Статья 120 налогового кодекса: штраф в случае нарушения правил учета

Статья 120 Налогового кодекса: штраф в случае нарушения правил учета

Прежним нормативным актом (Федеральным законом от 24.07.2009 № 212‑ФЗ), регулирующим сферу страховых взносов, штраф за грубое нарушение правил учета базы по страховым взносам не был предусмотрен. В Налоговом кодексе этот штраф есть и, судя по названию ст. 120, определяющей санкции за подобные деяния, он применяется (с 2017 года) и в отношении плательщиков страховых взносов. Сами положения ст. 120 НК РФ сформулированы неоднозначно, но нестыковки в налоговых нормах, по-видимому, чиновников Минфина не смущают – они считают, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности по данной статье. Так ли это?

Мнение Минфина

На вопрос о том, возможно ли привлечение плательщика страховых взносов к ответственности по ст. 120 НК РФ, чиновники ведомства в Письме от 26.05.2017 №03‑02‑07/1/32430 ответили так.

Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) установлена ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 3 указанной статьи грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов обложения страховыми взносами, если эти деяния повлекли занижение базы для исчисления страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее сорока тысяч рублей.

Иными словами, Минфин считает, что в случае выявления грубых ошибок, допущенных плательщиком страховых взносов при формировании облагаемой базы по ним, к нему могут быть применены штрафные санкции, установленные ст. 120 НК РФ. Не исключено, что такой же позиции будут придерживаться налоговики на местах.

Между тем мнение чиновников Минфина не является бесспорным. Поясним, почему.

Анализируем налоговые нормы

Статья 120 НК РФ с 2017 года называется «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)» и состоит из трех пунктов. Для наглядности представим их в таблице.

  • Состав налогового правонарушения
  • Санкция
  • 1
  • Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения*, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи

Штраф в размере 10 тыс. руб.

2

Те же деяния, если они совершены в течение более чем одного налогового периода

Штраф в размере 30 тыс. руб.

3

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов)

Штраф в размере 20% суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 тыс. руб.

* Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур или регистров бухучета или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Как видно из таблицы, в п. 1 и 2 ст. 120 НК РФ речь идет об объектах налогообложения и налоговом периоде, относящихся исключительно к налогам. О страховых взносах или занижении базы по ним не говорится ни слова. Зато они упоминаются в п. 3 названной статьи. Но это ситуацию, на наш взгляд, не спасает, поскольку в обозначенном пункте говорится о деяниях, которые определены в п. 1 и 2 и которые (как было указано выше) неприменимы к страховым взносам.

Таким образом, исходя из приведенных норм в совокупности вопрос о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по ст. 120 НК РФ является спорным. Но как будет обстоять дело на практике, покажет время.

Статья 120 налогового кодекса: штраф в случае нарушения правил учета

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 120 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)
  • См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 120 НК РФ
  • Определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О установлено, что положения пунктов 1 и 3 настоящей статьи и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным Судом РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в пункт 1 статьи 120 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

  1. 1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
  2. влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.
  3. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,
  4. влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 3 статьи 120 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

  • 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов),
  • влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей.
  • Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Ст. 120 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Статья 120 НК РФ: официальный текст

Статья 120 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 120 НК РФ отражает меры наказания за несоблюдение налогоплательщиком правил учета доходов и расходов. Однако зачастую налоговики наказывают компании и ИП по рассматриваемой статье за правонарушения, не относящиеся к ней, ошибочно вменяя штрафы за мелкие неточности в декларации.

За какие правонарушения налагается штраф по ст. 120 НК РФ?

Норма подразумевает наказание за следующие нарушения:

  • Завышение расходов или занижение доходов.
  • Несвоевременное или неправильное отражение хозопераций в учете.
  • Отсутствие первичных документов или счетов-фактур.
  • Искажения в бухгалтерской отчетности.
  • Неверное ведение бухучета или налогового учета.
  • Отсутствие налоговых или бухгалтерских регистров.

Арбитражный суд Магаданской области

При рассмотрении споров часто возникают проблемы привлечения к ответственности одновременно по ст.120 и 122 НК РФ. Так, налогоплательщик привлекается к ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога, а также за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

В данной ситуации следует учитывать выводы Конституционного Суда РФ (см. Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 № 6-О «По запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности п.1 и п.3 ст.120 и п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ».

Составы правонарушений, предусмотренных п.1 и 3 ст.120 и п.1 ст.122 НК РФ, не имеют четкого разграничения: в п.1 ст.

122 под неуплатой или неполной уплатой суммы налога в результате не только занижения налоговой базы, но и «иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)» прежде всего имеется в виду занижение или сокрытие доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, т. е. нарушение правил учета доходов и расходов и налогооблагаемой базы, ответственность за которое установлена п.1 и 3 ст.120.

Конституционный Суд РФ определил, что положения п.1 и 3 ст.120 и п.1 ст.122 НК РФ не должны применяться одновременно за совершение действий (бездействия), повлекших занижение налогооблагаемой базы и, как результат, неуплату налогов и сборов, что не исключает возможности их применения в отдельности на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, приняв во внимание изложенные выше выводы Конституционного Суда РФ, в п.41 Постановления от 28.02.

2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил арбитражным судам соответствующие положения о недопустимости одновременного применения ответственности по ст.

120 и 122 Кодекса: «Пункт 2 статьи 108 Кодекса закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения».

В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п.3 ст.120 Кодекса.

Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абзаце третьем п.3 ст.120 НК РФ, организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст.122 Кодекса».

Статья 120 НК РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения.

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

В случае применения налоговыми органами штрафа по ст.120 НК РФ на практике суд отказывает налоговому органу, если в его решении не указана бухгалтерская операция, позволяющая сделать вывод о наличии в действиях налогоплательщика признаков грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

В решении налогового органа должно быть указано, какие конкретно действия налогоплательщика налоговый орган признает грубым нарушением (перечень таких действий, представленный в ст.120 НК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию налоговым органом).

В качестве примера можно привести постановление кассационной инстанции ФАС Дальневосточного округа по проверке законности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу (дело № Ф03-А80/02-2/534 от 17.04.2002).

Межрайонная инспекция по налогам и сборам РФ № 1 по Чукотскому автономному округу обратилась в арбитражный суд с иском к федеральному государственному учреждению «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Иультинском районе ЧАО» (далее — учреждение) о взыскании налоговых санкций по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 7 494 руб. и по п.2 ст.120 НК РФ в сумме 15 000 руб.

Читайте также:  Как и когда заполняют ответ на протокол разногласий — образец, особенности

Налоговые штрафы за нарушение законодательства в 2020 году

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения
Размер штрафа
Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы) ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно) ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года) ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ.

Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого.

Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Как изменятся «налоговые» штрафы

Величина штрафа за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе раньше зависела от того, насколько налогоплательщик опоздал с подачей заявления (до 90 календарных дней или более). Теперь сумма штрафа (10 000 руб.) не будет зависеть от сроков такого опоздания (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Также не будет зависеть от срока опоздания и штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Причем, раньше этому правонарушению была посвящена самостоятельная статья 117 НК РФ. Теперь эту статью убрали, а само правонарушение перенесли в пункт 2 статьи 116 НК РФ.

При этом уточнена формулировка обоих правонарушений — добавлены слова «по основаниям, предусмотренным НК РФ». Раньше, опираясь на пункт 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.

01 № 5, суды отказывали налоговикам в применении штрафа за несвоевременную подачу заявления, если налогоплательщик уже состоит на учете в данной инспекции по другим основаниям. Характерный пример — подача заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД.

Если данный налогоплательщик уже состоит на учете в этой инспекции (например, учтено обособленное подразделение), то применить штраф в случае опоздания с заявлением по ЕНВД уже было нельзя.

Формулировка, которая вводится законом 229-ФЗ, коренным образом меняет ситуацию,  поскольку предусматривает наказание за опоздание с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе по каждому основанию, предусмотренному НК РФ.

Читайте также:  Что необходимо для получения удостоверения пенсионера

Непредставление декларации

Существенной реконструкции подверглась статья 119 «Непредставление налоговой декларации». Раньше для этого правонарушения был предусмотрен сложный расчет штрафа, зависящий от срока задержки с подачей декларации.

Причем, при опоздании до 180 дней и при сдаче в более поздние сроки использовались разные формулы расчета.

Теперь формулировка стала единой: 5 процентов за каждый полный или неполный месяц опоздания, но не более 30 % и не менее 1 000 руб.

Есть в этой статье и другое нововведение.

Если раньше сумма штрафа за непредставление в срок декларации определялась в процентах от суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, то сейчас для расчета суммы штрафа берется только та часть этого налога, которая осталась неоплаченной на момент подачи декларации. Это делает более справедливым наказание за несвоевременную подачу декларации.

Тем не менее минимальная сумма штрафа — 1000 рублей — будет взиматься независимо ни от суммы налога, ни от срока опоздания с декларацией.

Отметим еще одну поправку. Раньше была весьма нелогичная ситуация с «нулевыми декларациями», когда минимальный штраф в 100 рублей взимался только в случае опоздания до 180 дней. Поэтому часто советовали «тянуть» с непредставлением нулевой декларации до 181 дня. Теперь и сумма штрафа увеличилась в 10 раз, и взиматься он будет вне зависимости от срока опоздания.

Электронная отчетность

Обратите внимание: в Налоговый кодекс добавлена новая статья 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)». В ней за несоблюдение порядка обязательного представления налоговой декларации или расчета в электронном виде предусматривается штраф в размере 200 рублей.

Новая норма адресована только тем налогоплательщикам, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде. Ранее для таких налогоплательщиков не были предусмотрены штрафы за сдачу отчетности «на бумаге», что заставляло Минфин «изобретать» способы наказания за сдачу бумажной отчетности вместо электронной.

   

Налоговые агенты

Весьма существенной является поправка в статью 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». В формулировку состава правонарушения добавлены слова «неудержание» и «неполное удержание».

Их отсутствие приводило к спору: имеет ли налоговая инспекция право штрафовать налогового агента, если он не удержал налог при выплате дохода. Ведь раньше штраф взыскивался только за «неперечисление (неполное перечисление)» налога.

А если налоговый агент не удержал налог, то у него не возникает и обязанности перечислить его в бюджет. Теперь такая уловка не поможет.

Кроме того, штраф будет грозить и тем налоговым агентам, которые перечисляют «чужие» налоги за свой счет.

Такое часто случается, когда российским заказчикам услуг сложно объяснить иностранцу, который и дня не пробыл на территории России, что из его дохода нужно удержать российский НДС.

Многие российские компании предпочитают в этом случае платить НДС за свой счет. Теперь такая «доброта» будет стоить штрафа в 20 процентов от суммы налога.

Арестованное имущество

Поправки в статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест» расширяют сферу применения этой статьи.

К имуществу, на которое наложен арест, добавлено имущество, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога.

Всяческие «манипуляции» в отношении этого имущества теперь тоже чреваты штрафом, который, кстати сказать, увеличен в три раза и составляет 30 000 рублей.

Грубое нарушение правил учета

Внесены изменения в определение «грубых нарушений» (статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»). Теперь наряду с регистрами бухгалтерского учета здесь упомянуты и регистры налогового учета.

Так что со 2 сентября (дата вступления всех описываемых поправок в силу) налоговики будут штрафовать еще и за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение  в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Причем размер штрафов увеличен:

— за грубые нарушения в течение одного периода — 10 000 руб. вместо 5 000 руб.; — в течение нескольких периодов — 30 000 руб. вместо 15 000 руб.;

— если занижена налоговая база — 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (было, соответственно, 10 процентов и 15 000 руб.).

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Правонарушения » Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

  • Однократное нарушение установленного порядка предусматривает взыскание штрафа.
  • Содержание
  • Для осуществления максимального налогового контроля, законодательство данной сферы устанавливает специальные правила учета доходов, контроля расходов и объектов налогообложения, которые являются обязательными для исполнения абсолютно всеми налогоплательщиками. Данный порядок устанавливается в следующих целях:
  • контроль над своевременностью подачи необходимых налоговых документов налогоплательщиками, соблюдение процедур сдачи отчетности, очередности и существующих этапов;
  • обеспечение максимального грамотного проведения процедур налогообложения налогоплательщиками, контроль над исчислением и уплатой налогов, сведение к минимуму возможных нарушений и различных негативных последствий;
  • разработка различных дополнений и осуществление редакции существующих правил с целью упрощения процедуры учета доходов, расходов и объектов налогообложения налогоплательщиками;
  • сведение к минимуму рисков, которые могут образовываться по причине несвоевременного представления необходимых документов налогоплательщиками, либо представления неверной информации, неправильно заполненных бумаг и т.д. Нередко подобное нарушение может вести к пропуску всех установленных сроков для сдачи отчетности и, соответственно, к применению определенных санкций, например, денежных штрафов в отношении налогоплательщиков.

Понятие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Грубое нарушение существующих правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой невыполнение налогоплательщиком определенных обязательств, которые содержат положения действующего налогового кодекса. В соответствии с существующей статистикой, санкции за данные нарушения являются наиболее распространенными.

Налоговое законодательство РФ не устанавливает точного понятия, которое содержало бы в себе перечисленные позиции, являющиеся грубым нарушением. По умолчанию, грубое нарушение правил учета и контроля доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой отсутствие первичной отчетности, которая обязательно должна быть представлена налогоплательщиком, а также ряд иных нарушений.

При выявлении и определении грубого нарушения, важнейшим фактором будет выступать частота данного нарушения, его периодичность в определенный налоговый период.

Например, если какое-либо нарушение было совершено налогоплательщиком дважды, но в разные периоды, санкций за данное несоблюдение действующих норм можно избежать. Но если налоговый орган выяснит, что подобное нарушение совершалось уже не в первый раз, за один установленный налоговый период, к налогоплательщику обязательно будет применен соответствующий вид наказания.

Помимо этого, грубое нарушение контроля и правил осуществления учета доходов, расходов и объектов налогообложения может быть выражено в следующем:

  • указание заведомо ложных сведений в документах бухгалтерской отчетности, либо непреднамеренные ошибки, содержащиеся в данных бумагах;
  • неправильно оформление и проведения различных хозяйственных операций на предприятии, либо в организации;
  • неправильное осуществление процедуры распределения денежных средств, материальных ценностей и иных финансовых вложений налогоплательщика.

Санкции за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения могут быть применены и в иных случаях, в зависимости от определенных обстоятельств, ситуации, а также от характера совершенного налогового нарушения и степени его непосредственной тяжести.

Последствия грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

  1. Доказанный факт того, что грубое нарушение действующих правил контроля и учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно имелось, всегда влечет за собой определенные негативные последствия для налогоплательщика.

  2. Как правило, они выражаются в применении определенных санкций и меры ответственности за несоблюдение норм и правил действующего налогового законодательства России.

  3. Объектом нарушения всегда будут выступать установленные порядок и правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения, в отношении которого и были направлены неправомерные действия со стороны налогоплательщика.

  4. Объективная сторона будет представлять собой непосредственный состав преступления и те последствия, которые появились после того, как налогоплательщиком было допущено данное грубое нарушение.

  5. В роли субъектов правонарушения могут выступать налогоплательщики – физические и юридические лица, а также лица, официально зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Субъективная сторона в данном налоговом преступлении всегда выражается в виде вины налогоплательщика, которая обязательно должна быть подтверждена соответствующими фактами и доказательствами.

В случае отсутствия у налогового органа неоспоримых доказательств того факта, что грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно было совершено налогоплательщиком, он не может быть привлечен абсолютно ни к какой ответственности и последствиям.

При этом непосредственная обязанность по доказыванию и установлении вины всегда будет лежать на заинтересованном лице – представителе налогового органа, который должен обратиться в соответствующее учреждение.

Последствия грубого нарушения, как правило, всегда выражаются в определенных денежных убытках, которые терпит налогоплательщик. Их точных размер, порядок уплаты и иные нюансы устанавливаются уполномоченным органом, в соответствии с конкретным нарушением, степенью его тяжести, а также иными дополнительными обстоятельствами, которые могут иметь значение в данном деле.

Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Статья 120 действующего НК РФ устанавливает определенные виды ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения в отношении виновного налогоплательщика.

При этом ответственность, содержащуюся в данной статье, можно назвать специальной. Это означает, что если занижение налоговой базы, либо иное налоговое нарушение, произошли по причине непосредственного несоблюдения установленного порядка учета, ответственность налогоплательщику будет назначена в соответствии с положениями статьи 120 НК РФ.

Но в том случае, если данное правонарушение произошло на основании иных факторов, данные о которых отсутствуют в вышеуказанной статье, процедура установление той или иной ответственности в отношении налогоплательщика будет осуществляться на основании действующих положений статья 122 НК РФ.

Ответственность по статье 120 НК РФ может быть применена к налогоплательщику только при наличии его подтвержденной вины в данном деянии.

В том случае, когда непредставление установленных налоговых документов было связано с особыми обстоятельствами, например, кражей данных бумаг, либо утерей в связи с природными явлениями и катастрофами, применение ответственности по данной статье будет неправомерным.

Ответственность в отношении налогоплательщика может быть назначена в соответствии со следующими квалифицирующими признаками:

  • установленный факт грубого нарушения существующего порядка учета в течение нескольких налоговых периодов;
  • в соответствии с определенными налоговыми последствиями, которые являются результатом ранее совершенного нарушения. Например, незаконные действия налогоплательщика, повлекшие за собой дальнейшее уменьшение общей налоговой базы.

Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки муниципального казённого учреждения выявил, что в результате грубого нарушения организацией правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения произошло занижение налоговой базы по ряду подлежащих уплате налогов, и образовалась по ним недоимка в размере 5 100 000 рублей.

Кроме того, налоговым органом было установлено, что муниципальное казённое учреждение осуществляет деятельность, которая не предусмотрена в его учредительных документах. Налоговый орган вынес решение о взыскании задолженности по налогам с налогоплательщика, пеней и штрафов в бесспорном порядке.

Читайте также:  Увольнение штата предприятия при его ликвидации: этапы, выплаты и особенности

Правомерны ли действия налогового органа с точки зрения налогового законодательства?

Мария30.05.2019 14:16

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Необходимо подробно изучить решение налогового органа и какие конкретно основания принятия такого решение в нем указаны. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы.

Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович30.05.2019 16:59

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна31.05.2019 10:45

Задать дополнительный вопрос

Штраф за неуплату налога на прибыль: в каком размере, начисляют ли пени и как оформляют проводку

Штрафные санкции по налогам, установленным на прибыль, взимаются в результате допущения нарушений. Подразумеваются ситуации, когда нарушено законодательство, действующее в фискальной сфере. Нужно понимать, за совершение каких нарушений установлены санкции.

Какие нарушения приводят к штрафам

Согласно положениям Налогового кодекса, предусматривается несколько нарушений, которые влияют на образование штрафа, связанного с налогом на прибыль.

Условно их удастся поделить на несколько категорий:

  • несоблюдение порядка, установленного относительно отчетных бумаг или несдача декларации;
  • штраф за неуплату налога на прибыль;
  • несоблюдение процедуры, разработанной для сдачи отчетов.

Справка! Кроме того, причиной применения санкций может стать непредставление информации для ведения контролирующих функций в налоговой сфере.

Указанная группа включает в себя такие нарушения:

  1. Подача декларации с нарушением периода ее оформления. Это отражено в положениях ст. 119 НК РФ. Предусматривается возможность применения к гражданину штрафа. Величина санкции составляет порядка пяти процентов от суммы начисленного налога. он отражается в декларации, оформленной для уплаты. Штраф подлежит начислению на каждый месячный период существования просрочки, при этом месяц может быть полным или неполным. Стоит учесть, что установлены минимальные и максимальные суммы штрафа. В первом случае величина составляет 1000 рублей, во втором – 30% от начислений, что является равнозначным полугоду существования задержки.
  2. Установлены нарушения в способах, применяемых для отправки декларации. Правила применимы к компаниям, которые несут обязанность по сдаче отчетности в электронном формате.

В последнем случае такие обязательства возложены на крупных плательщиков налогов, например, хозяйственным договорам, а также компании, где среднесписочная численность сотрудников равна более, чем 100 человек. Если документ направляется другим методом, то к компании также применяется штраф. Величина составляет 200 рублей.

Несвоевременная уплата налога

Данная категория включает в себя несколько разновидностей нарушений. В первой ситуации предусматривается невнесение налогового платежа или внесение, но не в полном размере.

Эти нарушения отражены в положении ст. 122 НК РФ. Причина заключается в ошибке в расчетах базы, применяемой для налогообложения или из-за непоступления платежей.

Самой часто применяемой мерой становится штраф в размере 20% от суммы самого налога.

Когда дело касается сокращения базы относительно сделок, заключенных между лицами, между которыми есть зависимость. Тогда штраф составляет 40% от суммы, которая не доплачена.  Минимальная сумма составляет 30 тысяч рублей. Однако, величину можно сократить при условии, что будет доказано, что стоимость по такой сделке отвечали рыночным.

Когда компания не учитывает в прибыли доход, полученный от подконтрольного предприятия, то величина санкции будет равняться 20% от неоплаченного налога. Минимальная сумма составляет 100 000 рублей. В ситуации, когда сотрудники налогового органа смогут доказать, что имеет место умышленное занижение налоговой базы, с компании взыскивают штраф в размере 40% от недоплаченного налога.

Также предусматривается возможность освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ. Это правило касается участника консолидированной группы налогоплательщиков, который является ответственным.

В данном случае искажение сведений по вине одного из членов такой группы, который представил неверные сведения относительно подготовки отчетной документации.

Тогда ответственность применяется к лицу, кто виновен в искажении сведений.

Второй тип нарушений в данной группе представлен удержанием и оплатой налогов. Данные правила применимы к компаниям, которые выплачивают дивиденды, тогда санкция равна 20% от величины налога.

Меры наказания, относящиеся к этой категории, будут начисляться только на суммы, которые не доплачены к моменту проведения проверочных мероприятий. Проверки могут быть камеральными и выездными. Если к моменту проверки налоги оплачены, то при наличии просрочки, будут начисляться пени.

Важно! Если говорить про начисление штрафа, то это не применимо к авансовым платежам по налогам на прибыль. В их отношении используется только пени.

Оптимизация налога на прибыль

Также к данному направлению нарушений отнесены санкции ст. 120 НК РФ. В этом случае подразумеваются нарушения грубого типа, связанные с учетом дохода и расхода на объекты налогообложения. К ним можно отнести:

  • недостающие суммы по первичным платежам;
  • нет учетных регистров налогового типа;
  • наличие постоянных неточностей в отражении совершенных действий в регистрах.

Наказание последует даже в том случае, когда не произошло искажение базы. Ответственность выражена:

  • когда длительность существования нарушения составляет один налоговый период – 10 тысяч рублей;
  • если нарушения имеют место в течение нескольких периодов – 30 тысяч.

Когда рассматриваемые нарушения приводят к сокращению налоговой базы, величина санкции составляет 20% от неоплаченной суммы. Минимальное значение штрафа – 40 тысяч рублей.

Не предоставлена информация для налогового контроля

К рассматриваемой разновидности штрафов не могут относится санкции, прописанные в статье 126 и 129 НК РФ.

В указанных нормах отражается наказание за неотправку сведений, которые нужны для реализации контрольных функций.

Также это может касаться ситуаций, когда не отправлены документы, которые связываются с расчетом базы налогообложения. Эти сведения используются для обоснования ее размера.

Когда имеет место нарушение сроков для подачи документации может быть наказано штрафом, величина которого равна 200 рублей. Эта сумма устанавливается за каждую бумагу, которая не сдана в установленные сроки. Если компания отказалась от предоставления документации или отправлены недостоверные данные, то используется штраф в размере десяти тысяч рублей.

Если фирма отказывается или уклоняется от предоставления документации, подает искаженные данные относительно подконтрольной иностранной компании, то сумма штрафа составляет 100 тысяч рублей. Когда предприятие отказывается направлять инспектору сведения, которые требуются для реализации контрольной функции, то штраф составит:

  • когда проступок однократный – пять тысяч рублей;
  • при нарушении, совершенном несколько раз – 20 тысяч.

В ситуации, когда компания не сдала или исказила сведения, содержащиеся в уведомлении относительно контролируемых сделок, это также влечет наложение штрафа. Величина составляет 5 тысяч. Если данное нарушение осуществляется в отношении иностранных компаний, то штрафная санкция равняется 50 тысяч рублей за каждую фирму.

Важно! Если предприятие не направляется или искажает информацию, содержащуюся в уведомлении о контролируемых органах, потребуется оплатить штраф в размере ста тысяч рублей. Эта сумма установлена за каждую компанию.

Рассматривая процесс подачи документации, которая нужна для целей налогового контроля, стоит учесть, что сведения, переданные сотрудникам фискального органа по запросу о другой организации, в последующем могут применяться для реализации проверочных действий в отношении данной организации.

Как оформляется бухгалтерский и налоговый учет штрафа

Если говорить с точки зрения налогового законодательства, штраф выступает разновидностью налоговой санкции, то есть мера ответственности, применяемая при совершении нарушения налогового типа. В НК РФ отражены размеры санкций. Эти величины имеют зависимость от того, какие требования НК РФ были нарушены.

Пени рассматривается как сумма денег, которую плательщик оплачивает при проявлении просрочки при оплате налога или сбора.

Размер имеет зависимость от:

  • неоплаченной части налога;
  • срока существования просрочки;
  • величины ставки рефинансирования, разработанной ЦБ РФ.

Если произошло нарушение обязательств договорного типа, то нарушившая сторона обязана оплатить штраф или пени. Когда не оплачивается налог или его часть, сотрудники фискального органа устанавливают обязанность по оплатить недоимку и штрафы, пени.

Для понимания того, как реализуется проводка штрафа по бухгалтерскому учету, следует рассмотреть конкретный пример. Согласно положениям соглашения фирма А обязана поставить фирме Б товары на сумму 50 тысяч рублей. Сроки для выполнения определены серединой июня 2018. Если нарушаются сроки, фирма А несет обязанность оплатить неустойку в размере 3 тысяч. Поставка произведена 20 июня.

Если в соглашении не отражается порядок оформления неустойки, то участник имеет право сформировать претензию и направить ее должнику. К ней прикладывается методика расчета. Положения п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», указывается, что штрафы и пени включены в число прочих расходов.

Тогда проводки выглядят так:

  • у фирмы Б — Дт 76-2 ─ Кт 91-1 ─ 3000 рублей;
  • у фирмы А Дт 91-2 ─ Кт 76-2 ─ 3000 руб.

Для внесения штрафа:

  • фирма Б: Дт 51 ─ Кт 76-2 ─ 3000 руб.
  • фирма А: Дт 76-2 ─ Кт 51 ─ 3000 руб.

Если организация или предприниматель в своей деятельности использует ОСН, является пострадавшей стороной, у нее есть обязанность по отражению полученных штрафов в число внереализационных доходов, если есть решение суда и признании вины второго участника.

Справка! Если договор нарушен компанией, использующей ОСН, то после признания неустойки или вынесения решения судом, можно признать эту сумму при расчете налога на прибыль как части внереализационных расходов.

Если говорить о коде бюджетной классификации, то он имеет следующие данные:

Бюджет, в который происходит оплата штрафа
КБК
Федеральный 182 1 01 01011 01 3000 110
Региональный 182 1 01 01012 02 3000 110

Таким образом, есть определенные разновидности нарушений, в результате совершения которых применяется штраф. Данная мера подлежит отражению в учетах налогового и бухгалтерского типа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *