Учет изменений объекта недвижимости в рф: правила и требования в соответствии с нормами права

Учет изменений объектов недвижимости — это любые изменения данных об объекте недвижимости при проведения кадастрового учета и обновления данных ЕГРН. Подробнее о процессе учета изменений, необходимых документах, а также полезные советы — подробнее в статье.

Что такое кадастровый учет и зачем нужен учет изменений

Правовое регулирование процедуры кадастрового учета осуществляется нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основания для проведения кадастрового учета указаны в ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ и включают в себя:

  • создание или образование нового объекта недвижимого имущества;
  • прекращение существования объекта, в том числе в связи с разделением его на несколько новых самостоятельных единиц учета;
  • образование или прекращение существования части объекта, на которую зарегистрированы обременения прав;
  • постановка на учет помещений или машино-мест в здании, права на которые уже внесены в ЕГРН;
  • изменения основных характеристик объекта недвижимости.

Учет изменений характеристик объектов недвижимости обусловлен соблюдением основных принципов ведения ЕГРН – достоверности, полноты и актуальности сведений реестра. Несвоевременный учет изменений или отсутствие учета будут нарушать указанные принципы, в результате чего в ЕГРН будет содержаться недостоверная информация о недвижимости.

Совет эксперта. Основные сведения реестра доступны любому заинтересованному лицу в вид выписки из ЕГРН. По запросу органы Росреестра должны представить выписку из ЕГРН, актуальную на момент составления документа. Следовательно, любые изменения объекта должны быть учтены на момент формирования выписки.

  • Уважаемые КЛИЕНТЫ!
  • Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:
  • 8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)
  • 8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)
  • Все консультации бесплатны.

Учет изменений объекта недвижимости в РФ: правила и требования в соответствии с нормами права

Что такое кадастровый учет

Учет изменений квартиры в 2020 году

Квартира является самостоятельным объектом недвижимости и подлежит кадастровому учету на общих основаниях. Основные характеристики квартиры, которые подлежат учету в ЕГРН, указываются в техническом плане. Этот документ изготавливает кадастровый инженер по заказу владельца жилого помещения.

В состав характеристик, изменение которых потребует обращения в органы кадастрового учета, входят:

  • вид объекта недвижимости;
  • кадастровый номер;
  • номер и тип этажа, на котором расположена квартира;
  • адрес и местоположение квартиры;
  • назначение указанного объекта недвижимости;
  • площадь квартиры.

Помимо этого, в графическую часть технического плана квартиры включается план этажа или его части с указанием местоположения жилого помещения.

Любые изменения указанных характеристик должны быть отражены в сведениях ЕГРН. Для этого потребуется изготовление обновленного технического плана и представление его на кадастровый учет.

Совет специалиста. Учет изменений объекта недвижимости также проводится на основании кадастровых работ, выполненных инженером. Закон не запрещает обращаться для оформления технической документации к любому кадастровому инженеру, так как для подготовки плана будут использоваться общедоступные сведения ЕГРН и результаты фактических измерений.

Учет изменений объекта недвижимости в РФ: правила и требования в соответствии с нормами права

Учет изменений квартиры

Алгоритм действий

Изменения характеристик объекта недвижимости могут возникать в  результате следующих событий и действий:

  • раздел объекта на несколько новых самостоятельных единиц или выдел из общего объекта одного или нескольких помещений;
  • проведение работ по реконструкции или капитальному ремонту здания, в результате которых изменились характеристики квартиры;
  • изменение характеристик здания, которое влечет соответствующее изменение учетных показателей жилого помещений (например, изменение этажности многоквартирного дома);
  • проведение работ по перепланировке или переустройству жилых помещений.

С учетом оснований для внесения изменений, алгоритм действий правообладателя для проведения учета изменений будет состоять из следующих этапов:

  • согласование проекта работ, в результате которых будет изменяться параметры объекта;
  • выполнение работ в строгом соответствии с выданным разрешением и утвержденным проектом;
  • оформление акта приема работ;
  • изготовление технической документации с отражением осуществленных изменений;
  • обращение в органы Росреестра для проведения кадастрового учета изменений.

По итогам кадастрового учета правообладатель получит на руки актуальную выписку из ЕГРН, в которой будут отражены все внесенные изменения.

Комментарий специалиста. Самостоятельным основанием для кадастрового учета изменений объекта недвижимости может выступать судебное решение. Например, таким случаем будет являться узаконивание перепланировки или переустройства после фактического проведения работ в квартире.

Документы

Для обращения в органы Росреестра для кадастрового учета изменений объектов недвижимости потребуются:

  • правоустанавливающие документы (свидетельство о праве, выписка из ЕГРН и т.д.);
  • документы, подтверждающие наличие оснований для проведения кадастрового учета, в том числе обновленный технический план квартиры (полный перечень таких оснований указан в ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ);
  • проектная документация, если она требовалась для проведения работ в квартире;
  • разрешительная документация для проведения работ на основании представленного проекта;
  • акт приемочной комиссии по итогам выполненных работ;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины за проведение кадастрового учета.

Комментарий специалиста.

Обратите внимание, что с января 2017 года на квартиры не выдаются кадастровые паспорта. Сведения данного документа включены в состав выписки из ЕГРН на основании норм Федерального закона № 218-ФЗ.

Учет изменений объекта недвижимости в РФ: правила и требования в соответствии с нормами права

Документы

Согласования

В большинстве случаев изменение характеристик квартир происходит в результате проведения перепланировки или переустройства. Данные виды работ требуют оформления проекта и его согласование в уполномоченных государственных органах.

Отсутствие разрешения влечет незаконность перепланировки или переустройства, в результате чего нарушитель может привлекаться к административной ответственности по ст. 7.21 КоАП РФ и будет обязан восстановить исходное состояние объекта.

Порядок согласования проекта перепланировки и переустройства регламентирован главой 4 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. При обращении за согласованием правообладатели представляют следующие документы:

  • заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.2005 № 266;
  • правоустанавливающие документы;
  • проект перепланировки или переустройства, изготовленный организацией, имеющий допуск СРО.

По итогам выполнения всех работ, предусмотренных проектом, оформляется акт приемочной комиссии, который направляется в органы кадастрового учета.

Совет эксперта. Закон не запрещает проводить одновременно перепланировку и переустройство в рамках единого комплекса работ. В этом случае проектная документация будет содержать описание изменений одновременно по обоим направлениям.

  1. Уважаемые КЛИЕНТЫ!
  2. Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:
  3. 8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)
  4. 8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)
  5. Все консультации бесплатны.

Учет изменений зданий

Изменения в характеристиках зданий также возникают по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 218-ФЗ. Типичными случаями, когда происходят указанные изменения, являются работы по капитальному ремонту и реконструкции объекта. В этом случае порядок согласования и выполнения работ должен соответствовать нормам Градостроительного кодекса РФ.

  Акт обследования в 2020 году

Алгоритм действий

Порядок действий собственника здания, у которого будет осуществляться изменение основных характеристик, регламентирован Градостроительным кодексом РФ и положениями Федерального закона № 218-ФЗ. Для этого предстоит выполнить следующие этапы:

  • подготовка проекта реконструкции или капитального ремонта;
  • экспертиза проектной документации по правилам, предусмотренным ст. 49 Градостроительного кодекса РФ;
  • согласование проектной документации и получение разрешения на реконструкцию или капитальный ремонт здания;
  • выполнение работ, запланированных проектов (работы могут выполнять предприниматели или организации, имеющие допуск СРО);
  • оформление акта приемочной комиссии и изготовление технической документации кадастровым инженером;
  • обращение в органы Росреестра для кадастрового учета изменений.

Основной особенностью данного процесса является не только изготовление проекта, но и необходимость получения экспертного заключения. Такое требование установлено с целью недопущения угрозы безопасности здания.

Комментарий специалиста. Заключение о безопасности работ может оформляться государственными и негосударственными экспертными организациями. Помимо экспертизы проекта работ, проводятся аналогичные мероприятия в отношении инженерных изысканий, если таковые требуются по закону.

Документы

Исходя из указанных особенностей, для проведения работ и кадастрового учета изменений потребуются:

  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости (свидетельство о праве или выписка из ЕГРН);
  • исходная техническая документация;
  • проект предстоящих работ, изготовленный организацией с допуском СРО или автором проекта здания;
  • заключение экспертной организации;
  • разрешение на выполнение работ по капитальному ремонту или реконструкции здания;
  • акт приемочной комиссии;
  • техническая документация с учетом произведенных изменений, изготовленная кадастровым инженером.

Итогом проведения кадастрового учета будет являться внесение сведений в ЕГРН и выдача выписки из реестра.

Согласования

Перечень необходимых согласований при внесении изменений в характеристики объекта недвижимости указан в Градостроительном кодексе РФ. Согласованию подлежат:

  • инженерные изыскания;
  • проектная документация.

Согласование выражается в виде разрешения на выполнение работ, для этого потребуется представить экспертное заключение о соответствии проекта градостроительным нормам и правилам.

Комментарий специалиста. В статье 49 Градостроительного кодекса РФ указан перечень объектов недвижимости, для которых не требуется проведение экспертизы безопасности. Например, в их число входит дом, с количеством этажей менее трех, предназначенный для проживания одной семьи.

Учет изменений помещений

В ряде случаев отдельное жилое или нежилое помещение также признается самостоятельным объектом недвижимого имущества, а сведения о нем вносятся в ЕГРН. Если в таком помещении были изменены основные характеристики, они также подлежат кадастровому учету.

Алгоритм действий

Необходимый перечень обязательных действий при учете изменений в характеристиках помещений будет различаться в зависимости от целевого назначения данного объекта. Для проведения перепланировки и переустройства жилого помещения необходимо пройти согласование в органах Государственной жилищной инспекции. Для учета изменений в нежилых помещениях такое требование отсутствует.

Читайте также:  Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

  Срочное изготовление технического плана в 2020 году

Общий алгоритм действий правообладателей будет состоять из следующих стадий:

  • изготовление проектной документации (выполняется обладателем допуска СРО);
  • согласование проекта работ;
  • выполнение работ по согласованному проекту;
  • оформление акта приемочной комиссии;
  • изготовление технической документации кадастровым инженером;
  • обращение в службу Росреестра для кадастрового учета изменений.

Органы Государственной жилищной инспекции будут включены в состав приемочной комиссии, если будет оформляться итоговый акт на жилое помещение.

Комментарий специалиста. Акт приемочной комиссии в отношении жилого помещения направляется в службу Росреестра органом, выдававшим согласование на проведение работ. Для нежилых помещений региональными нормативными правовыми актами может устанавливаться иной порядок направления документов.

Документы

Для кадастрового учета изменений в характеристики помещений будут представляться следующие документы:

  • заявление о проведении кадастрового учета;
  • правоустанавливающие документы на помещение (свидетельство о праве, выписка ЕГРН и т.д.);
  • документ, подтверждающий согласование проектной документации и разрешающий выполнение работ;
  • акт приемочной комиссии;
  • обновленный технический план помещения, оформленный кадастровым инженером.

Для проведения кадастрового учета изменений также необходимо представить платежный документ, подтверждающий оплат госпошлины.

Комментарий специалиста.

При оформлении нового технического плана с учетом внесенных изменений, кадастровый инженер будет использовать актуальные сведения из ЕГРН в отношении здания, в котором расположено помещение.

Если изменения характеристик помещения вызвано проведением работ в отношении здания, будет проводиться одновременный кадастровый учет сведений на здание и помещение.

Согласования

Для кадастрового учета изменений в характеристики объекта нужно представить согласование проектной документации. Помимо общих требований к согласованию, установленному в Жилищном кодексе РФ, на региональном уровне могут приниматься собственные нормативные правовые акты в указанно сфере.

Например, на территории столицы согласование документации на жилые и нежилые помещения осуществляется согласно нормам Постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП. Аналогичные документы могут приниматься остальными субъектами РФ.

Если проведение работ было выполнено без согласования, виновное лицо подлежит административной ответственности и будет обязано за свой счет вернуть объект в первоначальное состояние. Если изменения в характеристиках не угрожают безопасности иных помещений или зданию, допускается узаконивание фактически выполненных работ, в том числе путем обращения в судебные органы.

Совет специалиста. Для узаконивания фактически выполненной перепланировки или переустройства также потребуется оформление технического плана.

Если спор о согласовании передан на рассмотрение суда, от качества работы кадастрового инженера будет зависеть исход рассмотрения дела.

Поэтому выбор кадастрового инженера необходимо осуществлять с учетом его репутации и опыта профессиональной деятельности.

Выводы

Любые изменения в характеристики и параметры объекта недвижимости должны пройти через процедуру кадастрового учета.

Вне зависимости от типа объекта и состава изменений, ключевую роль для последующего учета будут играть согласование проектной документации и технический план, оформленный кадастровым инженером.

Итогом кадастрового учета будет являться внесение изменений в ЕГРН и выдача выписки из реестра.

  • Остались вопросы?
  • Позвоните нашим специалистам, мы работаем без выходных, а консультация – бесплатная!
  • 8 (499) 322-05-14 — Москва;
  • 8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург.

Как осуществляется учет изменений объекта недвижимости

Учет изменений объекта недвижимости в РФ: правила и требования в соответствии с нормами права

Учет изменений объекта недвижимости – определенная процедура, исполняемая специалистами росреестра, включающая в себя обновление определенных сведений о недвижимом имуществе.

Произвести кадастровый учет изменений недвижимости вам понадобится в случаях:

  • официальное изменение адреса объекта недвижимости (при наличии решения органа местного самоуправления), адреса правообладателя; 
  • изменение назначения объекта недвижимости; 
  • уточнение, описание или обновление границ земельного участка, категории земель или вида разрешенного пользования; 
  • изменение наименования объекта недвижимости, площади, этажности, кадастровой стоимости.

Процедуре обновления сведений подлежат только ранее учтенные объекты недвижимости (уже зарегистрированные в росреестре).

Что нужно для процедуры изменений

Для внесения изменений вам понадобятся;

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. заявление, бланк которого вы получите у специалистов либо скачайте его на официальном сайте росреестра);
  3. свидетельство ГРП на данную недвижимость;
  4. технический план недвижимого имущества (для земельного участка – межевой). При отсутствии указанного плана, обратитесь за его составлением к кадастровому инженеру, имеющему аттестацию (согласно ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости»), контакты которого вы можете найти на сайте росреестра либо получить у кадастровых специалистов. Планы, составленные неаттестованными специалистами не имеют законной силы.
  5. документ, удостоверяющий измененную категорию или вид разрешенного использования участка либо решение органа власти об изменении адреса или назначении объекта (при внесении соответствующих изменений).

Учет изменений объекта недвижимости в РФ: правила и требования в соответствии с нормами права

В случае принятия вашего заявления уже через 20 рабочих дней вы получите кадастровую выписку с измененными сведениями. Плата за данную услугу не взимается.

Снятие с учета объекта недвижимости

Данная процедура осуществляется в отношении недвижимого имущества, носящего «временный статус», то есть такого объекта недвижимости, который поставлен на государственный кадастровый учет, однако в течение пяти лет никто не зарегистрировал на него право собственности.

Для снятия недвижимого имущества с учета вам необходимо предъявить в ближайшее к географическому месторасположению данного объекта управление росреестра:

  • заявление (бланк вы получите у специалистов);
  • копии документов, подтверждающих ваши права на данный объект;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность, удостоверяющую полномочия вашего представителя, – при использовании услуг посредника.

После оказания данной услуги (обычно это занимает не более десяти рабочих дней после принятия документов) вам будет выдана соответствующая кадастровая выписка.

Вероятные причины приостановления рассмотрения или отказа в принятии заявления

В ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости» законодатель четко указывает случаи приостановления рассмотрения вашего заявления до устранения причин, вызвавших сомнение специалистов.

Вот список возможных причин приостановки:

  • вы предоставили неполный пакет документов, либо они не соответствуют требованиям, либо информация в них недостоверна; 
  • имеются несоответствия в границах вашего участка (периметр вашего участка нарушает целостность иного участка либо выходит за территорию населенного пункта); 
  • расположение вашего помещения совпадает с расположением другого помещения и ваш случай не является преобразованием объекта недвижимости.

В ст. 27 данного Федерального закона указаны причины отказа в учете изменений:

  • если ваши документы заверены неуполномоченными на то лицами; 
  • если вы самостоятельно не представили необходимые сведения, и имеется письменный ответ органа власти об отсутствии требуемой информации; 
  • технический или межевой план изготовлены неуполномоченным кадастровым инженером; 
  • вы не имели прав обращаться в росреестр за оказанием данной услуги (не являетесь официальным представителем или собственником объекта); 
  • предлагаемые вами изменения не соответствуют действительности и противоречат закону (например, если вы самовольно решили расширить границы земельного участка).

Способы подачи документов

Учет изменений объекта недвижимости в РФ: правила и требования в соответствии с нормами права

  • записаться на прием на сайте росреестра в поле «Офисы и приемные» и лично обратиться по указанному адресу; 
  • направить пакет документов почтой заказным письмом с уведомлением (обязательно составьте опись содержимого в конверте в двух экземплярах, один из которых оставьте себе) 
  • подать заявление и пакет документов на интернет-портале росреестра в поле «Электронные услуги».

В этом случае все бланки должны быть подтверждены цифровой подписью, процедура получения которой не так проста, поэтому если вы не нуждаетесь в ее многократном использовании, то затраченное время и силы себя не оправдают. Если же вы регулярно пользуетесь услугами, где нужна электронная подпись, то направьте заявку на ее получение на едином портале электронной подписи.

Учет изменений объекта недвижимости

Заявление от имени участников общей собственности представляется в орган кадастрового учета либо всеми собственниками соответствующего земельного участка, либо представителем данных лиц, полномочия которого на подачу указанного заявления основаны на документах, перечисленных в ч. 1 ст. 20 Закона о кадастре.

Изменение уникальных характеристик (уточнение сведений о местоположении границ и площади земельного участка)

Если в кадастре отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого участка, при этом в кадастровом паспорте или кадастровой выписке о таком земельном участке имеются записи о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, то по инициативе заинтересованного лица может в установленном порядке проводиться кадастровый учет изменений (уточнений) в указанных сведениях (учет в связи с изменением уникальных характеристик участка).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае если эти документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее было установлено, что при уточнении границ земельных участков учитываются сведения, содержащиеся в правоустанавливающем документе, и фактическое землепользование).

Учет изменений объекта недвижимости в РФ: правила и требования в соответствии с нормами права

  • Уточнение сведений о местоположении границ и площади земельного участка
  • Исходя из комплексного анализа норм Закона о кадастре, уточнение местоположения границы земельного участка допускается в следующих случаях:
  • · при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
  1. · в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  2. · в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).
  3. Под уточнением границ земельного участка понимается уточнение описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным Федеральным законом № 221-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
  4. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.
Читайте также:  Заявление о мошенничестве в полицию: как правильно составить документ и куда с ним обратиться

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, которые одновременно являются границами другого (смежного) земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка (п. 3 ст. 25 Федерального закона № 221-ФЗ).

При уточнении сведений речь идет только об уточняемых земельных участках, требования к которым можно выстроить, изучив перечень оснований для отказа в государственном кадастровом учете, установленный Порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Таких требований получается три:

· площадь уточняемого земельного участка не должна быть больше площади, содержащейся в системе государственного кадастра недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% от площади земельного участка в государственном кадастре недвижимости (отказ в государственном кадастровом учете на основании п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ);

· при уточнении местоположения границ земельных участков должен соблюдаться порядок согласования местоположения границ земельных участков, предусмотренный ст. 39 и 40 Федерального закона № 221-ФЗ (отказ в государственном кадастровом учете на основании п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ);

· местоположение границы уточняемого земельного участка должно быть согласовано, за исключением случаев признания границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (отказ в государственном кадастровом учете на основании п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ).

Уточнение допускается, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ, определенных с нормативной точностью.

Межевой план оформляется в виде одного документа в случае, если одновременно уточняется местоположение границы земельного участка и сведения частях земельного участка.

Если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

  • При изменении общей границы земельных участков подготовка документации по планировке территории не требуется.
  • При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
  • Для изменения сведений о площади и (или) границах земельного участка необходимо предоставить в орган кадастрового учёта следующие документы:

· Заявление о государственном кадастровом учете изменений, составленное по форме приложения № 2 к приказу Минюста России от 20.02.2008 № 34. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости (часть 4 статьи 20 Закона).

· Копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок. Представляется при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости.

  1. · Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя.
  2. · Межевой план.
  3. · Копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Верность представляемых копий документов должна быть засвидетельствована в порядке, установленном законодательством. Представление такой копии не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет документ в подлиннике. Этот документ после копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю.

Местоположение границ определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

  • Если разница в значениях площади, указанной в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактической площади такого земельного участка, внесенной в ГКН, не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (если такой размер не установлен, не превышает величину площади более чем на десять процентов), то при отсутствии иных оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации право собственности на такие земельные участки (или соответствующие изменения в ЕГРП) может быть зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.
  • Изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
  • Конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.

При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по форме, установленной Приказом Минюста России от 20.02.

2008 N 34, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.

2008 N 618).

Новые правила регистрации недвижимости. Изменения в 2014 году

Учет изменений объекта недвижимости в РФ: правила и требования в соответствии с нормами права В Российской Федерации регистрация имущества осуществляется на основании федеральных законов «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном кадастре недвижимости», существенные изменения к которым вступили в силу. О процессе регистрации по новым правилам и пойдет речь ниже.

Изменения в основном были направлены на упрощение регистрации недвижимости и постановки её на кадастровый учет, а также на дополнительные механизмы защиты прав собственности гражданами и юридическими лицами. С вступлением изменений в силу уменьшился срок государственной регистрации – теперь он вместо 20 календарных дней составляет 18. Ставить на учет и снимать с него объект недвижимости, вести учет изменений объекта также будут не более восемнадцати календарных дней.

Как стало известно корреспондентам «Российской газеты», с внесенными изменениями в закон у собственников появилась возможность дополнительно защитить свои права на имущество: они могут подать заявление о невозможности каких-либо регистрационных действий с недвижимостью, что находится в их собственности, без их личного участия. Для этого собственнику нужно обратиться в территориальные органы Росреестра с соответствующим заявлением. По словам специалистов Росреестра, благодаря этому нововведению количество мошеннических операций с недвижимым имуществом должно существенно снизиться.

Читайте также:  Как можно оформить соглашение об определении долей в квартире?

Также в сфере имущественных прав существует такая проблема, как оспаривание сделок.

Чтобы гарантировать безопасность для всех сторон сделки с недвижимым имуществом, законодатели дали право предыдущему хозяину объекта недвижимости (называемому бывшим правообладателем) заявлять возражения относительно зарегистрированного права собственности на такой объект. Это возражение подлежит внесению в Единый госреестр прав на недвижимое имущество.

Постановка на учет объектов жилой недвижимости в многоквартирных домах теперь также будет вестись по-новому. Отныне любое жилье в многоэтажном доме можно ставить на кадастровый учет не дожидаясь, когда будет зарегистрирован весь дом.

Теперь собственники квартир не будут зависеть от застройщиков и смогут реализовать право собственности на свое новое жилье в любое время.

Также при регистрации построенного многоквартирного дома на учет будут поставлены все помещения, включая нежилые и те, которые находятся в составе общего имущества.

Что касается документов, необходимых для регистрации недвижимости (межевого плана, технических планов, акта обследования объекта недвижимости, которым подтверждается прекращение его существования), то они теперь будут предоставляться в органы кадастрового учета исключительно в электронной форме. Подавать такие документы должны кадастровые инженера, заверяя документ усиленной электронной подписью.

С октября 2013 года ведомости из Государственного кадастра недвижимости можно получить не только на земельный участок, но и на здание, помещение, сооружение или объект незавершенного строительства. Такие сведения содержатся в справке о кадастровой стоимости объекта.

Изменения коснулись и правил регистрации имущественных прав на недвижимость, возникших в результате сделки, удостоверенной нотариусом.

Эти изменения вступают в силу с февраля этого года и с этого момента сделки с недвижимостью можно регистрировать как по новым правилам, то есть после нотариальной проверки документов, так и по ранее действующим правилам – без нотариальной проверки.

Однако, если собственник решит воспользоваться своим правом оформить документы на недвижимость без их проверки и удостоверения нотариусом, то все возможные риски будут исключительно на владельце.

Согласно изменениям, нотариус может нотариально удостоверить сделку с недвижимым имуществом или совершить иное нотариальное действие с объектом недвижимости.

После этого подать заявление и пакет необходимых для государственной регистрации документов в территориальный орган Росреестра сможет как сам нотариус, совершивший сделку, так и его работник.

В последнем случае, необходимо иметь при себе выданный нотариусом документ, который подтвердит полномочия работника.

Длительность госрегистрации прав собственности на объекты недвижимости, возникновение которых подтверждено нотариально удостоверенными документами, также сократили – теперь имущество должно быть зарегистрировано за пять рабочих дней.

Росреестр обращает внимание собственников недвижимого имущества на то, что в новом Федеральном законе, которым внесены изменения в законодательство, не содержится предписаний к обязательной нотариальной форме сделок с имуществом.

А Гражданский кодекс Российской Федерации содержит перечень сделок, для которых нотариальное удостоверение обязательно, и гласит, что такое удостоверение возможно даже в случае, если закон допускает совершение сделок без обязательного их удостоверения у нотариуса — сторонам нужно всего лишь договориться об этом.

С целью максимальной и полной реализации нововведений, Минэкономразвития поручено разработать ряд дополнительных правовых актов, а Росреестру доработать свои системы.

Министерство экономического развития Российской Федерации

30.05.17

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее − Департамент недвижимости), рассмотрев Ваше обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

№ 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Относительно наименования здания.

В соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся в качестве дополнительных сведения о наименовании здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.

  • Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
  • в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
  • в уведомительном порядке в случаях, установленных Законом № 218-ФЗ.

Также следует учитывать, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости.

В связи с этим положениями Закона № 218-ФЗ не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости.

Соответствующие положения, по мнению Департамента недвижимости, могут быть предусмотрены в Законе № 218-ФЗ только после урегулирования на законодательном уровне вопросов, связанных с присвоением наименований объектам недвижимости.

Относительно изменения назначения помещения или здания.

В соответствии с пунктами 9, 10, 11 части 5 статьи 8 Закон № 218-ФЗ в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных сведения в том числе о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования. При этом по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, помещения, а также наименование здания не относятся.

При этом Жилищным кодексом Российской Федерации определен порядок изменения назначения помещений (глава 4), однако порядок изменения назначения здания законодательством Российской Федерации не установлен. Кроме того, необходимо учитывать, что изменение назначения помещения в здании не влечет изменение назначения здания, в котором таком помещение расположено.

  1. В этой связи, согласно части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).
  2. В случае, если указанные в частях 1, 5, 7 – 9, 12, 13 статьи 32 Закона № 218-ФЗ сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 Закона № 218-ФЗ, заинтересованное лицо вправе в порядке установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 33 Закона № 218-ФЗ).
  3. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
  4. Относительно жилого строения отмечаем.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г.

№ 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Постановление № 7-П) в связи с жалобами ряда граждан» признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ) в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

  • Согласно статье 1 Закона № 66-ФЗ жилые строения могут размещаться как на садовых, так и на дачных земельных участках.
  • При этом как отмечено в Постановлении № 7-П Жилищный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома.
  • Исходя из того, что жилищное законодательство и законодательство о градостроительной деятельности являются сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых, дачных земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления — утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки.
  • До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Документы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *