Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Обычные компании, находящиеся в частной собственности, воспользоваться унитарной формой не могут.

Что это за форма деятельности?

ГК РФ (ст. 113) к УП относит предприятия, которые:

  • не владеют имуществом, переданным им его собственником;
  • пользуются имуществом, которое признается региональной, федеральной и муниципальной собственностью;
  • не могут распределить переданное им имущество между своими работниками, а также по вкладам в уставной капитал;
  • пользуются закрепленным имуществом посредством хозяйственного ведения или оперативного управления.

УП является коммерческой структурой, оно создается с целью извлечения прибыли. Кроме того:

  • его создают бессрочно, если только в уставе не закреплено иное;
  • оно может иметь собственный расчетный счет, открытый на российской территории и (или) заграницей;
  • для реализации лицензируемой деятельности предприятию придется брать лицензию в порядке общем для всех;
  • организация не может самостоятельно создавать дочерние структуры с передачей им части имущества;
  • она должна обязательно иметь собственный баланс и от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а также выступать в судебных разбирательствах (в качестве любой из сторон дела);
  • у предприятия только один учредительный документ — устав, который разрабатывается и принимается органом власти, решившим создать данную компанию.

Основные положения о данной организационно-правовой форме согласно ГК РФ вы можете узнать из следующего видео:

Разновидности структур

Действовать в данной правовой форме могут исключительно предприятия:

  • Государственные. Величина их уставного фонда не может быть меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Причем, МРОТ, используемый при определении фонда, обязан соответствовать той его величине, которая закреплена законодательно (т. е. федеральным законом) и действительна на момент регистрации.
  • Муниципальные. Их уставный капитал должен быть 1 тысяч МРОТ и более. Его величина определяется аналогично.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

А вот у казенного УП уставной капитал совсем отсутствует. Создается такая структура на основе муниципального или государственного имущества, но только в случаях, обозначенных федеральным законом №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях», в частности:

  • если значительная доля оказываемых организацией услуг или выпускаемой ею продукции идет на удовлетворение федеральных, муниципальных или региональных потребностей;
  • если необходимо использовать имущество, приватизировать которое невозможно по закону;
  • если требуется производство продукции, оборот которой ограничен или которая полностью изъята из свободного обращения и т. д.

Кроме того, УП могут быть основанными на праве:

  • Хозяйственного ведения. К ним относятся муниципальные, государственные региональные или федеральные предприятия.
  • Оперативного управления. К таким относят казенные предприятия любой государственной формы собственности.

Учредители и учредительные документы

В качестве учредителя могут выступать:

  • Российская Федерация.
  • Любой российский субъект.
  • Любое муниципальное образование РФ.

Решение об образовании федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральным исполнительным органом, в компетенции которого есть такое право.

Решение о создании регионального государственного или муниципального УП принимает соответствующий орган гос. власти в регионе РФ или в местном самоуправлении, но при условии, что у данных структур есть подобная компетенция.

Что касается создания казенной структуры, то:

  • предприятие федерального значения учреждает Правительство РФ;
  • регионального – государственный орган власти субъекта РФ;
  • муниципального – на основании решения органа местного самоуправления.

Учредители УП не только передают ему имущество, но и утверждают его устав, в котором должна найти отражение следующая информация:

  • все названия предприятия (включая полное и сокращенное);
  • его местонахождение, т. е. адрес регистрации;
  • все о деятельности – ее направления, цели и т. д.;
  • о собственнике, передавшем ему имущество;
  • название руководящей должности – генеральный директор, или просто директор, или руководитель;
  • порядок, по которому происходит назначение на эту руководящую должность и по которому осуществляется заключение трудовых отношений и их прекращение;
  • о фондах, которые создают или собираются создать на предприятии — указываются их наименования, размеры, а также правила их формирования и расходования.

Помимо этой и иной информации, которая должна быть отражена в уставе на основании закона, дополнительно еще указывается:

  • величина, источники и порядок формирования уставного фонда;
  • направления, на которые может расходоваться прибыль, полученная организацией от своей деятельности. Данные сведения должны быть обязательно отражены в учредительных документах муниципальных и государственных УП;
  • в уставе казенной структуры – информация о порядке расходования полученных ею доходов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Права, обязанности и ответственность участников

Помимо того, что собственниками имущества принимается решение о создании УП (о его реорганизации либо ликвидации), определяются направления его деятельности, формируется его фонд, разрабатывается устав и назначается на должность руководитель, они также:

  • согласовывают принятие на работу или увольнение главного бухгалтера;
  • утверждают всю бухгалтерскую отчетность предприятия и его отчеты;
  • дают согласие по поводу использования недвижимости;
  • дают разрешение на совершение сделок, если это право предусмотрено действующим законодательством;
  • контролируют целевое применение имущества, которое принадлежит УП, и его сохранность;
  • утверждают финансово-экономические планы и контролируют их осуществление;
  • разрешают открывать обособленные подразделения, но только в виде филиалов и (или) представительств;
  • дают разрешение на участие в других юридических лицах;
  • решают вопрос о проведении аудита, о выборе в связи с этим аудиторской компании и величине ее вознаграждения за проверку;
  • решают множество других вопросов, которые приведены в законе №161-ФЗ.

В дополнение к вышеуказанным правомочиям собственник имущества казенных структур может:

  • изымать данное имущество, если предприятием оно не используется вовсе или же используется, но не по назначению;
  • утверждать направления производимых организацией расходов и использование получаемых ею доходов;
  • обязывать к осуществлению заказов по товарным поставкам или по оказанию услуг с целью обеспечения нужд муниципального или государственного масштаба.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы
Несмотря на то, что контроль всех сфер деятельности УП осуществляется собственником его имущества, ответственность за понесенные убытки возлагается только на его руководителя:

  • в случае, если эти убытки стали причиной его действий или наоборот бездействия;
  • в порядке, установленном действующими нормативными актами. В частности, ст. 15 Гражданского Кодекса РФ, Трудовым кодексом РФ (ст. 81, п. 9), федеральным законом «О банкротстве» №127-ФЗ (ст. 226) и прочими документами;
  • у учредителя есть также право подать в суд на взыскание убытков с руководителя.

Стоит остановиться еще на одном аспекте, который касается ответственности по обязательствам:

  • Унитарное предприятие берет на себя ответственность исключительно по своим долгам, причем всем своим имуществом. А вот обязательства его учредителя предприятия не касаются, как и учредителя не касаются долги созданной им организации.
  • Однако на собственника имущества казённого УП распространяется субсидиарная ответственность по задолженностям этой структуры, но только в том случае, если ее имущества для погашения имеющихся обязательств не хватает.

Цель деятельности

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Однако цель создания данных структур заключена не только в получении дохода, на часть которого имеет право их учредитель, но и в решении таких задач, как:

  • использование имущества, которое нельзя приватизировать по закону;
  • обеспечение продовольственной безопасности страны;
  • ведение деятельности в научно-технической и научной сферах, которая направлена на обеспечение государственной безопасности;
  • производство продукции, обращение которой ограничено или которая полностью изъята из свободного оборота;
  • обеспечение нужд муниципалитетов, регионов и государства;
  • достижение иных целей, которые определены в федеральном законе №161-ФЗ, в статье 8.

Имущество

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансыПрежде всего, переданное предприятию имущество не признается его собственностью, а используется им в порядке оперативного управления или хозяйственного ведения. Оно не может быть разделено на паи, вклады или иным образом. Но при этом оно обособлено от его собственника.

Имущество, имеющееся у УП, может быть сформировано за счет:

  • активов, которые закреплены их собственником за предприятием;
  • доходов, которые получены организацией в ходе ее деятельности и на часть которых имеет право собственник;
  • иных ресурсов, которые пополняются из различных источников, но не противоречащих нормам действующего законодательства.

В случае, если право собственности на предприятие (за исключением казенного) как имущественный комплекс переходит к другому собственнику, то указанная структура оставляет за собой имущество, переданное ей в рамках хозяйственного ведения или оперативного управления.

Порядок распоряжения имуществом прописан в статьях 18-19 закона №161-ФЗ. В частности:

  • Недвижимость без согласия ее собственника нельзя сдавать в аренду, превращать в залог и т. д.
  • Движимым имуществом (при условии, что оно принадлежит структуре на праве хозяйственного ведения) УП может распоряжаться самостоятельно (за исключением казённого учреждения).
  • Казенные организации обязаны согласовывать направления использования любого имущества со своими учредителями.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Преимущества и недостатки

Неудобство унитарной правовой формы заключается в том, что:

  • направления деятельности, ее цели и предмет определяет собственник имущества;
  • кроме того, им регулируется большая часть принимаемых решений. Даже любые сделки необходимо с ним согласовывать;
  • часть прибыли предприятие обязано ежегодно перечислять в бюджет того уровня, к которому относится его учредитель (регион, муниципальное образование, федеральный);
  • все показатели финансово-экономических планов утверждаются и контролируются учредителем.

Однако в такой зависимости организации есть и свои достоинства:

  • она может работать в той сфере, которая закрыта для обычных коммерческих структур;
  • она оснащается имуществом, которое не доступно для частных компаний;
  • всегда есть работа, направленная на удовлетворение потребностей государства, региона или муниципалитета.

Отличительные особенности государственных унитарных предприятий – SPRINTinvest.RU

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Государственное унитарное предприятие (сокращенно – ГУП) являет собой коммерческую организацию, не имеющую собственного имущества.

Оно вверяется хозяйствующему субъекту на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. Имущественные объекты используются для извлечения прибыли.

  • Имущественные фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий пополняются за счет имущества государственных структур — субъектов РФ или муниципальных образований.
  • Такое отчуждаемое имущество не может быть передано третьим лицам, ни юридическим, ни физическим.
  • Оно полностью находится в собственности правительственных органов и в случае закрытия такой компании возвращается в ведение госструктур.
Читайте также:  Все о квартплате: как начисляется, кому идут деньги, обязанности собственника и поставщика услуг

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Главной целью создания ГУП является решение государственных задач при помощи предпринимательской деятельности.

К примеру, это могут быть предприятия общественного питания или фабрики по пошиву одежды, реализующие продукцию населению по минимально возможным ценам.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется нормами ГК РФ и Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ.

Именно закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях раскрывает суть этих коммерческих организаций, регламентирует их права и ответственность перед государством.

Особенности госпредприятий

  1. Как и любое другая коммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия имеют устав, в котором содержится подробная информация о правилах функционирования этого хозяйствующего субъекта.
  2. В уставе прописывается, какой орган государственной власти владеет переданным имуществом.

  3. Руководителем унитарного предприятия назначается физическое лицо, которому государственная власть передаст полномочия по управлению организацией.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Что касается источников формирования имущества ГУП, то это не только имущество, переданное государственными органами.

К другим источникам могут быть отнесены:

  • прибыль, полученная от осуществления коммерческой деятельности,
  • кредиты банковских учреждений,
  • дотации и субсидии из бюджета,
  • пожертвования или добровольные взносы физических или юридических лиц и др.
  • В наименовании ГУП обязательно должна присутствовать фраза «государственное предприятие».
  • Унитарное предприятие данного типа не несет никакой ответственности по обязательствам государственного органа, передавшего имущество для осуществления коммерческой деятельности.
  • Оно не имеет права открывать дочерние предприятия.
  • Каждое вновь созданное предприятие обязано предоставить соответствующие данные в органы статистики для внесения его в единый государственный регистр предприятий и организаций.
  • При внесении данных в ЕГРПО госпредприятию присваиваются соответствующие коды, в том числе ОКПО, ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ.

Виды государственных унитарных предприятий

  1. Государственные и муниципальные предприятия делятся на два типа в зависимости от того, на каких условиях им передано имущество.

  2. Разделение данных хозяйствующих субъектов такое: основанные (1) на праве хозяйственного ведения или (2) на праве оперативного управления.
  3. [1].

    Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения

Данные хозяйствующие лица используют имущество для получения прибыли. Имущественные ценности передаются субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Организация имеет устав в качестве главного учредительного документа, в котором отражается информация о величине уставного фонда, а также о направлениях и цели деятельности организации.

Размер уставного фонда должен быть не менее 5000 МРОТ.

Государство не отвечает по обязательствам хозяйствующего субъекта, то есть не берет на себя долги предприятия. Государство примет на себя долги и обязательства, только если банкротство и крах предприятия было спровоцировано действиями собственника имущественных средств.

[2]. Госпредприятия на праве оперативного управления

Данные хозяйствующие субъекты позиционируются как казенные предприятия. Они создаются также на основании устава как главного учредительного документа.

  • Закон о государственном предприятии гласит о том, что сама компания не имеет права распоряжаться переданными ей имущественными средствами, а только на основании решений, принимаемых его полноправным владельцем.
  • Собственник может изъять излишне переданное или не используемое имущество, либо используемое, но не по прямому его назначению.
  • Владелец имущества наделен ответственностью по долгам или обязательствам унитарного предприятия, только такая ответственность считается субсидиарной, то есть по всем долгам и обязательствам отвечает сама компания и собственник имущественных ценностей.

Государственные коммунальные предприятия

  1. Такие предприятия могут обладать имуществом как на праве хозяйственного ведения, так и оперативного управления.
  2. В качестве такого имущества передается коммунальная собственность, и при этом владельцами являются органы местного самоуправления.

  3. Руководит государственным коммунальным предприятием директор, назначаемый собственником имущества.

Уставный фонд коммунального предприятия формируется за счет органа власти, который создал данное предприятие, и при этом его размеры устанавливаются органами местного самоуправления.

Государственная регистрация предприятия, относящегося к коммунальному типу, должна проводиться в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

В наименовании такого хозяйствующего субъекта обязательно должна содержаться фраза «коммунальное предприятие». Также в нем должно быть указание на орган муниципальной власти, который передал имущество для использования в коммерческих целях.

Унитарное коммунальное предприятие не отвечает по обязательствам собственника своего имущества, то есть не обязано возмещать возникшие по каким-либо причинам долги.

Каждая государственная унитарная организация в соответствии с принятым законодательством РФ обязательно должна быть внесена в единый государственный регистр предприятий и организаций. Эту запись вносят государственные органы статистики

Приватизация государственных унитарных предприятий

Приватизация обозначенных субъектов осуществляется на основании специального законодательного акта — Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

  • Приватизация представляет собой процесс, при котором предприятие меняет свою форму собственности, то есть из государственной превращается в частную.
  • В такого рода деятельности участвуют две стороны — частное лицо или (хозяйствующий субъект) и государственные органы.
  • Иногда приватизация применяется, когда нет возможности осуществлять государственную поддержку неплатежеспособных предприятий, а частный владелец берет на себя такую ответственность и готов восстановить деятельность организации.
  • Перед непосредственной приватизацией проводится обязательная инвентаризация ГУП, в соответствии с которой составляется акт инвентаризации.

Кроме того, обязательным документом и является аудиторское заключение — именно на основании этих двух документов составляется передаточный акт. В нем указывается вся необходимая информация по имуществу, передаваемому в частные руки, с поименным перечислением всех объектов.

Все обязательства, имеющиеся у государственного унитарного предприятия, передаются новому собственнику, который является правопреемником от государственных органов.

Имущество приватизируемого предприятия подлежит обязательной оценке в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

  1. Финансами рассматриваемых коммерческих организаций после приватизации распоряжаются новые собственники организации.
  2. Что касается работы на государственном предприятии, которое приватизируется и передается в ведение частных собственников, то здесь все уже зависит от нового работодателя.
  3. Он имеет полное право оставить тех же сотрудников, которые работали и ранее.
  4. Это очень выгодно, поскольку многие работники имеют богатый опыт и знания в деятельности данной компании и смогут дальше выполнять свои должностные обязанности на хорошем профессиональном уровне.
  5. Приватизация унитарного предприятия сопряжена со сменой формы собственности — с государственной на частную.
  6. Все имущество и обязательства передаются новому владельцу, который может самостоятельно управлять компанией, пользоваться имуществом и решать коммерческие вопросы.

Унитарное предприятие — государственное и муниципальное, управление имуществом, суть и формы

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансы

Несмотря на свою коммерческую направленность, унитарные предприятия не имеют отношения к частным, это образования, полностью принадлежащие государственным органам любого ранга.

Что представляет собой унитарное предприятие

Создание организации осуществляется по нескольким причинам:

  • Для возможности управления собственностью, недопустимой к приватизации;
  • С целью реализации деятельности социально необходимой, например, реализация продукции по себестоимости или закупочная интервенция;
  • Ведение убыточного производства;
  • Дотирование отдельных видов деятельности.
  • Уставный фонд в данном формировании играет ту же роль, что в прочих коммерческих структурах, но при этом является материальной базой для ведения деятельности.
  • Как регулируется защита унитарного предприятия вы узнаете тут:
  • Унитарность характеризуется как:
  • Юрлицо, для которого собственник выделил определенную часть капитала, а не сгруппировал владения нескольких лиц;
  • Создатель права на собственность оставил за собой;
  • За юрлицом капитал закрепляется посредством ограниченного вещного права;
  • Целостность владений;
  • Отсутствие членства;
  • Единоличный орган руководства.

Законодательная база

  • Основным регулятором деятельности унитарной структуры является ФЗ № 181 от 2002 года;
  • Ст. 294 ГК РФ указывает на особенности хозяйственного управления;
  • Ст. 115 ГК РФ указывает на нюансы деятельности посредством права оперативного управления;
  • Ст. 113 ГК РФ указывает на признаки унитарности компании;
  • ФЗ № 161 указывает на цели, вменяемые для достижения производственным комплексом, а также на варианты использования закрепленных ценностей.

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). 2.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. 3.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности.

Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия. 4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. 5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен. 6.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. 7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Признаки и суть предприятия

Согласно законодательным актам унитарность компании определяется при наличии следующих признаков:

  • Нет прав на закрепленную за ними собственность;
  • Использует в процессе работы имущество казенного значения – региональная, муниципальная и федеральная собственность;
  • Не уполномоченное распределять полученное в пользование имущество между коллективом, а также выполнять его зачисление в доли;
  • В использовании вверенных активов применяют хозяйственное ведение или оперативное управление.

Кроме этого оно создается:

  • С целью обеспечения государства продовольствием;
  • Обеспечение деятельность научных учреждений, занятых разработками системы безопасности для государства;
  • Производство дефицитных товаров;
  • Обеспечение нужд государственных органов разных эшелонов.

Суть предприятия заключена в следующем:

  • Формирование предприятия происходит бессрочно, если это не перечит пунктам Устава;
  • Оно вправе иметь собственный расчет счет в любой точке мира;
  • При необходимости занятия лицензированным бизнесом оформление разрешения происходит согласно общепринятой процедуре;
  • Организация не вправе формировать дополнительные подразделения, которым передаст часть полномочий;
  • Она должна обладать собственным балансом для реализации намеченных целей и самостоятельно выполнять представительство себя в суде;
  • Устав, как единственный учредительный документ организации разрабатывается государственной структурой принявшей решение о создании.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансыОсобенности и типы унитарных предприятий.

Разновидности структур

Работать в таком формате вправе только:

  • Государственные формирования – уставной капитал при их открытии должен составлять 5 000 МРОТ на текущий момент, установленный государством;
  • Муниципальные – их капитал соответствует 1 000 МРОТ, размер которого существует на период образования структуры.

Организаторы производства вправе формировать уставный фонд:

  • В денежном эквиваленте;
  • Активах с финансовой оценкой – ценные бумаги, имущественные права и прочее. Что такое именные ценные бумаги и как их выпускать вы узнаете здесь.

К таким случаям имеют отношение:

  • Значительная часть выпускаемых услуг и товаров идет на обеспечение потребностей муниципальных, федеральных и государственных структур;
  • Применение не приватизированной собственности;
  • Выпуск продукции, не обозначенной в товарообороте.

Кроме этого формирование предприятий происходит на основе:

  1. Хозяйственного ведения – формирование уполномоченным на то федеральным или местным органом самоуправления.
  1. Учредительный документ такой структуры включает сведения о размере капитала, целях создания предприятия, собственниках.
  2. Хозяйство обладает прямыми гражданскими связями с той деятельностью, которой оно занимается.
  3. При этом в данном случае собственники не несут ответственность по обязательствам, кроме случая банкротства, когда оно вызвано их указаниями.
  1. На праве оперативного управления – формируются объекты на базе имущества, находящегося в собственности федерации, государства, муниципалитета.

Собственник, учредивший предприятие вправе изъять:

  • Излишнее имущество;
  • Неиспользованное имущество;
  • Применяемое не по назначению.
  • Важно: такое предприятие не обладает полномочиями на распоряжение движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника.
  • В названии предприятия должна отображаться его принадлежность к казенному имуществу.
  • Собственник субсидиарно ответственен в случае недостаточности имущества, так же он вправе реорганизовать или ликвидировать предприятие.

Создатели и их документация

Учредителем является:

  • Государство;
  • Муниципалитет;
  • Федеральная структура.
  1. Решение о формировании УП принимает государственный орган или федеральный, уполномоченный на подобные действия.
  2. Если дело касается создания регионального уровня комплексного предприятия, то принимает решение региональная структура или местный орган самоуправления при наличии полномочий.
  3. Кроме обеспечения имуществом, учредители обязаны составить Устав предприятия с внесением в него следующей информации:
  • Название предприятия в полном и сокращенном варианте;
  • Место нахождения согласно регистрации;
  • Информация о деятельности организации – причины созданиям, цели, суть;
  • О создателе;
  • Название руководящей должности;
  • Указание процесса принятия/увольнения руководителя, и особенности формирования с ним договора. Тут вы узнаете, по каким правилам проводится увольнение директора;
  • Указать информацию о созданных, планируемых к созданию фондах на предприятии, порядок их расходования и формирования.

Помимо обязательной информации, рекомендуемой законодательными актами Устав должен содержать:

  • Информация об использованных финансовых источниках для его формирования и реальном примененном размере;
  • Цели, на которые применимо расходовать полученные от деятельности средства, особенно это важно для государственных и муниципальных структур;
  • Казенное формирование обязано указать порядок расходования средств.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: особенности и нюансыУнитарное предприятие оперативного управления.

Права и обязанности руководителей УП

Кроме основных обязанностей – формирование или реорганизация предприятия, составление Устава, определения деятельности, владельцы обязаны:

  • Согласовать прием и увольнение главного бухгалтера;
  • Утвердить необходимую бухгалтерскую документацию, в частности отчеты;
  • Дать утверждение вариантов применения собственности и проведения сделок;
  • Контролировать целевое применение недвижимости и обеспечивать ее целостность;
  • Формировать планы действия и осуществлять систематический контроль их исполнения;
  • Утверждать открытие филиалов и представительств;
  • Разрешать участие в подобных предприятиях;
  • Разрешать проведение аудита, в том числе проводить кадровый аудит;
  • Исполнять прочие, указанные в законодательных актах обязанности.

Кроме этого собственник вправе:

  • Изымать не применяемое или лишнее имущество;
  • Утверждать, направлять и контролировать план расходов прибыли, а также пользоваться ею;
  • Обязывать к осуществлению заказы по товарным поставкам в государственных масштабах.

Кроме этого руководитель полностью ответственен:

  • За банкротство, произошедшее вследствие его руководства;
  • В прочих случаях описанных законодательством;
  • Кроме этого учредитель вправе требовать с виновного директора компенсацию и возмещение убытков посредством обращения в суд.

Перечень ответственности УП следующий:

  • Государственная организация ответственна по личным долгам и только, так как обязательства учредителя к ней не имеют отношения, в таком же порядке, как и долги структуры создателя;
  • Если же форма казенная, то собственник имеет, субсидиарную ответственность при имущественной недостаточности.

Порядок управления собственностью

Формирование владений происходит посредством:

  • Активов, закрепленных за предприятием;
  • Доходов, полученных в результате производства;
  • Прочих вложений, выполненных с соблюдением закона.

Важно: если структура, как единый комплекс передается во владения другого владельца, то обеспеченная ему собственность, остается при нем.

Порядок применения активов указан в статьях законодательных актов:

  • Недвижимость, расположенная на балансе, не сдается в аренду, не используется в качестве залога без ведома и утверждения владельца;
  • Транспортное обеспечение используется предприятием по усмотрению, кроме казенных форм;
  • Казенные организации согласовывают применение любого вида имущества с учредителем.

Плюсы и минусы унитарного предприятия

Недостаток у подобных организаций заключен в следующем:

  • Отсутствие самостоятельности в принятии решений;
  • Полный контроль над всеми процессами со стороны владельца;
  • Все достижения и показатели контролируются собственником;
  • Перечисление большей части доходов собственнику.

Однако не обошлось и без положительных сторон:

  • Доступность применения любой сферы деятельности;
  • Доступность применения любых инструментов, недопустимых для частных компаний;
  • Всегда существуют заказы от официальных структур любого уровня.

Заключение

Законодательное регулирование унитарного предприятия рассмотрено в этом видео:

Сущность и особенности деятельности унитарных предприятий в современных условиях

В научной литературе по экономике под «предприятием» понимается прежде всего технико-организационная единица (завод, фабрика), а под «фирмой» — организация, которая ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях.

На практике и в хозяйственном законодательстве понятие «предприятия» используется в широком смысле.

Так, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) предприятие определяется как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Среди предприятий, создаваемых государством или органами местного самоуправления, основной организационно-правовой формой, является унитарное предприятие.

В соответствии с п.1 ст. 113 ГК РФ «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия».

Уникальность финансово  правового статуса унитарных государственных и муниципальных предприятий состоит в том, что финансы и имущество данного вида предприятий относится на праве собственности государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. «Права собственника относительно имущества государственных или муниципальных предприятий осуществляют органы государственной власти или органы местного самоуправления».

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут иметь форму двух видов:

  1. Основанные на праве хозяйственного ведения. Данные предприятия обладают более свободной экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные коммерческие предприятия, и собственник имущества, обычно, не отвечает по обязательствам данного предприятия;
  2. Основанные на праве оперативного управления. Данные предприятия носят название казенных предприятий. Они во многом напоминают предприятия, существовавшие при плановой экономике, а государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам.

Таким образом, основное различие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления заключается в степени свободы, которую имеет организация от своего учредителя.

В отношении организации, основанной на праве оперативного управления, собственник вправе не только устанавливать цели и задачи, которые преследуются при ее создании, но и оперативно вмешиваться в хозяйственный процесс деятельности предприятия в форме директив и руководящих указаний.

Достоинствами государственных унитарных предприятий по сравнению с предприятиями других организационно-правовых форм являются нацеленность на реализацию общественных задач, более высокая степень их защищенности. Главным недостатком можно назвать ограниченную экономическую самостоятельность (особенно у казенных предприятий).

Основой для создания государственных предприятий около 400 лет назад послужили государственные производственные мануфактуры, создаваемые для обслуживания казенных нужд. Например, около 1680 г. Оружейная палата становится мануфактурой с численностью мастеров 300 человек.

  • Начиная с XVIII века казенные мануфактуры стали передаваться частным лицам, но уже к концу века процесс принял обратный характер – казна выкупала разорившиеся предприятия.
  • В начале ХХ века к числу наиболее крупных казенных заводов принадлежали заводы военной сферы промышленности– Тульский, Ижевский, Сестрорецкий оружейные, Охтинский пороховой, Петербургский патронный, арсеналы; заводы морского ведомства – Обуховский и Ижорский, судостроительные верфи; заводы горного ведомства – Пермский, Златоустовский, Воткинский.
  • После октябрьской революции в руках государства оказались практически все крупные промышленные и торговые предприятия, большая часть кредитных учреждений.
  • В период плановой экономики государственное имущество находилось на праве оперативного управления у государственных предприятий, которое заключалось во владении, пользовании и распоряжении государственным имуществом в соответствии с законодательством.

В период экономических реформ были значительно расширены права трудовых коллективов предприятий. В соответствии с Законом ССР от 06.03.1990 г. «О собственности в СССР» государственные предприятия имели право заниматься эмиссией ценных бумаг (акций), которые распределялись внутри рабочего коллектива.

В 1991 году был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно которому был определен перечень государственных органов, которые получали полномочия осуществлять приватизацию, были регламентированы порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. В 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий.

Указ Президента РФ от 22.07.1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г» положил начало акционирования крупных предприятий базовых отраслей экономики.

Государственное унитарное предприятие — это… Федеральные и муниципальные унитарные предприятия (ФГУП и МУП)

Государственное унитарное предприятие (ГУП) — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

ГУП может быть государственным или муниципальным. Государственные унитарные предприятия могут быть федеральными или региональными. ФГУП — это федеральное государственное унитарное предприятие, за которым закреплено федеральное имущество. ФГУП ежегодно отчисляют 25% прибыли в федеральный бюджет.

Унитарное предприятие — одна из организационно-правовых форм юридического лица. Помимо унитарных предприятий (ГУП и МУП), бывают общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), кооперативы, товарищества.

Особенности унитарных предприятий

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Унитарное предприятие лишь управляет/ведает имуществом. Собственность при этом остается в руках государства или муниципального образования. 

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Например, «Государственное унитарное предприятие города Москвы «Моссвет»» или «Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России»».

Руководителя унитарного предприятия назначает собственник — то есть государство или муниципалитет. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Федеральный закон №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Существуют два вида унитарных предприятий — унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ) и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казённые предприятия — ст. 115 ГК РФ).

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), муниципального — не менее 1000 МРОТ.

Унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, поэтому их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, целью деятельности является удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП): что это такое и как создается

  • Среди множества организационно-правовых форм, предусмотренных российским законодательством, есть и муниципальное унитарное предприятие.
  • Они могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.
  • Попробуем разобраться, что собой представляет муниципальное унитарное предприятие, кратко называемое МУП.

Организационная форма

Определить правовое положение МУП проще всего исходя из названия этой организационно-правовой формы. Каждое слово в нём является значимым:

  1. «Муниципальное» – это означает, что оно создаётся на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд в какой-то продукции, либо, что чаще – в выполнении какого-либо вида работ или оказании услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
  2. «Унитарное» – имущество предприятия является целостным и не делится на паи, акции либо иные доли. Владеть частью имущества МУП не могут даже его работники.
  3. «Предприятие» – это обособленный субъект экономической деятельности, являющийся юридическим лицом, выступающий в отношениях с контрагентами либо органами власти от своего имени и имеющий имущество, которым оно управляет.

Имущество

Однако в отношении имущества нужно сделать особую оговорку: МУП не является его собственником. Это означает, что хотя унитарные предприятия и коммерческие организации, но всё, чем они пользуются, находится в собственности соответствующего муниципального образования.

Это интересно! Добавить вид деятельности в ООО: какие нужны документы и как действовать

Местная власть лишь закрепляет за ним какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету. Именно поэтому МУП делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения – собственно, таков гражданско-правовой статус большинства обычных МУП;
  • на оперативном управлении – так называемое казённое предприятие. Этот тип МУП встречается намного реже, потому что оперативное управление не слишком удобно для ведения коммерческой деятельности.

Оперативное управление подразумевает, что на любые действия, связанные с имуществом, требуется получать разрешение от собственника – в данном случае органа местной власти.

В отличие от муниципального предприятия обычного типа, казенные меньше ориентированы на получение прибыли и куда больше зависят от бюджетного финансирования.

Примером казённого предприятия могут служить предприятия электротранспорта (троллейбусов или трамваев) во многих городах.

Распоряжение имуществом

МУП не имеет права продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местного органа власти. Оно также не может создавать дочерние общества.

Однако они могут вкладывать часть финансов в капитал коммерческих обществ или товариществ, если это разрешено Уставом и местным законодательством. Доходы от такого рода вкладов фиксирует бухгалтерская отчетность предприятия.

Кроме того, МУП в определённых пределах может распоряжаться доходами, полученными от своей деятельности. В частности, из них производится оплата труда руководителей и работников общества.

На основании чего действует

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  1. Гражданский кодекс РФ. В своих ст. ст. 113-114 (ст. 115, касавшаяся казённых предприятий, не действует с сентября 2014 года) этот акт даёт общую характеристику МУП и описывает общие «правила игры» для них.
  2. Закон №161-ФЗ. Он уже конкретизирует деятельность МУП и даёт более чёткое описание правил их работы.
  3. Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд. Однако необходимо помнить: с января 2018 года этот закон станет обязательным к применению в гораздо большем числе случаев. По сути, этот закон будет применяться практически для всех видов закупок, осуществляемых МУП.
  4. Закон № 223-ФЗ. До вступления в силу отдельных норм закона № 44-ФЗ этот акт применяется к большинству закупок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями. В частности, до января 2018 года именно им должны руководствоваться МУП, заключая договора на субподряд в сфере своей деятельности.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона. Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Как создается

Для того, чтобы муниципальное предприятие начало работу, требуется следующее:

  1. Соответствующий орган местной власти выносит постановление о создании МУП. Оно выносится в тех случаях, когда требуется либо обслуживать имущество, которое по закону не может быть приватизировано, либо чтобы обеспечить население какими-то товарами либо услугами по минимальным ценам. В частности, достаточно часто МУП создаются для обслуживания работы водопроводных сетей, для озеленения и уборки улиц, вывоза мусора, и т. д.
  2. Тот же орган утверждает Устав предприятия. Это единственный учредительный документ МУП. В нем отражается цель, ради которой создаётся предприятие, переданное ему имущество, порядок управления и другие вопросы, связанные с деятельностью МУП. Важно знать: Устав готовится департаментом или другим подразделением муниципального органа власти по управлению имуществом.
  3. Назначается директор. Его полномочия определяются Уставом, однако конкретное назначение производит собственник – местная власть. Муниципальный орган же и заключает с директором трудовой договор.
  4. Производится оценка передаваемого имущества и его полная опись.
  5. Местная администрация обращается в Росреестр с заявлением на регистрацию МУП.
  6. С того момента, как местное отделение Росреестра вносит запись в ЕГРЮЛ (реестр по учёту юридических лиц), МУП может начинать работу.

Далее следует открытие расчётных счетов в банках, постановка на учёт в налоговой инспекции, изготовление печати и ряд других действий – однако к этому моменту основные стадии уже пройдены.

Какой план финансово-хозяйственной деятельности имеет МУП, смотрите в следующем видео:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 653-60-72 доб 583 (Москва) +7 (812) 426-14-07 доб 406 (Санкт-Петербург)

8 (800) 500-27-29 доб 255 (По России)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *