Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

Право законодательной инициативы в рф и субъектах рф

Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ.

Перечень субъектов, обладающих правом инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов.

Статья 6

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

(в ред.

Право законодательной инициативы это

Это значит, что законодательный процесс начался и закон принимается сначала в этой палате.

Совет Федерации не вправе рассматривать и принимать закон первым.

При внесении законопроекта в ГД субъектом П.

з. и. должны быть представлены: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта П.

Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

Законодательная инициатива – это начальный этап в процессе законотворчества, так называемое право подачи законопроекта в законодательный орган, которым обладают определенные субъекты, представляющие государственную власть.

Кто наделен правом инициативы в России Депутаты Государственной Думы наделены законодательными инициативами Суть данного права – в возможности подачи законопроекта в парламент, где он будет в дальнейшем рассмотрен.

Внесение законопроекта

Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.

  • Оно прохо­дит, как правило, в трех чтениях 2 .
  • Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.
  • Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рас­смотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсужда­ются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопро­екта Конституции РФ).

Некоторые особенности законодательной инициативы Президента Российской Федерации

Жигайлова, А. В. Некоторые особенности законодательной инициативы Президента Российской Федерации / А. В. Жигайлова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61275/ (дата обращения: 05.05.2020).



На протяжении длительного времени в Российской Федерации разрабатывался свой непосредственно индивидуальный механизм по взаимодействию между собой участников законодательного процесса.

Отметим, что законотворчество нельзя ассоциировать исключительно с законодательной ветвью власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, например, Президент РФ является одним из самых активных участников правотворческого процесса.

Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса и заключается в реализации уполномоченными субъектами права на внесение законопроекта в орган законодательной власти, что в свою очередь влечет за собой, обязанность парламента начать процедуру рассмотрения внесенного законопроекта в соответствие с общепринятыми нормами. При этом в каждом государстве на уровне основного закона четко очерчивается круг субъектов права законодательной инициативы, так как законодательный орган не обязан рассматривать в качестве законопроектов предложения, поступающих от других лиц. [4, с.116]

Рассмотрим далее более подробно некоторые особенности реализации Президентом РФ права законодательной инициативы.

В Конституции РФ нашли закрепление следующие формы участия Президента РФ в законодательном процессе: — осуществления права законодательной инициативы (ст.104 Конституции РФ); обнародование принятого закона палатами Федерального Собрания (ч.2 ст.

107); права «вето», которое может быть применено главой государства в отношении принятого федерального закона (ч.3 ст.

107); подписание и промульгация ранее принятой редакции федерального закона, но только в том случае если палатами Федерального Собрания было преодолено «вето» Президента РФ (ч.3 ст.107). [1]

Для реализации права законодательной инициативы Президент вносит законопроекты в Государственную Думу (п. «г» ст.84), предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст.134).

Глава государства может внести проект любого федерального конституционного закона или федерального закона, законопроекты вносимые Президентом РФ являются приоритетными, т. е. они подлежат рассмотрению Государственной Думой в первую очередь.

Круг общественных отношений, по которому глава государства обращается в парламент с законопроектом не ограничен, т. е. по любому вопросу Президент РФ может обращаться с законодательной инициативой.

Несмотря на столь широкий круг полномочий главы государства по вопросам правотворческой деятельности, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое регулирование реализации права законодательной инициативы не только Президента РФ, но и других субъектов.

Действующим законодательством предусмотрен ряд особенностей порядка реализации права законодательной инициативы по отдельным вопросам. В частности, право на внесение проекта федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» принадлежит исключительно Президенту РФ.

Согласно ч.2 ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу, что в своем роде:

– Во-первых, предполагает необходимость представления текста данного законопроекта;

– Во-вторых, возлагает на Государственную Думу право определять степень соответствия установленной процедуры реализации права законодательной инициативы. Таким образом, внесение предложения о принятии закона без представления текста законопроекта нельзя считать осуществлением права законодательной инициативы.

При анализе действующего законодательства можно найти ряд нормативно-правовых актов, которые определяют право субъектов законодательной инициативы обращаться в представительный орган с законопроектами по определенным вопросам.

Выше мы приводили примеры в отношении главы государства, можно еще привести пример, что к таким актам относятся не только федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (п. 1 ст.

12) [2], но еще и Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации» [3] и многие др.

Таким образом, на основании анализа обозначенных вопросов, доля устранения правовых пробелов следует рассмотреть и внести в действующее законодательство ряд изменений и дополнений.

Во-первых, необходимо более полно и четко отразить в действующих нормативно-правовых актах положения о первоочередности рассмотрения Государственной Думой законодательных инициатив главы государства и на наш взгляд такое положение должно быть закреплено не только в Регламенте Государственной Думы.

Во-вторых, к ключевым моментам в понимании механизма реализации законодательной инициативы Президента РФ, является положение о том, что если главой государства внесен законопроект в Государственную Думу (зарегистрирован, передан в ответственный комитет), то вплоть до его официального отклонения не должны приниматься к рассмотрению законопроекты по аналогичному кругу общественных отношений. Такое положение должно распространяться не только на главу государства, но и на другие субъекты, наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы. Для этого должна осуществляться четкая регистрация поступающих проектов закона в Государственную Думу.

Очень важно, чтобы деятельность Президента РФ осуществлялась в конституционном режиме, на основе конституционных ценностей в интересах народа.

Следовательно, детальное законодательное урегулирование всех аспектов реализации Президентом РФ законодательной инициативы, а также других форм его участия в правотворческом процессе должно поднять не только качество принимающих нормативно-правовых актов, но и стабильность конституционного строя Российской Федерации.

Общеизвестно, что Конституция РФ устанавливает только общие принципы, положения по принятию законов, и практически не определяет порядок взаимоотношений между участниками законодательного процесса.

С другой стороны, общепринятые регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации, которыми преимущественно определяется порядок рассмотрения и принятия законов, не является общеобязательным для иных участников законодательного процесса.

Поэтому, на наш взгляд, именно принятие федерального закона, обязательного для всех участников законодательного процесса, поможет установить единый порядок прохождения законопроектов, начиная с их внесения в Государственную Думу и заканчивая подписанием и обнародованием, включая регламентацию правил и механизмов рассмотрения отклоненных главой государства законов и взаимодействия всех участников рассматриваемого процесса.

Кроме того, принятие данного федерального закона будет учитывать еще два важных момента: качество подготовленных законопроектов и скоординированность президентских инициатив, начиная с разработки концепции предполагаемого федерального закона с другими субъектами права законодательной инициативы, которых насчитывается более семисот.

В целях определения порядка реализации своего права законодательной инициативы и участия в законотворчестве при принятии федеральных законов действует утвержденное Президентом Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе, но согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.11.2006г.

№ 9-П такой порядок должен определяться федеральным законом.

Литература:

Право законодательной инициативы принадлежит

К примеру, управляющая организация ООО «МУП РСУ 24», обслуживающая многоквартирный дом, в котором я проживаю, постоянно безнаказанно нарушает нормы жилищного законодательства.

По фактам отключения воды во всём доме, невыполнения уборки в подъезде, я неоднократно составляю акты и обращаюсь с заявлением об административном правонарушении в Минконтроль (ранее — Государственная жилищная инспекция).

Представители Минконтроля умышленно затягивают рассмотрение дел об административном правонарушении, выносят необоснованные определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не являются на судебные заседания по моим жалобам на эти определения.

В итоге двух- либо трехмесячный срок истекает, и дело об административном правонарушении подлежит прекращению (см. приложенные постановления суда и определения Минконтроля). В результате не обеспечивается принцип неотвратимости ответственности по делам об административных правонарушениях.

Управляющая организация продолжает безнаказанно нарушать нормы жилищного законодательства – отключает в любое время воду, не выполняет уборку подъезда в нарушение выданного предписания и норм жилищного законодательства. Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности с двух месяцев до года позволит решить проблему с безнаказанностью правонарушителей.

В настоящее время согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев). По истечении указанного срока дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности прекращаются дела в отношении злостных правонарушителей.

Установленные действующим КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не позволяют в полной мере защитить охраняемые законом права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, а также не способствуют предупреждению административных правонарушений.

Кому в рф принадлежит право законодательной инициативы

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов и Генерального прокурора Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. В настоящее время Общественная палата Кировской области, да и палаты некоторых других регионов предпринимают шаги по предоставлению им права законодательной инициативы.

Читайте также:  Как и когда оплачивается больничный лист? правила оформления

Данная попытка, в частности, у кировских общественников вторая по счету. Еще в году Общественная палата Кировской области пыталась получить право законодательной инициативы. Тогда и глава региона Н. Белых поддерживал общественников.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

В тех ситуациях, когда законопроект не соответствует требованиям, он возвращается инициатору, для приведения его соответствующий требованиям вид.

Поэтому распространение информации о проекте , посещение его сайта, высказывание на нем своего мнения, всячески приветствуются. А теперь перейдем к тем законодательным инициативам, которые в октябре года.

В первый раз, в первую неделю работы самого проекта. В течение 14 дней комитет обязан рассмотреть законопроект и направить его в Совет Государственной Думы.

В Совете Государственной Думы подлежат выяснению следующие обстоятельства: соблюдены ли все требования, которые законодательство предъявляет к законопроекту.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным представительным органам субъектов Российской Федерации.

Эти нормы несколько отличаются друг от друга в зависимости от государства, а специфичность этого процесса везде разная. Общими моментами является только то, что создание законов регулируется конституцией и законодательством страны, а также то, что оно выполняется высшими инстанциями государственной власти.

Поэтому надо выбирать самое актуальное, самое важное. И для начала — не самое сложное вроде написания новой Конституции. Мы убеждены, что на мнение экспертов , на их выбор, общественность может влиять, путём активного обсуждения предлагаемых законодательных инициатив и высказывания собственного мнения.

Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Исключить из ст.

Гражданская законодательная инициатива — это форма непосредственного осуществления населением государственной власти посредством внесения предложения либо проекта нового закона, проекта закона об отмене или изменении ранее принятых законов с целью последующего принятия такого нормативного акта органом соответствующего уровня. Суть данного права — в возможности подачи законопроекта в парламент, где он будет в дальнейшем рассмотрен.

Им наделяются определенные органы государственной власти.

Право законодательной инициативы в законодательном представительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации , представительным органам местного самоуправления.

Очень часто активисты говорят о том, что власть не слышит голос общественности. Формально наделив общественную палату в регионе правом законодательной инициативы, можно было бы сказать таким активистам: вот, просим, у вас есть голос, распоряжайтесь и пользуйтесь.

В качестве основного аргумента в пользу получения такого права инициативы я приводил нашим законодателям именно данный аргумент.

На сайте вы получите бесплатные юридические консультации по любым вопросам, в том числе разъяснения по федеральным законам, кодексам РФ. Профессиональные юристы и адвокаты окажут вам юридические услуги.

Есть еще одни, воспитательный эффект права законодательной инициативы. Общественность, предлагая принять те или иные законы, a priori будет наблюдать за тем, как же эти законы применяются.

И в этом смысле получается беспроигрышный вариант, когда само общество и является контролером. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в соответствующий комитет по предметам его ведения для определения его соответствия требованиям ст.

Одним из необходимых условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения. Да, верно. Но законодательный орган, во-первых — это ветвь власти, во-вторых, уже давно в сознании людей депутаты — те же чиновники, но выборные. И они редко ассоциируются у народа с общественностью.

Статья Думаю, наличие такого формализованного голоса, мог бы дать толчок активности и гражданским инициативам.

Человек скажет: ведь у меня есть голос, ведь это ответственно! Право законодательной инициативы — это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, то есть предварительные тексты законов.

Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению.

В законопроекте обязательно должны содержаться сроки и порядок вступления закона в действие, различные преобразования в законах, которые затрагиваются при вступлении данного законопроекта в силу.

Все законопроекты, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думой, должны быть зарегистрированы. Этот процесс — определенная процедура, которая разбивается на несколько этапов, последовательно следующих друг за другом в обязательном порядке.

Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; опубликование закона как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются.

Конституция РФ в соответствии ч.

Законодательная инициатива — это начальный этап в процессе законотворчества, так называемое право подачи законопроекта в законодательный орган, которым обладают определенные субъекты, представляющие государственную власть. Согласно ч. Не имеет. Сказано же — Правительство, а не члены Правительства. Правительство — это самостоятельный субъект, а не совокупность его членов.

Ваш e-mail не будет опубликован. Перейти к содержанию Главная Жалобы Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо.

Добавить комментарий Отменить ответ Ваш e-mail не будет опубликован.

Кто наделен правом законодательной инициативы в России

Суть данного права – в возможности подачи законопроекта в парламент, где он будет в дальнейшем рассмотрен. Им наделяются определенные органы государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ, им могут воспользоваться такие субъекты:

  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • Правительство РФ
  • Конституционный Суд РФ
  • Верховный Суд РФ
  • Высший Арбитражный Суд РФ
  • органы, которые наделены правом представлять эти субъекты

Законотворческие проекты, которые могут быть предложены для рассмотрения:

  1. законы, об исправлениях в Конституции РФ
  2. федеральные конституционные законы
  3. федеральные законы
  4. различных законопроектов, изменяющих уже существующие законы
  5. законопроектов, по принятию которых ранее работающие законы становятся недействительными
  6. различных поправок к законопроектам

Субъект, который имеет право на подачу законопроекта, обязан представить следующие документы:

  • пояснительную записку, в которой необходимо изложить суть вносимого законопроекта
  • текст законопроекта, а на его титульном листе должно быть указано, кем данный законопроект вносится
  • список актов законодательства, утрачивающих силу, либо подвергающихся изменению вследствие принятия представленного законопроекта
  • финансово-экономическое обоснование, если оно необходимо
  • решение Правительства, необходимое в определенных ситуациях

В законопроекте обязательно должны содержаться сроки и порядок вступления закона в действие, различные преобразования в законах, которые затрагиваются при вступлении данного законопроекта в силу. Все законопроекты, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думой, должны быть зарегистрированы.

В тех ситуациях, когда законопроект не соответствует требованиям, он возвращается инициатору, для приведения его соответствующий требованиям вид.

Право законодательной инициативы позволяет некоторым субъектам начинать процесс законотворчества. Им наделены определенные органы власти Российской Федерации.

Конституция РКСтатья 61

2.

Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты

Среди признанных гарантий обеспечения того или иного права, сохранения его от угрозы неисполнения, в конституционной доктрине выделяется правило об обязательном нормативном закреплении не только самого права, но и порядка его осуществления. Опыт убеждает, что гарантирование права тем эффективнее, чем больший потенциал нормативных императивов заложен в механизм по его обеспечению и защите.

В настоящее время порядок осуществления права законодательной инициативы на уровне Федерации определяется в основном Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания.

Локальный характер данного акта и, соответственно, ограниченные регулятивные возможности объективно не позволяют посредством только регламентных норм урегулировать весь комплекс отношений, складывающихся в процессе реализации права законодательной инициативы. Такая ситуация создает немало сложностей в парламентской практике.

Поэтому обоснованными представляются суждения авторов, отстаивающих необходимость законодательного урегулирования отношений, связанных с реализацией права законодательной инициативы.

Следуя заявленной необходимости, можно с уверенностью предположить, что законодательное установление порядка осуществления права законодательной инициативы внесет ясность и стабильность в понимание указанного права, в механизм его функционирования, а также обеспечит полноту регламентации одной из важнейших законотворческих процедур.

Прежде всего имеет смысл дать в законодательстве легальное определение самого понятия «право законодательной инициативы».

Хотя терминологическое словосочетание «законодательная инициатива» достаточно широко используется в литературе и давно употребляется в законотворческой практике, на сегодняшний день отсутствует юридически четкая дефиниция этого понятия, его существенных свойств, элементов содержания.

Примечательно, что со стороны правоведов делалась попытка определения законодательной инициативы посредством законодательных норм. Впервые она была предпринята авторами законопроекта «О порядке реализации права законодательной инициативы».

Под законодательной инициативой в проекте предлагалось понимать «гарантированную Конституцией Российской Федерации возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов».

Недостатком предложенной дефиниции, по мнению большинства специалистов, явилось то, что основной акцент в ней был сделан на праве внесения проекта в законодательный орган, тогда как определение понятия с необходимостью должно включать в себя корреспондирующую определяемому праву обязанность государства (в данном случае в лице законодательного органа) всеми возможными способами создавать условия осуществления этого права.

Для законодательной инициативы процессуально важны нормативно фиксированные сроки начала и окончания ее реализации. Именно на это представляется целесообразным обратить внимание в первую очередь.

Как начало осуществления законодательной инициативы, с нашей точки зрения, юридически следует оценить факт внесения законопроекта в законодательный орган, поскольку непосредственно с данного момента ставится вопрос о необходимости принятия конкретного законодательного акта, приводится в действие механизм законотворческой деятельности законодательного органа.

Обязательными компонентами официального внесения законопроекта в законодательный орган, вытекающими из права законодательной инициативы, являются: получение законопроекта от субъекта законодательной инициативы, обеспечение его дальнейшего прохождения в законодательном органе. В соответствии со ст.

106 Регламента Государственной Думы вносимые в Государственную Думу законопроекты представляются субъектами законодательной инициативы Председателю палаты. На Председателя возлагается обязанность принять представленный проект и направить его в один из комитетов Государственной Думы для проверки на соответствие требованиям, предъявляемым к его оформлению.

Читайте также:  Учредительный договор как главный регулятор отношений основателей юридического лица

Председатель не вправе определять судьбу законопроекта самостоятельно, тормозить его прохождение в парламенте. Решающее значение имеет доведение проекта до сведения самого законодателя, который во всех без исключения случаях должен принять предложенный проект к рассмотрению, включив его в повестку дня своего заседания.

Наличие указанного обстоятельства исключает вероятность возникновения ситуации, при которой парламент мог бы проигнорировать инициативу, оставив ее без рассмотрения.

На субъекта законодательной инициативы возлагается обязанность представления законопроекта в строгом соответствии с установленными правилами. При этом законодательный орган вправе потребовать соблюдения данного условия, а при его несоблюдении — возвратить законопроект инициатору.

На федеральном уровне возвращение законопроекта для выполнения инициатором установленных требований сформулировано в Регламенте как право Совета Государственной Думы. Практика решения данного вопроса субъектами Федерации разнообразна.

Например, Регламентом Законодательного собрания Иркутской области закреплено, что решение о возвращении законопроекта принимает коллегия Собрания. Указанное решение должно быть мотивированным, о чем в трехдневный срок сообщается субъекту законодательной инициативы.

В соответствии с Регламентом Народного Хурала Республики Бурятия возвращение внесенного законопроекта производится на основании заключения комитета, предварительно изучившего законопроект на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к оформлению законопроекта.

По Регламенту Палаты представителей Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) таким основанием должна служить экспертная оценка одного из членов юридического отдела. При возвращении законопроекта инициатору назначается срок для исправления обнаруженных недостатков.

Анализируя приведенные регламентные предписания, можно констатировать, что независимо от определенных различий общий подход, складывающийся в практике регламентирования рассматриваемого вопроса, однозначен.

Суть его состоит в том, что предусмотренные предписаниями полномочия органа, должностного лица на совершение действий, связанных с оценкой вносимого законопроекта, по существу, обеспечивают им возможность самим предрешать ход движения законопроекта в законодательном органе.

Пользуясь предоставленной возможностью, названные субъекты могут вообще не допустить проект к рассмотрению парламентом, то есть фактически отклонить законодательную инициативу на стадии внесения законопроекта в законодательный орган. Не исключается вероятность и длительной волокиты.

Что касается субъекта законодательной инициативы, то в создавшейся ситуации он полностью попадает в зависимость от аппаратных структур.

Очевидно, что право возврата законопроекта инициатору, даже по мотивам формального свойства, может принадлежать только обязанному в правоотношении законодательной инициативы субъекту, то есть самому парламенту.

Должностное лицо или орган, принимающий законопроект к рассмотрению, вправе лишь зафиксировать факт соблюдения (несоблюдения) требований оформления законопроекта и проинформировать об этом непосредственно законодателя.

Вместе с тем нецелесообразно доводить до заседания парламента законопроект, заведомо обреченный на отрицательную оценку параметров в его оформлении и подготовке со стороны парламента, когда, например, законопроект юридически не проработан, не отвечает современному уровню законодательной техники, не обоснован экономически, социально и т.п.

В этом случае следует обратить внимание инициатора на допущенные нарушения и способствовать ему в их устранении, предоставляя необходимые разъяснения, привлекая для оказания консультативной и методической помощи специалистов аппарата, ученых и других компетентных работников.

В решении обозначенной проблемы также актуально введение специальных правил, устанавливающих единый порядок в сфере реализации субъектами своих законодательных инициатив.

Правила должны представлять собой типовой образец определенных предписаний, рекомендуемых субъектам для возможного использования при осуществлении права законодательной инициативы.

Они позволят обеспечить оптимизацию данного процесса и, кроме того, минимизировать количество ошибок и упущений, допускаемых со стороны субъектов.

Немаловажное значение имеет и проведение юридической и (или) иной специализированной экспертизы подготовленного в порядке законодательной инициативы законопроекта непосредственно перед внесением его на рассмотрение законодательного органа. Экспертизой достигается научно-правовая проработанность законопроекта, обеспечивается его качество как с содержательной, так и с юридико-технической стороны.

На наш взгляд, возвращение законопроекта с целью устранения имеющихся недостатков отнюдь не означает, что не состоялось его официального внесения в законодательный орган. Проект следует считать внесенным со дня его первоначального представления.

В течение того времени, пока устраняются допущенные нарушения, законопроект, если оценивать его юридическое состояние, должен быть признан «находящимся без движения».

Такое правило имеет особое значение в случаях, когда истечение определенного срока является причиной отказа включить внесенный законопроект в повестку дня очередной сессии законодательного органа.

Например, условием включения внесенного законопроекта в повестку дня очередной сессии Законодательного собрания Иркутской области является его представление не позднее чем за 20 календарных дней до начала работы сессии. Регламентом Совета народных депутатов Орловской области этот срок определен в 30 календарных дней.

Введение указанного правила служит одной из мер, направленных на ограничение неправомерных действий со стороны органа, должностного лица, принимающих вносимый в законодательный орган законопроект к рассмотрению. В определенной степени этим правилом обеспечивается и реальная возможность для повторного представления субъектом права законодательной инициативы возвращенного законопроекта в парламент.

Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект. Но разумеется, парламент не обязан принять соответствующий закон, но может принять его совсем в ином виде, чем предлагалось.

Именно этим — обязанностью Государственной Думы в установленных Конституцией и конкретизирующими ее актами формах рассмотреть законопроект — законодательная инициатива указанных в ч. 1 ст. 104 Конституции субъектов отличается от других правотворческих предложений, которые могут вноситься иными органами и лицами.

Похожие вопросы в области Гражданско-процессуальное право

Процесс создания закона – это определенная последовательность действий, так называемых этапов, на каждом из которых происходит выполнение какой-либо части законотворчества. Изначально возникает необходимость в регулировании определенной социальной проблемы, появившейся в обществе.

На политической арене соперни­чают в основном две пар­тии: Народно-демократическая (НДП) и Новая прогрессивная (НПП).

Со следующего понедельника, 22 июля, к протестам добавилась и всеобщая забастовка, что тоже было логично, поскольку протестовать в будний день, находясь на рабочем месте, как-то не с руки. При этом демонстранты снова вели себя мирно, поскольку их численность была наилучшим аргументом. По той же причине старались не идти на конфликт и полицейские.

Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.

104) требует обязательного заключения Правительства Российской Федерации, направляются Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

Третья стадия. На этом этапе происходит третье чтение, на котором определяется конечный текст законопроекта. Избавляются от различных недочетов в законопроекте, правильным образом устанавливают связь между изменениями, которые были внесены на второй стадии. На этом этапе запрещается внесение каких-либо исправлений в законопроект, либо возвращение к его обсуждению.

При этом, однако, различен объем этого конституционного права. Глава государства, Совет Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Правительство РФ и органы народного представительства субъектов Федерации обладают правом законодательной инициативы в полном объеме.

Впрочем, уже давно замечено, что в силу исключительной сложности современных общественных проблем отдельному депутату, даже если он профессиональный юрист, чрезвычайно трудно составить законопроект, который мог бы способствовать решению какой-либо существенной социальной проблемы.

Применительно к Совету Федерации тоже можно говорить об определенных проблемах в осуществлении права законодательной инициативы. Так, если Совет Федерации внес законопроект, то после поддержки его Государственной Думой на следующем этапе — при прохождении закона в Совете Федерации — данная палата как бы лишена объективности в пользу своей инициативы.

Кто имеет право на законодательную инициативу

Этот процесс – определенная процедура, которая разбивается на несколько этапов, последовательно следующих друг за другом в обязательном порядке. инициатива – это начальный этап в процессе законотворчества, так называемое право подачи законопроекта в орган, которым обладают определенные субъекты, представляющие государственную власть.

Самоограничение Конституционного Суда РФ в части реализации указанного полномочия согласуется с тем пониманием, что если законопроект Конституционного Суда РФ впоследствии, уже в качестве действующего закона, станет предметом его рассмотрения, то это может поставить под сомнение объективность Конституционного Суда РФ.

В зарубежной литературе выдвигаются в основном две причины того, что требование коллективной законодательной инициативы парламентариев получает все более широкое распространение. Во-первых, оно отсеивает «легкомысленные» законопроекты отдельных парламентариев и отдает предпочтение законопроектам, уже получившим какую-то поддержку в среде законодателей.

В связи с этим не понятна позиция органа законодательной (представительной) власти в непредоставлении права законодательной инициативы Генеральному прокурору РФ, несмотря на то что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» это право ему предоставлено.

право законодательной инициативы не принадлежит

Перечисленным органам и лицам право законодательной инициативы принадлежит по неограниченному кругу вопросов ведения федерального парламента; 7) Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам ил ведения. 41 В литературе высказано сомнение в обоснованности наделения Президента РФ правом законодательной инициативы1. Доводы таковы.

В систему нормативных актов, регулирующих отношения в сфере молодежной политики, входят законодательные и иные акты субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые по вопросам, отнесенным к их компетенции. Приоритетным направлением является…

I Конституции). В Германии законопроекты вносятся только в Бундестаг (ч. 1 ст. 76 Основного закона). Встречаются изредка случаи, когда законопроект должен быть внесен только в верхнюю палату. Например, согласно части четвертой ст. 154 Конституции Колумбии законопроекты, касающиеся международных отношений, вносятся в Сенат.

Еще порядка десяти лет назад в судейском сообществе России бурно обсуждалась организационно-этическая проблема, нередко вплотную встававшая перед судьями, а еще больше — перед руководителями судебных органов: как реагировать на обращения граждан и должностных лиц по делам, находящимся в производстве…

I Конституции). В Германии законопроекты вносятся только в Бундестаг (ч. 1 ст. 76 Основного закона). Встречаются изредка случаи, когда законопроект должен быть внесен только в верхнюю палату. Например, согласно части четвертой ст. 154 Конституции Колумбии законопроекты, касающиеся международных отношений, вносятся в Сенат.

Кроме того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым главным судам страны — Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду . Но тут данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции.

Зачем нужен электронный документооборот

Вторую же ошибку он совершил, упорно не желая уходить. Пытаясь разрядить ситуацию, губернатор дал большое радиоинтервью с пространными извинениями. «Мы все подбиты. Я подбит. Но я признаю это, и я должен воспрянуть снова», — заявил он, а его жена, Беатрис Росселло выступила с призывом простить ее супруга. «Он сделал ошибку, осознал это и тут же принес извинения», — сказала она.

Читайте также:  Об обязанностях работодателя: статья 212 трудового кодекса рф

И вот, к 25 июля губернатор, похоже, сдался. Хотя, конечно, не исключены и сюрпризы, поскольку у Рикардо Росселло есть серьезные причины пытаться удержаться на своем посту любой ценой. Особенности пуэрто-риканской политики Пуэрто-Рико — весьма специфичное образование: не совсем государство, но и не штат США, а неинкорпорированная территория в составе Содружества с Соединенными Штатами.

Одним из необходимых условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения.

Поскольку законопроект всегда что-то предлагает урегулировать по-новому, Президент может найти основания для дезавуирования постановления Правительства, а если оно будет настаивать на своем, то и отправить его в отставку (ч. 2 ст. 117 Конституции). Право законодательной инициативы в Государственной Думе представлено законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ.

Эти нормы несколько отличаются друг от друга в зависимости от государства, а специфичность этого процесса везде разная. Общими моментами является только то, что создание законов регулируется конституцией и законодательством страны, а также то, что оно выполняется высшими инстанциями государственной власти.

46. право законодательной инициативы

В тех ситуациях, когда законопроект не соответствует требованиям, он возвращается инициатору, для приведения его соответствующий требованиям вид.
Статья 104 Конституции РФ «1.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.

Приведем некоторую статистику на 1 сентября 2016 г. по субъектам права законодательной инициативы о прохождении законопроектов и законов по стадиям законодательного процесса в Государственной Думе. Президентом РФ внесено 210 законодательных инициатив, работа над которыми завершена в 176 случаях. На рассмотрении в настоящий момент находится 34 законодательных инициативы.

В юридической литературе высказываются мнения о нецелесообразности предоставления законодательной инициативы органам, непосредственно не облеченным доверием избирателей (Правительство РФ, высшие суды России). Кроме того, подвергается сомнению положение, когда указанные государственные органы представляют законопроекты, которые вырабатывают для самих же себя.

Восстановление смыслов. Основы организации общества

В предыдущей главе мы рассмотрели исторический аспект развития законодательства по вопросам государственной молодежной политики, включающий трехэтапный период становления и развития федерального законодательства по вопросам государственной молодежной политики: первый этап (1990-1991 годы), второй этап…

Есть еще одни, воспитательный эффект права законодательной инициативы. Общественность, предлагая принять те или иные законы, a priori будет наблюдать за тем, как же эти законы применяются. И в этом смысле получается беспроигрышный вариант, когда само общество и является контролером.

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кому в РФ принадлежит право законодательной инициативы?

Различие между законопроектом и законопредложением, казалось бы, очевидно из буквального смысла этих слов: первое имеет в виду текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т. д.), а второе — лишь идею, в лучшем случае концепцию, будущего закона. Однако в законодательстве зарубежных стран можно встретить иное словоупотребление.

Анализируя практику реализации высшими судебными органами Российской Федерации права законодательной инициативы, можно отметить, что Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ в настоящее время очень редко используют право законодательной инициативы. При этом сложившаяся практика свидетельствует, что…

В настоящее время Общественная палата Кировской области, да и палаты некоторых других регионов предпринимают шаги по предоставлению им права законодательной инициативы. Данная попытка, в частности, у кировских общественников вторая по счету. Еще в 2010 году Общественная палата Кировской области пыталась получить право законодательной инициативы.

Другое соображение состоит в том, что, осуществляя право законодательной инициативы, Совет Федерации может оказаться непонятым субъектами РФ — по- этому не лучше ли и по данному основанию оставить Совет Федерации органом, беспристрастно ожидающим поступления в палату законов из Государственной Думы, возникших в результате действий других субъектов права законодательной инициативы. Попробуйте обновить страницу.’,’JS_CORE_VIEWER_AJAX_CONNECTION_FAILED’:’При попытке открыть файл возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте позже.’,’JS_CORE_VIEWER_AJAX_OPEN_NEW_TAB’:’Открыть в новом окне’,’JS_CORE_VIEWER_AJAX_PRINT’:’Распечатать’,’JS_CORE_VIEWER_TRANSFORMATION_IN_PROCESS’:’Документ сохранён.

В любом государстве есть определенные нормы и правила, которыми регулируется законодательный процесс. Эти нормы несколько отличаются друг от друга в зависимости от государства, а специфичность этого процесса везде разная.

В Российской Федерации, правом на принятие законотворческого решения наделена Государственная Дума. Она может создавать, изменять или отменять определенные правовые нормы, работает над текстом принимаемого законопроекта. Правотворческая работа – это длительный процесс, в некоторых ситуациях занимающий несколько лет.

Конечно, конкуренция законопроектов и при этом останется, но все-таки количество их уменьшится до разумных пределов, соответствующих пропускной способности палаты44. Для Правительства РФ как субъекта права законодательной инициативы возникает проблема согласования ее реализации с Президентом. Фактически оно работает под руководством Президента.

Процесс создания акта подразделяется на подготовку проекта, рассмотрение и принятие его правотворческим органом, опубликование нормативного акта. Законодательная деятельность является более узким понятием. Она состоит из законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, утверждения или принятия закона, опубликования закона[47].

В предыдущей главе мы рассмотрели исторический аспект развития законодательства по вопросам государственной молодежной политики, включающий трехэтапный…

Законодательная инициатива

Законодательная инициатива — вне­се­ние в за­ко­но­дательный ор­ган про­ек­та за­ко­но­дательного ак­та упра­во­мо­чен­ным на то ли­цом (ли­ца­ми) или ор­га­ном (ор­га­на­ми).

Законодательная инициатива — началь­ная ста­дия за­ко­но­да­тель­но­го про­цес­са; мо­жет быть пар­ла­мент­ская, пра­ви­тель­ст­вен­ная, пре­зи­дент­ская, спе­циа­ли­зи­ро­ван­ная, на­род­ная.

Пе­ре­чень упра­во­мо­чен­ных лиц и ор­га­нов не­ред­ко со­дер­жит­ся в кон­сти­ту­ци­ях (например, в части 1 статьи 104 Кон­сти­ту­ции РФ).

Вне­сён­ные ими про­ек­ты за­ко­но­дательный ор­ган обя­зан рас­смот­реть, но не обя­зан при­нять и, да­же при­няв к рас­смот­ре­нию, мо­жет вне­сти в них су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния.

В не­ко­то­рых стра­нах (например, в Швей­ца­рии) до­пус­ка­ет­ся Законодательная инициатива как в ви­де раз­ра­бо­тан­но­го про­ек­та, так и в ви­де об­ще­го пред­ло­же­ния. Обыч­но тре­бу­ет­ся, что­бы вно­си­мые про­ек­ты со­про­во­ж­да­лись мо­ти­ви­ров­кой, фи­нан­со­вы­ми рас­чё­та­ми и другими до­ку­мен­та­ми.

Пар­ла­мент­ская Законодательная инициатива оз­на­ча­ет, что про­ек­ты за­ко­нов вно­сят­ся субъ­ек­та­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в со­ста­ве за­ко­но­дательного ор­га­на (де­пу­та­та­ми). В Фе­де­раль­ном со­б­ра­нии РФ пра­вом законодательной инициативы.

об­ла­да­ет ка­ж­дый де­пу­тат Государственной ду­мы и ка­ж­дый член Со­ве­та Фе­де­ра­ции.

В Гер­ма­нии же до­пус­ка­ет­ся толь­ко груп­по­вая законодательная инициатива де­пу­та­тов бун­дес­та­га: за­ко­но­про­ек­ты мо­гут вно­сить лишь пар­тий­ные фрак­ции или груп­пы де­пу­та­тов, на­счи­ты­ваю­щие не ме­нее 5% от со­ста­ва па­ла­ты, то есть не ме­нее тридцати де­пу­та­тов.

В ря­де стран чле­нам верх­них па­лат пар­ла­мен­тов ин­ди­ви­ду­аль­ное или груп­по­вое пра­во законодательной инициативы не пре­дос­тав­ля­ется; оно при­над­ле­жит верх­ней па­ла­те в це­лом (Бе­ло­рус­сия, Поль­ша и другие).

В Ав­ст­рии пра­вом законодательной инициативы поль­зу­ют­ся как Фе­де­раль­ный со­вет (верх­няя па­ла­та) в це­лом, так и 1/3 его чле­нов. Для со­циа­ли­стических стран бы­ло ха­рак­тер­но на­де­ле­ние пра­вом законодательной инициативы так­же внут­ри­пар­ла­мент­ских ор­га­нов – ко­мис­сий. Ны­не это встре­ча­ет­ся ред­ко.

Так, со­глас­но статьям 12 и 13 За­ко­на КНР о пра­во­твор­че­ст­ве, законодательная инициатива при­над­ле­жит пре­зи­диу­му Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей (он су­ще­ст­ву­ет лишь во вре­мя еже­год­ной крат­ко­вре­мен­ной сес­сии), а так­же, по­ми­мо про­чих субъ­ек­тов, По­сто­ян­но­му комитету Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей (это из­бран­ный Все­ки­тай­ским со­б­ра­ни­ем из его со­ста­ва ор­ган, из­даю­щий за­ко­ны по мно­гим во­про­сам и за­ме­щаю­щий Все­ки­тай­ское со­б­ра­ние в пе­ри­од ме­ж­ду сес­сия­ми), специальным ко­ми­те­там и де­ле­га­ци­ям (тер­ри­то­ри­аль­ным и ар­мей­ско­му объ­е­ди­не­ни­ям де­пу­та­тов). Пар­ла­мент­ские ко­мис­сии име­ют пра­во законодательной инициативы так­же в Бра­зи­лии.

законодательная инициатива ис­пол­нительной вла­сти (пра­ви­тель­ст­вен­ная и пре­зи­дент­ская) пре­об­ла­да­ет, так как пра­ви­тель­ст­во ча­ще стал­ки­ва­ет­ся с про­бле­ма­ми, ну­ж­даю­щи­ми­ся в за­ко­но­дательном раз­ре­ше­нии, и име­ет боль­ше спе­циа­ли­стов, спо­соб­ных го­то­вить ка­че­ст­вен­ные за­ко­но­про­ек­ты.

В тех стра­нах, где пра­ви­тель­ст­во — кол­ле­ги­аль­ный ор­ган ис­пол­нительной вла­сти, кон­сти­ту­ции обыч­но на­де­ля­ют его пра­вом законодательной инициативы.

Так, во Фран­ции и стра­нах, вос­при­няв­ших её кон­сти­ту­ци­он­ную мо­дель, про­ек­ты за­ко­нов, вне­сён­ные де­пу­та­та­ми пар­ла­мен­та, име­ну­ют­ся за­ко­но­пред­ло­же­ния­ми, а вне­сён­ные пра­ви­тель­ст­вом – за­ко­но­про­ек­та­ми.

В США пре­зи­дент не име­ет пра­ва законодательной инициативы (кро­ме бюд­жет­ной ини­циа­ти­вы), а в Бра­зи­лии, на­обо­рот, пре­зи­дент об­ла­да­ет не толь­ко пра­вом законодательной инициативы по лю­бо­му во­про­су, но по во­про­сам ор­га­ни­за­ции пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, воо­руженных сил, про­ку­ра­ту­ры и не­ко­то­рым дру­гим его пра­во законодательно инициативы — ис­клю­чи­тель­ное. Пра­ви­тель­ст­вам не­ред­ко при­над­ле­жит ис­клю­чи­тель­ное пра­во законодательной инициативы по во­про­сам бюд­же­та, ра­ти­фи­ка­ции и де­нон­са­ции ме­ж­ду­народных до­го­во­ров. В Рос­сии за­клю­че­ние пра­ви­тель­ст­ва обя­за­тель­но тре­бу­ет­ся для вне­се­ния за­ко­но­про­ек­тов, пре­ду­смат­ри­ваю­щих рас­хо­ды из фе­де­раль­но­го бюд­же­та. В Гер­ма­нии пра­ви­тель­ст­вен­ные за­ко­но­про­ек­ты до вне­се­ния в бун­дес­таг рас­смат­ри­ва­ют­ся бун­дес­ра­том, а за­ко­но­про­ек­ты бун­дес­ра­та – Фе­де­раль­ным пра­ви­тель­ст­вом.

Спе­циа­ли­зированная законодательная инициатива осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ор­га­на­ми, пре­ду­смот­рен­ны­ми в кон­сти­ту­ци­ях и за­ко­нах.

Так, в Рос­сии пра­вом законодательной инициативы об­ла­да­ют за­ко­но­да­тель­ные (пред­ста­ви­тель­ные) ор­га­ны субъ­ек­тов РФ, а так­же (по во­про­сам их ве­де­ния) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ, Вер­хов­ный суд РФ, Выс­ший ар­бит­раж­ный суд РФ.

В Ита­лии пра­вом законодательной инициативы поль­зу­ют­ся так­же об­ла­ст­ные со­ве­ты, а по эко­но­мическим и со­ци­аль­ным во­про­сам – Национальный со­вет эко­но­ми­ки и тру­да. В Бра­зи­лии к чис­лу субъ­ек­тов пра­ва законодательной инициативы от­не­се­ны так­же Ге­не­раль­ный про­ку­рор рес­пуб­ли­ки и Фе­де­раль­ный вер­хов­ный суд.

На­род­ная законодательная инициатива — ре­зуль­тат во­ле­изъ­яв­ле­ния зна­чительных групп из­би­ра­те­лей, пред­ла­гаю­щих коллективное за­ко­но­дательное ре­ше­ние. В Бра­зи­лии это не ме­нее 1% из­би­ра­те­лей, про­жи­ваю­щих не мень­ше, чем в пя­ти шта­тах, в ка­ж­дом из ко­то­рых долж­но быть со­б­ра­но не ме­нее 0,3% под­пи­сей из­би­ра­те­лей.

В Ита­лии за­ко­но­про­ект мо­жет быть вне­сён не ме­нее чем 50 тысячами из­би­ра­те­лей, в Ис­па­нии – не ме­нее чем 500 тысячами, при­чём на­род­ная законодательная инициатива не до­пус­ка­ет­ся по во­про­сам, ре­гу­ли­руе­мым ор­га­ни­че­ски­ми за­ко­на­ми (свя­зан­ным с основными пра­ва­ми и сво­бо­да­ми, вве­де­ни­ем ус­та­вов ав­то­ном­ных со­об­ществ, ус­та­нов­ле­ни­ем ос­нов из­би­ра­тель­ной сис­те­мы и другие), по во­про­сам на­ло­го­об­ло­же­ния, ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний и по­ми­ло­ва­ния. В Ав­ст­рии на­род­ная законодательная инициатива мо­жет ис­хо­дить от 100 тысяч из­би­ра­те­лей или от 1/6 из­би­ра­те­лей трёх зе­мель, в Ве­не­су­эле – не ме­нее чем от 0,1% за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных из­би­ра­те­лей.

В не­ко­то­рых стра­нах оп­ре­де­лён осо­бый круг субъ­ек­тов пра­ва законодательной инициативы по во­про­сам из­ме­не­ния кон­сти­ту­ции, при­ня­тия или от­ме­ны кон­сти­ту­ци­он­ных, ор­га­ни­че­ских или до­пол­няю­щих (кон­сти­ту­цию) за­ко­нов.

Со­глас­но статье 134 Кон­сти­ту­ции РФ, пред­ло­же­ния о по­прав­ках и пе­ре­смот­ре её по­ло­же­ний мо­гут вно­сить Пре­зи­дент РФ, Со­вет Фе­де­ра­ции, Государственная ду­ма, Пра­ви­тель­ст­во РФ, за­ко­но­дательные (пред­ста­ви­тель­ные) ор­га­ны субъ­ек­тов РФ, а так­же не ме­нее 1/5 чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции или де­пу­та­тов Государственной ду­мы. В Бра­зи­лии статья 60 Кон­сти­ту­ции пре­дос­тав­ля­ет пра­во законодательной инициативы по из­ме­не­нию Кон­сти­ту­ции не ме­нее чем 1/3 чле­нов Па­ла­ты де­пу­та­тов или Фе­де­раль­но­го се­на­та, Пре­зи­ден­ту рес­пуб­ли­ки, бо­лее чем по­ло­ви­не за­ко­но­дательных со­б­ра­ний фе­де­раль­ных еди­ниц, ко­то­рые долж­ны при­нять со­от­вет­ст­вую­щее ре­ше­ние от­но­си­тель­ным боль­шин­ст­вом сво­их чле­нов.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Литература

  • Ке­ри­мов А. Д. Пар­ла­мент­ское пра­во Фран­ции. М., 1998
  • Авакь­ян С. А. Фе­де­раль­ное Со­б­ра­ние – пар­ла­мент Рос­сии. М., 1999
  • Ко­ва­чев Д. А. Про­бле­мы кон­сти­ту­ци­он­но­го пра­ва. М., 2003
  • Пар­ла­мент­ское пра­во Рос­сии / Ред. О. Н. Бу­ла­ков. М., 2006.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *