Предмет, система и источники административного права рф

Административное право регулирует различные отношения в сфере управления. Так как они достаточно масштабны, то требуется множество законов, чтобы охватить ими все возникающие вопросы. Рассмотрим основные источники административного права РФ.
Предмет, система и источники административного права РФ

Под источниками административного права понимают нормативно-правовые акты, содержащие нормы, относящиеся к данной отрасли прав.

Их структура усложняется, так как законы и подзаконные акты административного права принимаются не только центральными органами власти, но и субъектами РФ. В связи с этим можно составить классификацию видов источников административного права.

В систему источников входят:

Источники данного вида могут приниматься государственными органами центральной власти. Их действие распространяется на всю территорию страны.

Этот тип источников создается государственными органами власти субъектов нашей страны, и соответственно, их действие ограничено рамками этих территорий – республик, краев, областей и так далее.

Приведем примеры источников и раскроем подробнее каждый из указанных видов.

Предмет, система и источники административного права РФ

К федеральным источникам относятся:

Является самым важным документом, обладает статусом основного закона. Некоторые статьи Конституции РФ содержат нормы административного права. Другие нормативные акты принимаются с учетом содержания ее статей и не могут им противоречить.

Пример – Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

  • постановления палат Федерального собрания РФ, Правительства;
  • указы Президента РФ;
  • нормативно-правовые акты министерств;

В субъектах административного права РФ в качестве источников выступают:

  • Конституции субъектов РФ;
  • Уставы;
  • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Отдельный вид источника административного права составляют международные договоры, признанные и подписанные Россией.

Стоит упомянуть и о нормативно-правовых актах административно-процессуального характера. В нашей стране это Кодекс об административных правонарушениях. Он был принят в 2001 году. В нем определяются:

  • виды административных наказаний;
  • правила применения наказаний;
  • органы, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • правила расследования дела об административном правонарушении;
  • порядок исполнения наказаний.

Ввиду того, что административное право охватывает множество различных отношений, оно отличается разнообразием источников. Но при этом существует проблема несистематизированности административных норм.

При большом количестве источников нет их единой иерархии, то есть разделения на более и менее важные. Степень значимости в этом случае несколько размыта и не имеет четких границ.

Это может вызывать некоторые сложности при разрешении того или иного вопроса, связанного с административными отношениями.

Изучив тему об источниках административного права, мы выявили, что они подразделяются на две группы.

Первая представлена федеральными источниками, к которым относится Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации и другие нормативно-правовые акты органов центральной власти.

Вторую группу составляют источники, издаваемые в субъектах: Конституции, Уставы, акты местных органов власти. Особенностью административного права России является наличие множества источников.

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 93.

1.Предмет, метод, система и источники отрасли административного права

  • Административное
    право
    — отрасль российской правовой
    системы, представляющая собой совокупность
    правовых норм, предназначенных для
    регулирования общественных отношений,
    возникающих в процессе осуществления
    государственно-управленческой
    деятельности.
  • Как
    самостоятельная отрасль российского
    права административное право имеет
    свой предмет.
  • Предмет
    административного
    права регулирует
    общественные отношения, возникающие,
    изменяющиеся и прекращающиеся в рамках
    реализации исполнительной власти.
  • Субъектами
    таких отношений выступают представители
    исполнительной власти, с одной стороны,
    а с другой — они же или граждане,
    государственные (негосударственные)
    предприятия, учреждения, организации,
    общественные объединения, профсоюзы и
    другие субъекты права.
  • Предмет
    отрасли административного права включает
    в себя изучение сущности исполнительной
    власти, осуществляющей государственное
    управление, видов административно-правовых
    норм, источников и системы этой отрасли
    права, отношений, регулируемых нормами
    административного права, их взаимосвязей
    и развития, правового статуса субъектов
    и объектов государственного управления,
    правовых форм и методов управления,
    вопросов административной ответственности
    и способов обеспечения законности в
    сфере исполнительной власти, проблем
    отраслевого, межотраслевого и
    территориального управления.
  • Предмет
    административного права позволяет
    определить сферу правового регулирования
    данной отрасли права.
  • Методадминистративного права устанавливает
    приемы и способы воздействия
    административно-правовых норм на
    общественные отношения, возникающие в
    процессе управленческой деятельности
    государства, с целью их регулирования.

Административное
право использует для регулирования
административных отношений различные
приемы и способы. И в первую очередь
методы, свойственные для всех (или
многих) отраслей права. Сравнивая с
методологией общей теории права, можно
сказать, что все это применимо к методу
административного права. Любая отрасль
права, в том числе и административное,
использует три основных метода:

  1. 1) предписание
    — возложение прямой юридической
    обязанности совершать те или иные
    действия в рамках, предусмотренных
    правовой нормой;
  2. 2) запрет— возложение прямой юридической
    обязанности не совершать те или иные
    действия;
  3. 3) дозволение— юридическое разрешение совершать те
    или иные действия в условиях, предусмотренных
    правовой нормой, или воздержаться от
    их совершения по своему усмотрению.
  4. Особенности
    административно-правового регулирования
    вытекают из особенностей предмета
    административного права и сущности
    государственно-управленческой
    деятельности.

Наиболее
характерно для метода административного
права использование предписания, т.е.
прямых средств распорядительного
свойства. Свое выражение они находят в
том, что одной стороне административных
отношений предоставлен определенный
объем юридически властных полномочий,
адресуемых другой стороне.

Административно-правовое
регулирование предполагает односторонность
волеизъявлений одного из участников
административных отношений
(властеотношений).

Все методы
правового регулирования принято
делить на императивные и диспозитивные.
Административное право использует и
те и другие, отдавая предпочтение первым.

Система
административного права
совокупность
взаимосвязанных правовых институтов,
норм, которые регулируют однородные
общественные отношения, входящие в
предмет отрасли права.

Группировка
однородных административных норм
позволяет обеспечивать целостность
системы административного права.

Как
и большинство других отраслей права,
административное право состоит из Общей
и Особенной частей.

  • В рамках
    Общей части административного права
    выделяются нормы и институты, определяющие:
  • —  предмет
    и метод правового регулирования отрасли;
  • — 
    характеристику административно-правовых
    норм;
  • —  особенности
    административно-правовых отношений;
  • —  иерархию
    источников административного права;
  • —  статус
    участников административно-правовых
    отношений;
  • —  основу
    организации и деятельности органов
    исполнительной власти;
  • —  формы и
    методы реализации исполнительной
    власти, в том числе правовые акты
    управления;
  • —  механизм
    обеспечения законности в сфере
    исполнительной власти, в том числе
    порядок обжалования неправомерных
    действий;
  • —  вопросы
    административной ответственности и
    административного принуждения.
  • Что касается
    содержания Особенной части административного
    права, то ее структура обусловлена
    отдельными сферами государственного
    управления. В частности, выделяют:

управление
экономической сферой
,которая, в
свою очередь, подразделяется на управление
государственным имуществом; общие
вопросы управления предпринимательской
деятельностью; управление антимонопольной
деятельностью; управление промышленностью;
управление сельским хозяйством;
управление транспортом; управление
связью; управление жилищно-коммунальным
хозяйством и т.п.;

управление
социально-культурной сферой
, в рамках
которой выделяют управление образованием;
управление в области науки; управление
в области культуры; управление в области
здравоохранения и социального обеспечения
и т.п.;

управление
административно-политической сферой,
подразделяемое на управление в области
обороны; управление в области безопасности;
управление внутренними делами; управление
иностранными делами; управление в
области юстиции.

Что касается
источников административного права,то под ними понимаются внешние формы
выражения административно-правовых
норм. В практическом варианте имеются
в виду юридические акты различных
государственных органов, содержащие
такого рода правовые нормы, т.е. нормативные
акты.

К источникам
административного права относятся:

1. Конституция
РФ
— основной источник любого
права, в том числе и административного.
В Конституции закрепляются основные
права и свободы личности, реализуемые
преимущественно в сфере государственного
управления, формирование и деятельность
органов исполнительной власти,
разграничение функций органов
исполнительной власти РФ и субъектов
РФ.

Понятие, предмет, метод, система и источники административного права Российской Федерации

Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы России, которая регулирует особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

  • Предмет административного права — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
  • Административно-правовое регулирование производится посредством:
  • а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
  • б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;
  • в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;
  • г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.
  • предмет административного права можно условно подразделить на две части: 1) внутри аппаратные отношения и 2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
  • Метод — совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
  • 1) Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  • 2) Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3) Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е.

совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные.

Читайте также:  Кто имеет право на приватизацию квартиры: процедура, документы, достоинства и недостатки

  1. цели админ. права:
  2. ~ обеспечение устойчи­вой системы органов исполнительной власти и создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;
  3. ~ эффективного регу­лирования общественных отношений с помощью функциональ­ных режимов;
  4. ~ гарантирование реализации прав и свобод граж­дан при одновременной охране публичных интересов и общест­венного порядка;
  5. ~ защита граждан и общества от административного произвола.
  6. Достижение указанных целей способствует эффективному административно-правовому воздействию на общественные процессы и стабильности государственных институтов.
  7. Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой.

Ее принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

  • Общая часть включает в себя институты:
  • — устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;
  • — регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
  • — обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;
  • — регламентирующие принуждение по административному праву.
  • Особенная часть включает институты, регулирующие:
  • — обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;
  • — организационно-хозяйственную деятельность;
  • — социально-культурную деятельность;
  • — деятельность государственной администрации по организации и осу­ществлению политических, экономических и иных внешних связей.
  • Источники административного права — юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.
  • Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты — нормативно-правовые акты, конкретизирующие законы.
  • типы источников:
  • 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) — указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей;
  • 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству;

3.

Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и др.

  1. Админ. право:
  2. · тесно взаимодействует с другими отраслями российского права
  3. · охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни
  4. · играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное

· строгих границ правового воздействия не имеет. Наиболее тесно взаимодействует с конституционным правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п.

, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.

п.

Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера — в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования.

Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права.

В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское.

Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

23. Понятие, цели и виды административного наказания. Основные принципы назначение административного наказания.

Административное наказание — это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения.

Содержанием целейадминистративных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).

Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений.

Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.

Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.

  • Виды:
  • 1) предупреждение;
  • 2) административный штраф;
  • 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • 6) административный арест;
  • 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • 8) дисквалификация;
  • 9) административное приостановление деятельности.
  • Административное наказание назначается:
  • 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
  • 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
  • Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
  • При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, является также сроком погашения данного наказания. Он выполняет определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых административных правонарушений.

  1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, за административные правонарушения.
  2. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административные правонарушения:
  3. • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  4. • повторное совершение однородного административного правонарушения; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  5. • совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
  7. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
  8. • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  9. • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причи-ненного вреда;
  10. • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  11. • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  12. • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Административное право РФ:понятие, предмет,метод, принципы и источники

Административное правоявляется одной из самых важных отраслей российского права, оно регулирует широкий спектр вопросов организации и деятельности системы органов испол­нительной власти, обеспечения законности и дисциплины.

Административное право регулирует и охраняет обществен­ный порядок в государстве,поэтому оно является наиболее важ­ной для общества отраслью права.

Субъекты административ­ного права, представляющие государство и его органы, в своей деятельности применяют принудительные механизмы и право­вые средства, используют в пределах установленных законода­тельством административно-властные принудительные полномо­чия.

Административное право является одной из сложнейших и объемных и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли пра­ва, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

Административное право— центральная отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных отраслей права.

В нем сфокусированы общественные отношения, являющие­ся предметом правового регулированиясо стороны иных от­раслей права (например, конституционного, уголовного, финан­сового, бюджетного, налогового, банковского права).

Реформи­рование современного общества, развитие рыночных отношений, разделение государственной власти, построение современного пра­вового государства, формирование эффективной исполнительной власти и системы местного самоуправления — все эти процессы вызывают насущную потребность в адекватном административ­но-правовом и административно-процессуальном обеспечении.

Административное право является самостоятельной и фун­даментальной отраслью российского права и занимает веду­щее место в регулировании общественных отношений. Это отрасль публичного права, изучающая сферу государствен­ного управления и олицетворяющая один из двух главных методов правового регулирования— императивный метод вла­стных предписаний.

Поэтому административное право принято относить к одной из основных отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регули­рования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юриди­ческих лиц.

Система российского права состоит из отраслей права, кото­рые отличаются предметом и методом правового регулирования.

Под предметом отрасли правапринято понимать круг обще­ственных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Предметом регулирования норм административного права яв­ляются общественные отношения, формирующиеся в сфере го­сударственного управления, организации и деятельности испол­нительной власти.

Административное право— это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых от­ношений всегда выступает государственный орган (должностное лицо), наделенное государственно-властными полномочиями.

Поэтому административно-правовые отношения — это, как пра­вило, всегда отношения неравенства, субординации, в которых одна сторона — орган, наделенный государственно-властными полномочиями, выступает в качестве управляющего (субъект управления), а другая — в качестве управляемого (объект уп­равления).

Читайте также:  Признание гражданина недееспособным: определение и разновидности

Специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, обусловливает особенности метода административного права.

В зависимости от характера регулируемых общественных от­ношений в теории права выделяют два метода правового воздей­ствия: диапозитивный и императивный.

Диспозитивныйметод правового регулирования, ориенти­рованный на общественные отношения равенства сторон, приме-

няется, как правило, для регламентации отношений, регулиру­емых отраслями частного права. В теории существуют и иные названия этого метода — метод децентрализованного регулиро­вания, гражданско-правовой метод.

Административное право как отрасль публичного права, ре­гулирующая отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически-властными полномочиями, использует метод централизованно­го, императивного регулирования (называемый еще админист­ративно-правовым методом).

Метод императивного регулирования рассчитанна отноше­ния неравенства их участников и односторонность юридически-власт-ных волеизъявлений одной из сторон. Между тем админи­стративно-правовые отношения — это не всегда отношения «вла­сти — подчинения».

Государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизон­тального типа, когда субъекты обладают равным объемом власт­ных полномочий. Именно это обусловливает возможность исполь­зования в механизме административно-правового регулирования элементов диспозитивности.

По мнению профессора Ю.М. Коз­лова, метод административного права нередко используется на началах диспозитивности, т.е.

предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора (без прямых предпи­саний и запретов) образа действий, но обязательно в рамках ус­ловий, предусмотренных административно-правовой нормой.

Ха­рактер требования, зафиксированного в правовой норме, позво­ляет выделить три основных способа (средства) правового регулирования: предписание (обязывание), запрет и дозволение. Предписаниесостоит в возложении юридической обязанно­сти совершения субъектом определенных действий, предусмот­ренных нормой права.

Запрет— это, по сути, тоже предписание, но заключающее­ся в возложении обязанности воздерживаться от совершения оп­ределенных действий.

Дозволение(управомочивание) — это предоставление участ­нику правовых отношений субъективных прав (на совершение определенных действий или на отказ от их совершения по свое­му усмотрению).

Степень использования отраслью права того или иного сред­ства в общем объеме правового регулирования определена осо- бенностями предмета данной отрасли. Механизм администра­тивно-правового регулирования в большей мере использует пред­писания и запреты.

В то же время административное право ис­пользует и дозволение, дающее субъекту либо возможность вы­бора действий, установленных административно-правовой нормой (жесткий вариант дозволения), либо возможность действовать по своему усмотрению (мягкое дозволение).

Таким образом, для регулирования отношений, входящих в предмет административ­ного права, используется метод императивного регулирования, иногда дополняемый элементами диспозитивности.

Основными способами административно-правового регулирования предста­ют предписания и запреты, в меньшей степени используются дозволения.

Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности. Рассматривая вопрос о системе административного права, сле­дует отметить, что в отечественной юридической науке суще­ствуют различные взгляды на понятие «система администра­тивного права».

С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права — под­отрасли — правовые институты — правовые нормы. Традицион­но в отечественной правовой науке административное право вклю­чает две части: общую и особенную. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины.

Общая частьвключает юридические нормы и институты, ре­гулирующие общественные отношения общего характера (прин­ципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д.).

Общая часть содержит институты, устанавливающие админист­ративно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъек­тов административного права, обеспечивающие законность дея­тельности исполнительной власти, регламентирующие принуж­дение по административному праву.

Особенная частьпред­ставляет собой совокупность правовых норм и институтов, регу­лирующих отношения в сферах государственного управления —экономической, социально-культурной, административно-поли­тической. Иной подход к определению системы административ­ного права предлагал профессор А.П. Коренев.

Он считал, что административное право состоит из трех частей. Помимо общей и особенной части он выделял административную юрисдикцию. Эта часть включает правовые нормы и институты, которые опре­деляют административное правонарушение, административную ответственность, а также производство по делам об администра­тивных правонарушениях.

Специфика государственно-управленческой деятельности определяет важную особенность отрасли административного пра­ва. Регулируя широкий круг управленческих отношений, ад­министративно-правовые нормы проникают в сферы действия иных отраслей права. Административное право тесно взаимо­действует с отраслями публичного права.

Наиболее тесные свя­зи прослеживаются между административным и конституци­онным правом.

Конституция РФ устанавливает основы админи­стративно-правового статуса граждан РФ, определяет правовой статус Правительства РФ, основы формирования и деятельнос­ти органов исполнительной власти, разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами.

Согласно Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Нормы административного права, основываясь на конституци­онных положениях, расширяют и конкретизируют их, устанав­ливая административно-правовой статус субъектов администра­тивного права и т.п.

Источники административного права —это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

В законодательном массиве административного права следует выделять:

· общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию РФ), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.);

  • · законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);
  • · международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.
  • Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые-административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (например, постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Как источник права постановления Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию. Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства.

Система и источники административного права

  • Вопросы к зачету по дисциплине «Административное право»
  • Понятие, предмет и метод административно-правового регулирования.
  • Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
  • Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.
  • В предметадминистративного права входят 3 области правоотношений, а именно:
  • 1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
  • 2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

  1. Выделяют следующие методы административного права:
  2. 1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
  3. 2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;
  4. 3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
  5. 4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;
  6. 5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
  7. 6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

Читайте также:  Можно ли продать неприватизированную квартиру, и как это сделать?

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Административное право в правовой системе РФ.

Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Одной из особенностей его является то, что административное право, во-первых, в значительном объеме защищает не только регулируемые им управленческие отношения, но и многие другие общественные отношения (например, финансовые, трудовые, природоохранные и т.п.).

Во-вторых, в ряде случаев оно не только осуществляет правовую защиту иных общественных отношений, но и выступает в роли их регулятора. Российское законодательство широко использует нормы административного права в интересах урегулирования налоговых, земельных, трудовых и других отношений.

Так, именно ими устанавливается порядок взимания налогов, определяются функции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных правовых отраслей (например, энергетического надзора, природоохранных инспекций и т.п.).

Объясняется это тем, что, как уже отмечалось, управленческие по своей сути отношения возникают в сферах, регулируемых не только административным правом. Естественно, что они не могут оставаться вне административно-правово­го регулирования.

Существует тесное взаимодействие административного права с конституционным правом. Нормы последнего закрепляют основы организации и деятельности субъектов исполнительной власти, их взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти, права и свободы граждан, реализуемые в процессе осуществления исполнительной власти, и т.п., т.е.

конституционные начала функционирования исполнительной власти (ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83–88, 102, 103, 110–117, 123, 125 Конституции РФ).

Например, взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным Собранием – представительным и законодательным органом РФ являются государственно-правовыми, регулируемыми конституционными нормами, хотя в них участвует субъект исполнительной власти.

Гражданское и административное право нередко регулируют сходные общественные отношения, имеющие имущественный характер.

Гражданский кодекс РФ содержит по этому поводу достаточно четкое указание: имущественные отношения могут основываться на административном или ином властном подчинении одной сто­роны другой, т.е. быть административными.

Имущественные отношения не договорного, а административного характера обнаруживаются, например, в деятельности органов Министерства государственного имущества РФ (безвозмездная передача объектов федеральной и муниципальной собственности), а также органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке пред­принимательства (распоряжения о принудительном расторжении или изменении хозяйственных договоров) и т.п.

Довольно сложно провести разграничение между административным и финансовым, трудовым, экологическим, предпринимательским правом.

В механизме их соотношения наблюдается следующее: значительная часть относящихся к их предмету общественных отношений фактически регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

Показательно в этом смысле то, что защита таковых отношений осуществляется преимущественно в административно-правовом порядке

  • Система и источники административного права.
  • Административное право, как и любая другая отрасль права, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права.
  • По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы.
  • Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.
  • Другая группа административно-правовых норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления).
  •  По этому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права, например, такие, как институт субъектов административного права, институт государственной службы, институт административного принуждения и т.д.

Особенная часть состоит из разделов, в которых изучается система государственного управления в важнейших сферах, рассматриваются особенности организации государственного управления, сущность отраслевого и межотраслевого государственного управления.

Административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, т.е.

такие группы норм, которые представляют собой совокупность по масштабу действия и объему меньшую, чем отрасль права, и регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений: институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений; институты органов исполнительной власти, государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.

Источники административного права – это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

К числу источников административного права относятся:

1) Конституция РФ, многие нормы которой;

2) законы Российской Федерации (например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и законы ее субъектов (например, Областной закон Ростовской области от 22 января 1997 г. № 35-ЗС «О государственной службе в Ростовской области»);

  1. 3) нормативные Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования;
  2. 4) нормативные Постановления Правительства РФ;
  3. 5) нормативные акты министерств, государственных комитетов, комитетов, агентств и иных федеральных органов и служб Российской Федерации, а также соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  4. 6) нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае предоставления им законом соответствующими государственными полномочиями в рамках положений ст. 132 Конституции РФ;
  5. 7) отчасти также нормативные акты руководителей как государственных, так и негосударственных корпораций, концернов, предприятий и учреждений, которые, однако, носят сугубо локальный, ограниченный рамками данного коллективного образования характер (например, какое-нибудь Положение о рейтинговой системе, утвержденное приказом ректора высшего учебного заведения).

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 121;

newinspire

Понятие, система и формы источников административного права

Понятие источников административного права

Источники административного права — это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права.

  • С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.
  • Система источников административного права
  • Конституция РФ и Федеральные конституционные законы, например, Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие — это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и многие другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (Основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и другие.

  1. Нормативные правовые акты центральных федеральных и субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.
  2. Нормативные правовые акты местных муниципальных органов исполнительной власти также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.
  3. Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность.
  4. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам центральных органов исполнительной власти, принятых в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.
  5. Формы источников административного права
  6. Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты).
  7. Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а не правовыми свойствами каждого из них.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *