Порядок назначения судей на должность в россии: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Судьи принимают решения относительно разных дел, которые могут быть гражданскими, административными или уголовными.

Они должны принимать исключительно взвешенные и объективные решения, поэтому предъявляются действительно значительные требования к кандидатам на должность судьи.

Требования могут немного отличаться к федеральным, конституционным или верховным судьям. Для этого учитывается имеющееся у гражданина образование, стаж работы, профессиональная подготовка и другие параметры.

Как выглядит институт судебной власти в РФ?

В России имеется несколько видов судов, каждый из которых обладает своими особенностями. Институт судебной власти делится на несколько частей:

  1. Конституционный суд. Он представлен высшим органом судебной власти. Он делится на уставные суды, располагающиеся в разных субъектах страны.
  2. Общей юрисдикции. Сюда входит Верховный суд, областные и мировые суды.
  3. Арбитражные суды. Они могут быть Высшими, федеральными, окружными или арбитражными субъектными.

Для определения того, какие предъявляются требования к кандидатам на должность судьи, необходимо изучить положения ФЗ №3132-1 «О статусе судей в РФ». Именно этот нормативный акт регулирует все правила назначения конкретного гражданина на данную должность.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Кто может стать судьей?

Основные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, представлены следующими условиями:

  • наличие высшего юридического образования;
  • отсутствие судимости или даже уголовного преследования, прекращенного в результате наличия реабилитирующих обстоятельств;
  • не допускается гражданство двух государств или вид на жительство в иной стране;
  • отсутствие частичной или полной недееспособности;
  • гражданин не должен состоять на учете в наркодиспансере или психдиспансере;
  • не допускается наличие заболеваний, которые могут стать препятствием для исполнения должностных обязанностей.

Эти требования являются наиболее значимыми, причем они предъявляются к любому судье независимо от выбранного суда. Дополнительно к судам разного уровня могут использоваться другие уникальные условия.

Требования к возрасту и стажу

Наиболее значимыми требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, являются условия, имеющие отношение к возрасту и стажу. Работать гражданин должен юристом или прокурором. К основным таким условиям относится:

  • если выбирается для работы арбитражный или мировой суд, то гражданин должен проработать юристом не меньше 5 лет, а также его возраст не может быть меньше 25 лет;
  • требования к кандидату на должность федерального судьи заключаются в достижении возраста 30 лет, а также наличии стажа работы в юридической сфере от 7 лет;
  • если выбирается для работы Высший арбитражный суд, то человек должен достичь возраста 35 лет, а также у него должен иметься опыт от 10 лет.

Не допускается до этой должности человек, который обвиняется или подозревается в каком-либо преступлении. Не разрешается наличие родственных связей с председателем или заместителем главы выбранного учреждения.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Как проходит отбор?

Все лица, которые планируют занимать эту позицию, должны учитывать требования к кандидатам на должность судьи. Назначение происходит в правильном порядке, для чего выполняются следующие действия:

  • председатель конкретного суда, в котором имеется вакантная должность, передает сведения в квалификационную коллегию;
  • информация должна передаваться в течение 10 дней с момента освобождения должности предыдущим работником;
  • далее в течение 10 дней коллегия оповещает о наличии этой вакансии СМИ, причем указывается время и место принятия разных заявлений от кандидатов;
  • после этого проводится конкурсный отбор.

На одно место может претендовать большое количество специалистов. Конкурсный отбор считается достаточно жестким. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их назначения указываются в ФЗ №3132-1.

Если граждане соответствуют требованиям, а также желают занять вакантную должность, то им придется сдавать специальный квалификационный экзамен.

Для этого им надо обращаться в экзаменационную комиссию, работающую при коллегии судей.

Какие требуются документы?

Чтобы сдать квалификационный экзамен, гражданин должен доказать, что он подходит под все требования к кандидатам на должность судьи. Поэтому им в коллегию передается следующая документация:

  • паспорт;
  • анкета, в которую вносятся личные сведения о гражданине;
  • документация о полученном высшем образовании в юридической области;
  • трудовая книжка, с помощью которой можно понять, соответствует ли стаж работы человека предъявляемым требованиям;
  • медицинская справка, содержащая информацию о том, не имеются ли у гражданина какие-либо заболевания, являющиеся препятствием для занятия интересующей его должности.

На основании этой документации допускается юрист к сдаче экзамена. После успешного прохождения этого тестирования надо обращаться в коллегию судей с заявлением.

В этом документе указывается желание занять гражданином имеющуюся вакантную должность. К заявлению прикладывается справка, полученная после прохождения экзамена.

Дополнительно собираются характеристики со всех мест работы за последние 5 лет. Прикладываются бумаги о наличии дохода и имеющемся имуществе.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Как принимается решение?

Первоначально члены комиссии изучают, соответствуют ли все заявители основным требованиям к кандидатам на должность судьи. Образование и стаж считаются наиболее значимыми критериями.

Далее оцениваются результаты пройденного экзамена. На основании полученных данных принимается решение о рекомендации тех или иных граждан на имеющуюся вакантную должность.

К правилам принятия решения относится:

  • преимущество имеют граждане, обладающие значительным стажем работы в правоохранительных органах;
  • учитывается наличие разных ученых степеней;
  • наиболее часто предпочтение отдается докторам юридических наук или людям, обладающим государственными или ведомственными наградами;
  • оценивается, насколько быстро и внимательно изучаются разные дела кандидатами.

Если вовсе отсутствуют подходящие граждане среди заявителей, то формируются мотивированные отказы. Такое решение может обжаловаться в коллегии судей, если соответствуют люди всем требованиям к кандидатам на должность судьи.

Какими полномочиями наделяется арбитражный судья?

Требования к кандидатам на должность судьи в РБ значительно отличаются от требований, которые используются в России. Это обусловлено разницей в законодательстве и нюансах работы судебной системы.

В РФ Председатель Высшего арбитражного суда может назначаться исключительно при наличии Представления президента Совета Федерации. Выбирается он на срок в 6 лет. Назначение заместителей происходит таким же образом, а также на срок в шесть лет, но при этом требуется представление председателя ВАС.

Председатели федеральных или апелляционных арбитражных судов выбираются только Президентом РФ на 6 лет. Президент может отклонять те или иные кандидатуры, для чего выносится соответствующее постановление.

Если выявляется, что выбранный гражданин не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи арбитражного суда, то это приводит к прекращению его полномочий на основании решения, принятого коллегией.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Зачем нужно ограничение по возрасту?

Судья должен являться ответственным и мудрым человеком, поэтому перед занятием данной важной должности у него должен накопиться значительный житейский опыт. К основным особенностями его назначения относится:

  • судьям и членам их семьи гарантируется неприкосновенность;
  • если гражданин отработал больше 20 лет, то он может рассчитывать на пожизненное содержание от государства;
  • в процессе принятия решений требуется руководствоваться принципами справедливости и честности;
  • перед вынесением вердикта обязательно проверяется, соответствует ли оно требованиям и условиям разных законодательных актов;
  • судья должен опираться на имеющиеся знания в области юриспруденции, а также учитывается его жизненный опыт;
  • при вступлении в должность обязательно гражданином дается клятва, что он будет исполнять свои обязанности на основании требований законодательства, а также будет ориентироваться на справедливость, совесть и долг.

Перед тем как вступить в эту должность, гражданину придется потратить достаточно много времени для работы на позициях прокурора, нотариуса или юриста. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок назначения могут немного отличаться для разных судей, причем нередко в законодательные акты вносятся небольшие изменения, которые должны учитываться всеми кандидатами.

Какие проводятся дополнительные проверки?

В отношении судей проводятся разные проверки, так как они должны не только обладать оптимальным образованием и стажем, но и соответствовать другим требованиям. К ним относится:

  • обязательно заранее проверяется состояние здоровья, так как не допускается наличие разных хронических болезней, поскольку они могут препятствовать оптимальной работе гражданина;
  • требуется получить заранее справки, подтверждающие, что ранее не состоял человек на учете в психиатрических учреждениях или наркологическом диспансере.

Не допускается подделывать документы, так как если выявится обман, то гражданин не только будет снят с должности, но и может привлекаться к ответственности за предоставление недостоверных сведений.

Порядок назначения судей на должность в России: требования к претендентам, процедура возложения полномочий

Срок передачи полномочий

Срок работы мирового судья является строго фиксированным. Назначается конкретный гражданин на эту должность исключительно на 5 лет. После этого возраста допускается снова выставлять свою кандидатуру на эту должность.

Максимально работать в должности судьи гражданин может до 70 лет.

Полномочия мирового судьи

Мировые судьи выносят решения по следующим делам:

  • уголовные дела за разные преступления, по которым назначается лишение свободы на срок до трех лет;
  • ведение бракоразводных процессов, но между супругами не должно иметься никаких разногласий, имеющих отношение к общим детям;
  • раздел имущества, нажитого супругами за время совместного проживания;
  • прочие дела, имеющие отношение к семейным или трудовым отношениям;
  • нарушения административного законодательства.

Все дела рассматриваются только единолично, поэтому не требуется вмешательство коллегии.

Правила назначения районных судей

Требования к кандидату на должность районного судьи являются достаточно существенными, так как назначаются граждане исключительно Президентом страны. Судья получает неприкосновенность и служебный транспорт. Им рассматривается множество дел, имеющих отношение к административному или уголовному законодательству.

Стать районным судьей может только гражданин России, не обладающий судимостью, а также его родственники не могут работать в этом учреждении. У него должны быть глубокие познания в юридической области. Поэтому приходится сдавать достаточно жесткий и специфический экзамен, чтобы определить уровень знаний претендента.

Мировые судьи: компетенция, требования, предъявляемые к кандидату в судьи, порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи и особенности прекращения или приостановления полномочий

Мировые судьи в Российской Федерации в соответствии со ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в РФ» являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «О мировых судьях в РФ» и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

 Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в РФ» и иными федеральными законами. Компетенция мирового судьи регламентирована ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ».

Мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции:

  • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трёх лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ;
    дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  • дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • дела об определении порядка пользования имуществом;
  • дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи
Читайте также:  Восстановление пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы

Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.
Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек.

В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

В соответствии с ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ» на территории городов и районов Оренбургской области созданы 112 должностей мировых судей и судебных участков.

Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесённые к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в РФ» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учётом положений ФЗ «О мировых судьях в РФ». Так, в соответствии со ст.

6 Закона Оренбургской области «О мировых судьях в Оренбургской области»: мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, имеющий возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Оренбургской области.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей Оренбургской области освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет.

По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Мировые судьи в Оренбургской области назначаются на должность решением Законодательного собрания Оренбургской области по представлению председателя Оренбургского областного суда, согласованным с губернатором Оренбургской области.

Решением Законодательного собрания Оренбургской области кандидату на должность мирового судьи может быть отказано в назначении на должность в случае его несоответствия установленным законом требованиям и ограничениям, подтверждённым конкретными доказательствами. С рок полномочий мирового судьи при назначении на должность составляет три года.

По истечении этого срока при повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на десять лет в порядке, установленном для первоначального назначения, за исключением сдачи квалификационного экзамена.

В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в РФ», с учётом требований ст. 8 ФЗ «О мировых судьях в РФ».

 Полномочия мирового судьи в Оренбургской области могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей Оренбургской области в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в РФ».

 При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда.

Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством РФ и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Аппарат мирового судьи Оренбургской области предназначен для непосредственного обеспечения деятельности мирового судьи и состоит из главного специалиста (помощника мирового судьи), ведущего специалиста (секретаря мирового судьи), специалиста первой категории (секретаря судебного заседания). В целях технического обеспечения деятельности мирового судьи в штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Структура и предельная штатная численность аппарата мирового судьи утверждается губернатором Оренбургской области.

Штатное расписание и должностные инструкции аппарата мирового судьи утверждаются приказом председателя комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области.

Мировой судья по отношению к работникам аппарата наделён полномочиями руководителя, за исключением права приёма на государственную службу и увольнения с неё.

 Материально-техническое обеспечение, обеспечение транспортными средствами, а также организация строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений мировых судей осуществляет комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области.

Подбор и расстановку кадров аппарата мирового судьи, непосредственно обеспечивающих судебную деятельность, приём их на государственную службу осуществляет комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области на конкурсной основе, если иное не предусмотрено федеральным законом, из числа кандидатур, представляемых мировым судьей. Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области создаётся указом губернатора Оренбургской области и действует на основании утверждённого им положения. Структура и предельная штатная численность данного комитета утверждаются губернатором Оренбургской области. Финансирование расходов по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей, расходов по содержанию аппарата мирового судьи и комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области предусматривается ежегодно отдельной строкой в областном бюджете Оренбургской области.

Порядок подачи документов

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи, порядок их отбора

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи, порядок их отбора

Статья 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в РФ»

     1.

Судьей может быть гражданин Российской Федерации:1) имеющий высшее юридическое образование;2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

    2.

При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

    3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

    4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

    5.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

    В соответствии со ст. 4.1 Закона для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

    Отбор кандидатов на должность судьи (Статья 5 Закона)

Читайте также:  Как делится приватизированная квартира при разводе: нюансы данного вопроса

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Порядок назначения судей

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕЙ

Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.

Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства.

Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отсюда — единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена.

Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.

В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей.

Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы

Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).

комментарий к Конституции Российской Федерации — под общ. ред. Кудрявцева Ю. В.

1. Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов Российской Федерации — Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.

Согласно п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 128 Конституции, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей судебной власти в лице судей выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей высших федеральных судебных органов и назначать судей иных федеральных судов в порядке, установленном законом. Это, несомненно, повышает авторитет судебной власти и ответственность самих судей.

Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания — Совета Федерации.

Процедура согласования главой государства кандидатур на высшие судебные должности с верхней палатой парламента существует и в других странах, например с палатой лордов (Великобритания), Сенатом (США).

Порядок образования высших судебных органов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. К кандидатам в судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда помимо требований, установленных ст.

119 Конституции, могут быть предъявлены и дополнительные требования, указанные в федеральном законе (см. комментарии к соответствующим статьям).

Судьей федерального военного суда может быть лишь лицо, находящееся на военной службе, имеющее офицерское звание, сдавшее квалификационный экзамен и не допустившее порочащих его поступков.

Порядок представления кандидатур на рассмотрение Совета Федерации, их обсуждения в комитетах и комиссиях, а также процедура назначения их Советом Федерации установлены Регламентом Совета Федерации.

Палата вправе неоднократно отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры, однако без нового представления Президента назначение судьи состояться не может.

Кандидатуры судей Конституционного Суда определяются Президентом самостоятельно. Часть 1 ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 13, ст.

1447) предусматривает возможность предложения Президенту таких кандидатур членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Эти предложения могут учитываться Президентом, но не связывают его.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность федерального судьи. Порядок отбора кандидатов на эту должность

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Консти­туционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о военных су­дах и Законе о мировых судьях.

Часть из них принято называть конституционными требованиями, поскольку они предусмотрены ст. 119 Конституции РФ. К этим требованиям относятся:

  • гражданство;
  • возраст;
  • образование;
  • опыт юридичес­кой деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридичес­кое образование.

Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их професси­ональных познаний.

Они должны не просто иметь высшее юридичес­кое образование, но и обладать “признанной высокой квалификацией в области права”.

Что касается требований определенного возраста кандидатов, то они неодинаковы для судов раз­личного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения тре­буется, чтобы кандидат достиг:

  1. в суды основного звена (в том числе гражданские, военные и арбитражные, а также на должности мировых судей)  — 25 лет;
  2. в суды среднего звена — 30 лет;
  3. в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — 35 лет;
  4. в Конституционный Суд РФ — 40 лет.

Предельный возраст для кан­дидатов в судьи формально не ограничен, но при отборе кандидатов учитывается, что с декабря 2001 г. судейские должности не вправе за­нимать лица, возраст которых превышает 70 лет.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юри­ста. По общему правилу, установленному ст. 119 Консти­туции РФ, такой стаж должен быть не менее 5 лет. Для остальных судов:

  1. в суде основного звена (районном, военном гарнизонном суде, арбитражном суде субъекта РФ или миро­вом суде) — 5 лет;
  2. в судах среднего уров­ня (верховные суды республик, краевые областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, арбитражные кассационные или апел­ляционные суды) — 7 лет;
  3. в высшем суде — 10 лет;
  4. в Конституционном Суде РФ — 15 лет.

Закон также требует, чтобы кандидат в судьи не страдал таким за­болеванием, которое “препятствует назначению на должность судьи” (перечень такого рода заболеваний утверждается Советом судей РФ по представлению федерального органа власти в области здравоохра­нения).

Предусматриваются и иные требования, предъявляемые к канди­датам на судейские должности. Формально эти требования не являют­ся обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кан­дидатов.

С учетом этого к кандидатам в судьи могут быть предъявлены тре­бования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными осо­бенностями поведения.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. В соот­ветствии с Законом о статусе судей судьи:

  • не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям;
  • не могут заниматься пред­принимательской деятельностью либо работать по совместительству (это положение не распространяется на занятие научной, педагогичес­кой, литературной и иной творческой деятельностью).

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специа­лизированных судов, могут предусматривать требования, специфичес­кие для таких судов. Так, в отношении судей Конституционного Суда РФ сделана спе­циальная оговорка относительно уровня их правовой подготовленно­сти, а также оговорка о безупречности репутации (ст. 8 Закона о Кон­ституционном Суде).

Порядок отбора кандидатов на должность судьи

Отбор кандидатов в судьи федеральных судов (ст.

5 Закона о статусе судей) начинается на конкурсной основе с публикации в средствах массовой информации сообще­ния об имеющейся вакантной должности судьи и с проявления ини­циативы, направленной на возбуждение производства по проверке при­годности конкретного лица для занятия судейской должности.

Такую инициативу может проявить любой гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и не­обходимый стаж работы по юридической специальности, а также не страдающий заболеванием, препятствующим назначению на должность судьи.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Читайте также:  Предварительная апелляционная жалоба: образец

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

28 Порядок назначения судей на должность

  • Механизм назначения на должность судьи
    включает в себя несколько этапов:
  • 1) отбор и выдвижение кандидатов;
  • 2) сдача квалификационного экзамена;
  • 3) рассмотрение квалификационной
    коллегиейзаявления о даче рекомендации
    для занятия должности судьи;
  • 4) вынесение заключения квалификационной
    коллегией о даче рекомендации или отказе
    в нем.

Положительное заключение представляется
председателю соответствующего суда. В
случае несогласия председателя суда с
заключением оно возвращается для
повторного рассмотрения. При повторном
положительном заключении председатель
суда вносит кандидатуру для дальнейшего
рассмотрения.

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных
судов назначаются Президентом РФ по
представлению соответственно Председателя
Верховного Суда РФ и Председателя
Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ назначаются Советом Федерации
по представлению Президента РФ, с учетом
мнения председателей этих судов.

Президент в месячный срок со дня
поступления материалов назначает судей
Федеральных судов, а кандидатов в судьи
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ представляет для назначения
Совету Федерации либо отклоняет
представленную кандидатуру, о чем
сообщает председателю соответствующего
суда.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются
Советом Федерации по представлению
Президента РФ. Представления о кандидатах
на должность судей Конституционного
Суда Президенту вправе вносить депутаты
Совета Федерации и Государственной
Думы, законодательные (представительные)
органы субъектов РФ, высшие судебные
органы, федеральные юридические
ведомства, юридические научные и учебные
заведения.

Судья, впервые назначенный на должность,
приносит торжественную присягу.

29 Гарантии независимости судей

Виды гарантий независимости судей'.

• установленный законом порядок
судопроизводства во всех судах (тайна
совещательной комнаты, принципы оценки
доказательств и принятия решений
судьями, жесткая процедура судебного
контроля и т. п.

);
• установленные
законом условия и порядок приостановления
и прекращения полномочий судьи;

право судьи на отставку;
• гарантии
неприкосновенности судей (его личности,
жилища, служебного помещения, транспорта,
средств связи, имущества, корреспонденции,
документов);
• материальное и социальное
обеспечение судей;
• идеологические
гарантии — создание в обществе атмосферы
всеобщего порицания любых действий,
направленных на ограничение независимости
судей. Это достигается путем повышения
квалификации, нравственных качеств и
авторитета судей, развития правового
воспитания и образования, а также
пропагандой законопослушного поведения
и т. п.

Гарантии неприкосновенности судьи:

неприкосновенность личности;
неприкосновенность
занимаемых им жилых и служебных помещений,
используемых им личных и служебных
транспортных средств, принадлежащих
ему документов, багажа и иного
имущества;
тайна переписки и иной
корреспонденции (телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных, других электрических
и иных принимаемых и отправляемых судьей
сообщений);
судья, в т. ч. по истечении
срока его полномочий, не может быть
привлечен к какой-либо ответственности
за выраженное им при осуществлении
правосудия мнение и принятое судом
решение, если только вступившим в
законную силу приговором суда не будет
установлена виновность судьи в преступном
злоупотреблении либо вынесении заведомо
неправосудных приговора, решения или
иного судебного акта;
решение по
вопросу о привлечении судьи к
административной ответственности
принимается судебной коллегией по
представлению Генерального прокурора
РФ;
судья, задержанный по подозрению
в совершении преступления или по иному
основанию либо принудительно доставленный
в любой государственный орган, если
личность этого судьи не могла быть
известна в момент задержания, после
установления его личности освобождается
немедленно;
не допускается личный
досмотр судьи, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом
в целях обеспечения безопасности других
людей;
заключение судьи под стражу
производится с согласия соответственно
Конституционного Суда РФ либо
соответствующей квалификационной
коллегии судей. Соответствующее
представление в Конституционный Суд
РФ или квалификационную коллегию судей
вносит Генеральный прокурор РФ;

уголовное дело в отношении судьи по его
ходатайству, заявленному до начала
судебного разбирательства, рассматривается
Верховным Судом РФ.
За совершение
дисциплинарного проступка (нарушение
норм Закона «О статусе судей в РФ»,
положений кодекса судейской этики,
утверждаемого Всероссийским съездом
судей) на судью, за исключением сук»
Конституционного Суда РФ, может быть
наложено дисциплинарное взыскание в
виде:
• предупреждения;
• досрочного
прекращения полномочий судьи.
Решение
о наложении дисциплинарного взыскания
принимает квалификационная коллегия
судей, к компетенции которой относится
рассмотрение вопроса о прекращении
полномочий этого судьи на момент принятия
решения.
Порядок привлечения к
дисциплинарной ответственности судей
Конституционного Суда РФ определяется
Федеральным конституционным законом
«О Конституционном Суде РФ».
Если
в течение года после наложения
дисциплинарного взыскания судья не
совершил нового дисциплинарного
проступка, он считается не привлекавшимся
к дисциплинарной ответственности.Гарантии
материального и социального обеспечения
судей'.
оплата труда судей производится
из федерального бюджета в размере,
определяемом в процентном соотношении
к должностным окладам Председателей
Верховного и Высшего Арбитражного Судов
РФ;
• различные доплаты и надбавки к
заработной плате за квалификационный
класс, за особые условия труда и т. п.;

льготные отпуска (от 30 до 45 рабочих дней,
в районах Крайнего Севера -51 рабочий
день);
• оплата проезда к месту отдыха
и обратно;
• бесплатное предоставление
жилья в собственность после 10 лет работы
в должности судьи, а не позднее 6 месяцев
с начала работы — предоставление отдельной
благоустроенной квартиры по договору
социального найма;
• государственное
страхование судей на случай их гибели,
причинения им увечий или иного повреждения
здоровья при исполнении судейских
обязанностей;
возмещение ущерба,
причиненного имуществу судьи или членов
его семьи в связи с исполнением им
судейских обязанностей;
иные материальные
и социальные льготы;
ответственность
за посягательство на жизнь судьи (в т.
ч. уголовная).

Порядок назначения на должность судьи

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ).

Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность.

Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляем ими работы.

Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет.

Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права.

Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение.

Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи.

В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом.

В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть рекомендованы к назначению на должность судьи.

Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, представительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах.

Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.

  • Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.
  • Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:
  • 1) отбор и выдвижение кандидатов;
  • 2) сдача квалификационного экзамена;
  • 3) рассмотрение квалификационной коллегиейзаявления о даче рекомендации для занятия должности судьи;
  • 4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации или отказе в нем.

Положительное заключение представляется председателю соответствующего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заключении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.

Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, юридические научные и учебные заведения.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *