члена, на чьи внешние границы они прибывают, и данный информационный запрос сопровождается указаниями на запрет въезда или транзита;
b) гражданам третьих стран, которые отвечают изложенным в параграфе 1 условиям въезда, за исключением пункта «b», и которые прибывают на границу, может быть разрешено въезжать на территорию государств-членов, если виза выдается на границе согласно статьям 35 и 36 Регламента (ЕС) № 810/2009 Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г., устанавливающего Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс).
Государства-члены подготавливают статистические данные о визах, выданных на границе, в соответствии со статьей 46 Регламента (ЕС) № 810/2009 и его приложением VII.
Если невозможно проставить визу в документ, то виза в порядке исключения проставляется в отдельный листок, вкладываемый в документ.
В таком случае применяется единообразный формат листка для проставления визы, который предусмотрен Регламентом (ЕС) № 333/2002 Совета от 18 февраля 2002 г.
об установлении единообразного формата листка для проставления виз, выдаваемых государствами-членами обладателям документа на поездку, не признаваемого составляющим листок государством-членом;
с) гражданам третьих стран, которые не отвечают одному или нескольким изложенным в параграфе 1 условиям, государство-член может разрешить въезд на свою территорию по гуманитарным соображениям, в национальных интересах или в силу международных обязательств.
Когда заинтересованный гражданин третьей страны выступает объектом указанного в пункте «d» параграфа 1 информационного запроса в целях недопуска, государство-член, которое разрешает его въезд на свою территорию, информирует об этом остальные государства-члены.
Примечание.
Министерство внутренних дел ФРГ по поводу изменения правил пересечения границ стран Евросоюза не-ЕС-иностранцами высказалось следующим образом: «Указанный трехмесячный минимальный срок действия загранпаспорта со дня планируемого выезда из шенгенского пространства (а, следовательно, и из Германии) не имеет силы по отношению к не-Ес-иностранцам со стабильными, долгосрочными видами на жительство, выданными германскими властями. В основе такого решения лежит прочный и длительный вид на жительство указанных граждан третьих стран в Германии».
Тем не менее, резиденты Германии с паспортами, выданными страной СНГ (например, Украины) 10 и более лет назад, на границе с Евросоюзом могут столкнуться с проблемой въезда на ее территорию.
Хотя следует отметить, что прецеденты отказа в пропуске через границу Евросоюза граждан, например, Украины, с продленными паспортами хотя уже и были, но (что очень важно!) практически все они касались людей, у которых не было вида на жительство в странах Евросоюза.
Как правило, немецкие пограничники в аэропортах и польские – на сухопутной границе, видя, что люди проживают в Германии, их пропускают, но при этом предупреждают, что их паспорт не является действительным и рекомендуют позаботиться о его замене. Т.е. катастрофической нынешняя ситуация не является.
Однако пересечение границы с продленным паспортом является нарушением закона и несет в себе угрозу: рано или поздно человека с таким документом могут не пропустить через границу.
От ВНЖ до гражданства: Евросоюз и Шенген
Вы точно знаете, что скоро будете жить в другой стране. А возможно, начали задумываться об этом недавно. В любом случае, ваши взоры, скорее всего, обращены в сторону Европы. Prian.
ru попросил Евгения Цикунова, директора компании «Второй Дом», рассказать про отличия Евросоюза и Шенгенской зоны, и про то, как все это влияет на выбор страны и программы получения вида на жительство и второго гражданства в Европе.
Консультант – Евгений Цикунов – генеральный директор компании «Второй дом», кандидат юридических наук.
Если посмотреть на Европу через призму политических и экономических соглашений, то это достаточно сложная конструкция, куда входит: Европейский союз, Еврозона, Таможенный союз Евросоюза, Шенгенская зона, Совет Европы и Россия и т.д.
Вряд ли стоит глубоко вникать в тонкости каждого образования и договора, обратим свое внимание, прежде всего, на Евросоюз и Шенгенскую зону и постараемся разобраться в сходствах и различиях.
Для начала посмотрим на приведенную ниже схему.
Синяя сфера на этой схеме – Евросоюз, в который на сегодняшний день входит 28 стран. Сфера серая – Шенгенская зона, куда входит – 26 стран. Нетрудно заметить, что большая часть государств (их 22) попала в обе сферы, то есть в обе структуры.
Для чего это нужно тем, кто задумывается о получении вида на жительство? Для понимания своих прав и возможностей по безвизовому въезду и проживанию в Европе.
Получение вида на жительство
Если Вы получаете вид на жительство в одной из стран, которые входят и в Евросоюз, и в Шенген (центральная часть схемы), то вы можете:
- неограниченное количество дней в году проживать в этом государстве;
- до 90 дней в течение 180 дней проживать в любой стране Шенгенской зоны.
Вопрос: Можно ли, имея ВНЖ в Шенгенской зоне, без визы въезжать в государства, которые входят в Евросоюз, но не входят в Шенген (на схеме расположены слева)?
Ответ: Имея ВНЖ одной из стран Шенгенской зоны, можно въехать на территорию Кипра, Болгарии, Хорватии, Румынии. «Въезжайте, тратьте деньги на нашей территории», – как бы говорят власти этих стран.
Даже имея ВНЖ страны из Шенгенской зоны, НЕЛЬЗЯ въехать на территорию Великобритании и Ирландии. Эти страны изначально, при вступлении в Евросоюз, заявляли о проведении независимой иммиграционной политики и не входят в Шенгенскую зону. В настоящее время Великобритания и Ирландия подчиняются Шенгенским соглашениям лишь в части мероприятий по борьбе с преступностью.
Пример: Получив вид на жительство в Латвии, вы можете без визы посещать, скажем, Болгарию. И не можете без визы съездить в Ирландию.
Если вы получаете ВНЖ в одной из стран, входящих в ЕС, но не входящих в Шенген (смотрим на часть схемы слева), вы можете круглый год жить в этом государстве. А въезжать и тем более проживать в странах Шенгенской зоны – не можете.
В определенной степени это ограничивает интерес к получению ВНЖ в этих странах. Они – Болгария, Хорватия и Кипр – интересны в первую очередь для «дачников», которым не хватает визы на 90 дней в течение 180 дней и эмигрантов. Для тех, кто интересуется безвизовыми поездками по европейским странам, получение вида на жительство на Кипре или в Болгарии не слишком заманчиво.
И британская виза инвестора не дает возможности безвизового посещения стран Шенгенской зоны. В этом случае те инвесторы, кто заинтересован в безвизовых путешествиях по континентальной Европе, дополнительно получают, например, паспорт островного государства Сент-Киттс и Невис, либо ВНЖ в той же Латвии или Венгрии.
Есть в Старом свете и страны, которые не входят ни в Евросоюз, ни в Шенген (нижняя часть схемы). Соответственно, на них не распространяется иммиграционное законодательство ЕС.
С одной стороны, это, безусловно, является недостатком, ограничивающим ваши возможности по безвизовому перемещению и проживанию в других странах. С другой стороны, в период «войны санкций» отсутствие на законодательном уровне давления со стороны Евросоюза для отдельных категорий граждан может быть и преимуществом.
Пример: Получив ВНЖ, скажем, в Черногории, вы можете перемещаться и проживать только на территории этой страны.
Получение гражданства
Если вы получаете гражданство в одной из стран Евросоюза, то вы вправе проживать в любой стране ЕС. Это базовое право гражданина Евросоюза.
При этом есть административные формальности: при проживании свыше 90 дней необходимо зарегистрироваться в компетентных органах и получить справку о регистрации. Аналогичные порядок проживания граждан ЕС существует в Швейцарии, а также трех странах европейского экономического пространства: Норвегией, Исландией, Лихтенштейн.
Гражданство позволяет, например, работать на территории 28 государств, проходить обучение в школах и ВУЗах на правах граждан Евросоюза, остаться в Европе после окончания обучения. Безусловно, в законодательствах стран есть тонкости, о них мы поговорим отдельно.
Пример: Получив гражданство Кипра или Мальты, вы можете свободно проживать в любой стране Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии, Исландии, Лихтенштейне.
Закажите первую бесплатную консультацию с нашим экспертом по получению гражданства Евросоюза для всей семьи.
Вопрос: А что Великобритания? Как референдум о выходе из ЕС повлияет на свободу проживания для европейцев?
Ответ:
Кодекс Сообщества о правилах, регламентирующих передвижение лиц через границы (Шенгенский кодекс о границах)
Настоящий Регламент изменяет существующее законодательство о пограничных проверках, проводимых для физических лиц. Он направлен на совершенствование законодательной части политики интегрированного управления границами, устанавливая правила пересечения внешних границ и вновь вводя проверки на внутренних границах.
АКТ
Регламент (EC) № 562/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 года, утверждающий Кодекс Сообщества о правилах, регламентирующих передвижение лиц через границы (Шенгенский кодекс о границах). [Смотрите акт/акты, вносящие изменения].
- КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Настоящий Регламент применяется к любому лицу, пересекающему внутренние или внешние границы государства-члена Европейского Союза (ЕС).
- Внешние границы
- Внешние границы могут пересекаться только в пограничных пропускных пунктах в течение установленного времени их работы.
При пересечении внешней границы, граждане Европейского Союза (ЕС) и другие лица, пользующиеся правом свободного передвижения в ЕС (такие как члены семьи гражданина ЕС) проходят минимальную проверку.
Такая минимальная проверка проводится, чтобы установить их личность на основе предъявления проездных документов и заключается в быстрой и непосредственной проверке действительности документов и проверке на предмет наличия признаков фальсификации или подделки.
Граждане стран, не являющихся членами ЕС, подвергаются обстоятельной проверке.
Это включает в себя проверку соблюдения условий въезда, включая проверку по Визовой информационной системе (ВИС), а также, если уместно, проверку документов, дающих право на проживание и осуществление профессиональной деятельности.
Для пребывания, не превышающего трех месяцев на протяжении шестимесячного периода, граждане стран, не являющихся членами ЕС, должны:
- обладать действительным проездным документом;
- обладать действительной визой, если таковая требуется;
- обосновать цель предполагаемого пребывания, а также располагать достаточными средствами к существованию;
- не являться лицом, в отношении которого в рамках Шенгенской информационной системы (ШИС) выдано предупреждение в целях отказа во въезде;
- не рассматриваться в качестве представляющих угрозу государственной политике, внутренней безопасности, общественному здоровью или международным отношениям государств-членов ЕС.
Если эти условия не выполнены, то въезд на территорию не предоставляется, кроме случаев, когда действуют особые положения (например, по гуманитарным соображениям).
В проездных документах граждан стран, не являющихся членами ЕС, систематически проставляются штампы при въезде и выезде.
Если в проездном документе нет штампа о въезде, то можно считать, что его владелец не соответствует или уже не соответствует условиям пребывания.
Однако, гражданин страны, не являющейся членом ЕС, может, предоставить любые достоверные доказательства того, что он выполнил условия, касающиеся продолжительности краткосрочного пребывания, такие как транспортные билеты или свидетельство своего присутствия вне территории государств-членов ЕС).
Пограничные проверки * проводятся пограничниками *.. При исполнении своих обязанностей пограничники должны в полной мере уважать человеческое достоинство и не проявлять к людям никакой дискриминации по признакам пола, расового или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации.
Государства-члены ЕС должны выделять соответствующий персонал и ресурсы, достаточные для обеспечения высокого и постоянного уровня контроля * на своих внешних границах. Они должны обеспечить пограничникам надлежащую специальную и профессиональную подготовку.
Государства-члены ЕС оказывают друг другу помощь с целью эффективного осуществления пограничного контроля. Оперативное сотрудничество координирует Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов ЕС ( ФРОНТЕКС ).
Внутренние границы
Любое лицо, независимо от гражданства, может пересекать внутренние границы в любом пункте пересечения без проведения пограничных проверок. Полицейские органы могут осуществлять свои полномочия в пограничных зонах точно так же, как на остальной территории своих стран, при условии, что эти действия не эквивалентны проведению пограничных проверок.
Государства-члены ЕС обязаны устранить все препятствия, мешающие равномерному движению транспорта в пунктах пересечения внутренних границ.
В случае возникновения серьезной угрозы государственной политике или внутренней безопасности государство-член ЕС в порядке исключения может временно восстановить пограничный контроль на своих внутренних границах на срок, в основном, не более чем на тридцать дней. Если государство-член ЕС планирует восстановить такой контроль, оно как можно скорее должно известить об этом другие государства-члены ЕС и Комиссию. Следует также проинформировать Европейский Парламент.
Минимум за пятнадцать дней до запланированный даты восстановления пограничного контроля между государствами-членами ЕС и Комиссией проводятся консультации на предмет организации взаимного сотрудничества и изучения соразмерности этих мер событиям, вызвавшим восстановление контроля. Решение о восстановлении пограничного контроля на внутренних границах принимается прозрачно, а общественность информируется о нем в полном объеме, если только этому не препятствуют настоятельные соображения безопасности.
В исключительных обстоятельствах заинтересованное государство-член ЕС может восстановить проверку на своей внутренней границе немедленно, если этого требуют соображения общественного порядка или национальной безопасности. Об этом соответствующим образом информируются остальные государства-члены ЕС и Комиссия.
Справка
В Сообщении Комиссии от 7 мая 2002 г. об интегрированном управлении внешними границами изложены пять основных компонентов общей политики, включая разработку общего свода законодательства.
Создание этого свода должно было предусмотреть переработку Общего руководства по внешним границам. На своем заседании в Салониках 19-20 июня 2003 г.
Европейский Совет предложил Комиссии в возможно кратчайшие сроки представить предложения по этой переработке.
Данный Регламент отменяет действие статей 2 и 8 Конвенции о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. и Общее руководство по внешним границам.
Основные термины, используемые в настоящем акте
- Внутренние границы: общие сухопутные, в том числе речные и озерные границы государств-членов ЕС; аэропорты, предназначенные для внутренних воздушных рейсов; морские, речные и озерные порты государств-членов, предназначенные для регулярных паромных сообщений.
- Внешние границы: сухопутные, в том числе речные и озерные границы государств-членов, морские границы, а также их аэропорты, речные, морские и озерные порты в той мере, в какой они не относятся к внутренним границам.
- Пограничный контроль: деятельность, осуществляемая на границах исключительно в ответ на намерение пересечь границу, которая заключается в пограничных проверках и в наблюдении за границами.
- Пограничные проверки: проверки, проводимые на пограничных пропускных пунктах с целью обеспечить, чтобы лица, в том числе их транспортные средства и находящиеся при них вещи, могли получить разрешение въехать на территорию государств-членов ЕС или покинуть ее.
- Пограничник: любой публичный служащий, назначенный в соответствии с национальным законодательством на работу в пограничном пропускном пункте, вдоль границы или в непосредственной близости от нее, который осуществляет функции пограничного контроля.
- ССЫЛКИ
- Акт
- Дата вступления в силу
- Срок переноса государствами-членами ЕС
- Официальный вестник
- Регламент (EC) № 562/2006
13.10.2006
_