Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведения

  • Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведенияМногие из нас хоть раз в жизни пользовались услугами общественного питания и, возможно, были недовольны грязной посудой, неподобающим отношением обслуживающего персонала или медленно продвигающейся очередью.
  • Несмотря на то, что постепенно большие рестораны вытесняются маленькими уютными кафе, в которых предоставляется большое количество различных блюд, а официанты приветливо обслуживают каждого клиента.
  • Однако проблема нарушения правил услуг общественного питания все равно остается актуальной.
  1. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Все регионы РФ: 
  2. +8 (800) 550-59-06

Общие положения по деятельности в сфере общепита

  • Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведенияВся деятельность, связанная с областью общественного питания регламентируется пакетом законопроектов, постановленных Правительством России в 1997 году.
  • Согласно этому законодательству, услугой общественного питания является результат работы граждан и предприятий для удовлетворения потребностей клиентов в питании и проведении досуга.
  • В то же время потребителем сферы общепита является любое лицо (как физическое, так и юридическое), желающее заказать услуги данного направления, исключительно для личного пользования, не преследуя коммерческие цели.
  • Из вышесказанного можно сделать вывод, что предприятием общественного питания является компания, которая берет на себя функции по созданию, реализации и совершенствованию продуктов питания.  

Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведенияНесмотря на то, что дороги ежегодно ремонтируются, жалоб на них не становится меньше. Дорожные проблемы — чуть ли не главная проблема каждого шестого автомобилиста.      

О строительной экспертизе читайте здесь.

  1.   Как уже упоминалось, данный сектор экономики регулируется несколькими законами Российской Федерации, а также другими нормативными документами.
  2. В зависимости от качества оборудования и уровня обслуживания потребителей, все заведения общепита разделяются на некоторые типы (кафе, рестораны, закусочные, столовые и бары). В свою очередь бары и рестораны делят на классы:
  3. Эти классы должны устанавливаться руководством предприятия и полностью соответствовать установленным стандартам.

  Гарантийное обслуживание автомобиля

Классы предприятий в общепите

Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведенияДля того чтобы предприятию был присвоен класс «люкс», помимо высокого уровня обслуживания клиентов, заведение должно предоставлять дополнительные услуги. Торговый зал указанного класса должен быть выполнен в одном художественном стиле и по специальному проекту.

Что касается оборудования и инвентаря, то они должны гармонично сочетаться с внешним видом заведения. Вся печатная продукция, включая ценники и меню, должна изготавливаться на одном предприятии и выполняться в одном эксклюзивном стиле.

Все сотрудники подобного заведения должны обладать специальными знаниями, а также носить одинаковую форму.  

  • Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведенияМногие покупатели сталкиваются в своей жизни с проблемами, связанными с приобретением некачественных товаров или не выполнением заказанных услуг.        
  • О жалобах на дороги читайте здесь.

  Стоит отметить, что предприятия класса «Люкс» предоставляют своим посетителям блюда фирменной и изысканной кухни, а также могут похвастаться уникальной кондитерской продукцией и экзотическими фруктами.

Если же компания претендует на получение «Высшего класса», то клиенты должны получать качественное обслуживание. Кроме того, предметы интерьера и торговое оборудование должны быть выполнены в одном стиле и полностью дополнять друг друга. Работники такого заведения также обязаны носить одинаковую форму, а само помещение должно иметь художественный дизайн.

Как и в предыдущем случае, заведение «Высшего класса» предоставляет своим посетителям изысканные и оригинальные блюда, а также авторские кулинарные произведения.

Наконец, если предприятие хочет соответствовать уровню «Первого класса», то потребители этого заведения должны получать достойный уровень обслуживания. К тому же, подобная компания должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями, иметь специальную вывеску, необходимое оборудование и обычные материалы для упаковки товаров.

Работники такого заведения должны носить санитарную одежду (не обязательно одинаковую), а посетители могут получить блюда стандартной кухни, а также некоторые заказы сложного приготовления.

Примечательно, что любая организация, занимающаяся общественным питанием, независимо от класса и типа, должна полностью соответствовать всем прописанным правилам, согласно которым потребитель должен иметь возможность получить достоверную информацию о количестве и качестве товаров, а также контакты для обратной связи в случае необходимости.

  Правила возврата товара в магазин

  1. Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведенияТак как область общественного питания напрямую связана со здоровьем человека, то для снижения риска различных отравлений сейчас к предприятиям данного направления выдвигаются определенные требования.
  2. Эти условия прописаны в государственных стандартах и специальных федеральных законах.
  3. На сегодняшний день отмечают такие основные критерии для существования заведения общественного питания:
Требования к предприятиям общепита Описание
Сертификация продуктов общего питания Данное определение стоит понимать как процесс подтверждения качества того или иного продукта установленным ранее нормам.Такое соответствие подкрепляется документом, который говорит о том, что вся процедура проходила по всем правилам, а нужный товар полностью соответствует стандарту.
Установленная законом лицензия Опираясь на российское законодательство, можно сказать, что лицензирование – это получение юридическим лицом специального документа, позволяющего заниматься определенным видом деятельности.
Санитарно-гигиенические нормы Так как область общепита напрямую связана с жизнедеятельностью и здоровьем человека, то производимые продукты тщательно проверяются санитарной комиссией, дабы свести риск отравления к минимуму.Санитарным проверкам подвергаются не только продукты питания, но и работники данной области: все сотрудники должны пройти комплексное медицинское обследование и иметь прививки от самых распространенных болезней.
Правила оказания услуг общественного питания На сегодняшний день существуют определенные правила в сфере общественного питания, которые контролируются российским правительством.Отмечается, что здесь прописаны пожарные, санитарные и прочие нормы, соблюдение которых обеспечивает дальнейшую работу того или иного заведения.

Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведенияНа грубое отношение сотрудников ГИБДД, порой хочется ответить с помощью кулака. Но это не законно, поэтому необходимо принять цивилизованные меры и написать жалобу.    

О возврате денежных средств покупателю читайте здесь.

  • Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведенияЕсли с первыми тремя требованиями к организациям общепита практически все понятно, то последнему пункту стоит уделить особое внимание.
  • Стоит отметить, что правила оказания услуг общественного питания прописаны в Федеральном законе России № 1036 от 15 августа 1997 года.
  • Одной из ключевых норм является то, что заведение или предприятие должны предоставлять своим посетителям максимальную информацию об оказываемых услугах. Подобная информация должна включать в себя:
  • полный список предоставляемых услуг;
  • цены на каждый товар и условия оплаты;
  • полный перечень предоставляемых товаров и блюд с указанием всех компонентов;
  • данные о весе или объеме той или иной торговой позиции;
  • образцы нормативных документов, подтверждающих возможность работы заведения;
  • документы о сертификации продуктов и услуг.

Если же предприятие временно прекращает свою деятельность, исполнитель должен незамедлительно предоставить информацию о сроках перерыва и объяснить причины.

Опираясь на указанный ранее законопроект, стоит отметить, что каждый посетитель должен иметь возможность ознакомиться с прейскурантом, меню и перечнем дополнительных услуг, независимо от того, находится ли он внутри помещения или на специальной площадке, если такая имеется.

Кроме того, каждый покупатель имеет право получить дополнительные сведения о качестве предоставляемых товаров, а также о методах приготовления того или иного блюда. Но стоит отметить, что получить подобную информацию можно только в том случае, если она не является коммерческой тайной.  

  1. Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведенияОсновной задачей современной промышленности является производство широкого спектра разнообразных и качественных товаров для удовлетворения различных потребностей населения.        
  2. О жалобе в ГИБДД читайте здесь.

  Проверка качества товара

Обзор правил оказания услуг общественного питания в 2020 году

В наше время распространены различные предприятия общественного питания. Это и кафе, и рестораны, и предприятия быстрого питания. Люди даже умудряются продавать еду с тележек и переносных столиков. Все они в обязательном порядке должны соблюдать правила оказания услуг общественного питания. Однако не все простые обыватели знают, что это за правила оказания услуг общественного питания.

Кто устанавливает санитарные правила для предприятий общественного питания? Существуют ли правила по охране труда в общественном питании в 2020 году? Какое постановление об утверждении правил оказания услуг общественного питания в 2020 году считается основополагающим? Как можно проверить, что в любимом вами заведении розничной или оптовой торговли продуктами соблюдаются эпидемиологические нормы? В настоящее время очень много людей в силу своей занятости на работе или просто в силу финансовой обеспеченности питаются вне дома. Нередки и случаи отравлений в результате предоставления услуг розничной торговли готовыми блюдами и полуфабрикатами из-за несвежих продуктов. Или из-за недобросовестного персонала, нарушившего нормы безопасности в процессе обработки или приготовления продуктов.

Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведения

Если у вас возникли опасения или подозрения в том, что по известным вам организациям общественного питания нарушаются нормы законодательства в сфере общественного питания, обращайтесь за юридической помощью к консультантам сайта.

Ответы на свои вопросы и сомнения вы получите в режиме онлайн совершенно бесплатно.

Общие сведения

Основным документом, регулирующим работу организации общественного питания в 2020 году, является правительственное постановление под номером 1036, название которого говорит само за себя (об утверждении правил оказания…). Данная норма закона разрабатывалась с учетом положений закона, защищающего права потребителей.

В данном случае под потребителем понимается человек, который пользуется услугами общепита. Соответственно, организация или предприниматель, который оказывает услуги общепита, является исполнителем.

В соответствии с постановлением 1036, которое вы можете скачать с нашего сайта, исполнитель, чтобы заниматься подобной деятельностью должен соблюсти ряд правил, в том числе и соблюдать эпидемиологические нормы.

От того насколько добросовестно организации общепита будут относиться к выполнению всех необходимых требований будет зависеть не только количество их клиентов, но и здоровье людей, питающихся в их заведении.

Нарушение исполнителем норм постановления 1036 и закона, защищающего права потребителей в 2020 году может привести исполнителя к административной и даже уголовной ответственности.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, не нужно рубить сгоряча и устраивать самосуд.

Вы можете обратиться к юристам за бесплатной консультацией и защитить свои гражданские права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Краткий обзор правил

Давайте рассмотрим вкратце нормы работы и безопасности, которые предъявляются к объектам общепита в соответствии с постановлением правительства под номером 1036 (в том числе и к организациям и к индивидуальным предпринимателям):

  • режим дня предприятия общепита устанавливают самостоятельно;
  • если организациям общепита необходимо закрыться на время (например, для переоборудования или ремонтных работ), они обязаны известить потребителя о точных сроках проведения данных работ и обозначить дату, когда исполнитель снова начнет свою деятельность);
  • объектам общепита разрешается устанавливать порядок поведения клиентов (нельзя с животными, нельзя курить, форма одежды и т.д.) с условием, что этот порядок не будет ущемлять законные права потребителей;
  • соблюдение противопожарной безопасности в помещении, где люди принимают пищу, в помещениях, где эту пищу готовят и в остальных подсобных помещениях, обязательно необходимо соблюдать как клиентам, так и сотрудникам предприятия общепита;
  • предоставление клиенту ассортимента на выбор исполнителя, но не противоречащего нормативной документации;
  • соблюдение правил экологической безопасности;
  • соблюдение правил безопасности здоровья и жизни во время рабочего процесса и обслуживания клиентов;
  • наличие книги, в которую посетители смогут записывать свои жалобы и предложения;
  • наличие информационного стенда, с помощью которого до потребителя будет доведена вся необходимая информация (о правилах оформления уголка потребителя вы можете прочитать на нашем сайте);
  • установление единой стоимости для всех посетителей, за исключением посетителей, попадающих под льготные категории;
  • предоставление потребителю возможности предварительного заказа
  • соблюдение норм хранения и обработки продуктов и т.д.
Читайте также:  Какими социальными гарантиями могут воспользоваться полицейские

С более подробными требованиями осуществления услуг общепита вы можете ознакомиться, скачав с нашего сайта постановление 1036 и закон о правах потребителей.

Права и обязанности посетителей

Потребитель услуг общепита (организации, которые относятся к объектам розничной торговли) в случае оказания этих услуг некачественно или в неполном объеме в 2020 году имеет право:

  • изменить срок предоставления услуги (что очень неудобно для тех, кто ходит в общепит в обеденное время или заказывает еду непосредственно в офис);
  • отказаться от заказа;
  • потребовать снижения стоимости;
  • потребовать возместить все убытки, полученные в процессе осуществления организациями общественного питания своих услуг;
  • потребовать выплаты неустойки, которая составляет три процента от суммы заказа за каждый час просрочки);
  • в случае отсутствия возможности разрешения конфликта в добровольном порядке, обратиться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеперечисленные пункты дают право покупателю защищать свои интересы за исключением случаев, когда объектам общепита не удалось осуществление своих услуг из-за чрезвычайных обстоятельств или нарушений со стороны самого потребителя.

Однако закон устанавливает не только права, но и обязанности клиентов предприятий общественного питания:

  • своевременная оплата в полном объеме сделанного заказа;
  • соблюдение правил поведения в помещениях, принадлежащих организациям общественного питания;
  • сохранение имущества, принадлежащего организациям общественного питания;
  • соблюдение правил безопасности (эпидемиологические, санитарные, гигиенические, противопожарные и т.д.).

В случае недостойного и недопустимого поведения покупателя сотрудники общепита имеют право также обратиться в правоохранительные или судебные органы. В случае возникновения конфликтных ситуаций с сотрудниками общепита, которые вы не в состоянии решить самостоятельно вы всегда можете обратиться за помощью к консультантам нашего сайта.

Консультирование нуждающихся в помощи проводится в онлайн режиме посредством формы обратной связи совершенно бесплатно.

Центр Технологий Общественного Питания

Правила оказания услуг общественного питания: требования к предприятиям и другие сведения

Деятельность лиц в сфере оказания услуг общественного питания является предпринимательской и подлежит государственной регистрации с получением соответствующего статуса.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) и её территориальные органы является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим госрегистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Порядок госрегистрации изложен в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов устанавливает Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания»

(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 475-ст). Настоящий стандарт распространяется на предприятия общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

О начале осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляет Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы – Роспотребнадзор.

Уведомительный порядок предпринимательской деятельности регулируют Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584)

(с изменениями от 14 апреля, 23 октября 2010 г.)

При подборе помещения важно изучить все его технические характеристики.

Если объект изначально не приспособлен для эксплуатации под предприятие общественного питания, то есть его технические характеристики не соответствуют требованиям, то устранить нарушения санитарных норм и правил впоследствии будет невозможно, что может привести к запрещению деятельности объекта.

Выделенная электрическая мощность помещения должна соответствовать выбранной концепции, примерный перечень оборудования должен быть уже в наличии. Просчитав суммарную потребляемую мощность объекта, решается вопрос об аренде или покупке.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, имея документ на право пользования помещением, подают в Администрацию (Управу и т.п.) города заявление о внесении предприятия в Реестр предприятий торговли, общественного питания.

Под реестром предприятий торговли, общественного питания (далее — Реестр), понимается единая городская информационная система, содержащая перечень предприятий оптовой, розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сведения об их расположении, специализации, принадлежности, предоставляемых услугах.

Внесению в Реестр подлежат предприятия общественного питания: рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Под Свидетельством о внесении предприятия в Реестр понимается документ, подтверждающий внесение предприятия в Реестр.

Форма Свидетельства о внесении предприятия в Реестр утверждается заместителем главы Администрации, курирующим вопросы торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

При размещении предприятия питания возможно переустройство помещения. Переустройство должно производиться по проекту, выполненному организацией, имеющей лицензию на соответствующие виды проектных работ.

Проектная документация объектов хозяйственной деятельности по изготовлению продукции и оказанию услуг общественного питания должна соответствовать Санитарно-эпидемиологические правилам, Федеральному закону ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 31.12.2005), а также приведенным ниже СНиПам и СанПиНам:

  • СНиП 2.08. 02-89 Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения;

Требования к предприятиям общественного питания

Предприятия общественного питания, так популярные сегодня, позволяют современному человеку максимально удовлетворить свои потребности: питание, отдых, праздники, приятное времяпрепровождение.

Однако, услуги общественного питания могут представлять и потенциальную угрозу человеку в виде некачественной продукции и условий. В целях исключения возможности нанесения вреда здоровью людям всем предприятиям общественного питания государство предъявляет специальные требования.

Такие требования заключены и в федеральных законах, и в специальных государственных стандартах.

К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общественного питания, относятся:

  • наличие необходимых лицензий, установленных законом;
  • сертификация продукции общепита;
  • санитарно-гигиенические правила;
  • правила оказания услуг общественного питания.

ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.

Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Положения статьи 17 указанного закона не требуют наличие лицензии на оказание услуг общепита, то есть, иначе говоря, на ведение такого вида предпринимательской деятельности лицензия не нужна.

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

  • В статье 41 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.
  • Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 также указывают на то, что услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации.
  • На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается и в Письме Минздрава России от 22 мая 2002 года №2510/5140-02-32 «О санитарно — эпидемиологической экспертизе продукции».
  • Ранее введение обязательной сертификации услуг общественного питания было подтверждено совместным >Письмом Госстандарта России №230-7/431, Роскомторга №1-1177/32-7 и Госкомсанэпиднадзора России от 7 сентября 1995 года «О введении обязательной сертификации услуг общественного питания», которое не утратило своего действия и в настоящее время.

Кроме того, до недавнего времени, порядок сертификации услуг общественного питания устанавливался Федеральным законом от 10 июня 1993 года №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», однако с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»>, он утратил силу. Начиная с 01 июля 2003 года основным нормативным документом, определяющим новые подходы к системе сертификации продукции (работ, услуг) является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно данному закону услуги общественного питания также подлежат обязательной сертификации.

Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых предприятием общепита услуг определенным стандартам.

Данное соответствие подтверждается путем выдачи документа в письменной форме – сертификата соответствия, свидетельствующего о том, что предоставляемые предприятием общественного питания услуги, соответствуют установленным требованиям.

Сертификация продукции общепита осуществляется в целях:

  • создания необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а так же для их участия в международном экономическом сотрудничестве;
  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителей от некачественной продукции;
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

Сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством России. Добровольная же сертификация проводится по собственной инициативе заявителя.

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

  • ГОСТ Р 50762-95;
  • ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №199>;
  • ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №200.
  1. В Письме Роскомторга от 11 июля 1995 года №1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания»> указывается на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.
  2. Все вышеприведенные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.
  3. Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для организаций общественного питания различных организационно — правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.
  4. К нормативной документации, регулирующей работу предприятий общественного питания, отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.
  5. В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.
  6. Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно самим предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.
Читайте также:  Как написать исковое заявление в суд? требования к исковому заявлению

Нужно отметить, что сертификация — процедура не бесплатная. В бухгалтерском учете затраты на проведение сертификации включаются в расходы организации в том отчетном периоде, к которому они относятся. Таково требование Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99).

Однако, так как сертификат соответствия выдается на определенное количество лет (для услуг общепита этот срок составляет не более 3-х лет), то и затраты на сертификацию нужно включать в состав затрат организации в течение всего этого срока.

Первоначально, расходы на сертификацию в бухгалтерском учете необходимо учесть на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В отношении налогового учета, расходы на сертификацию относятся к прочим расходам организации, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это следует из пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

В связи с тем, что продукция общественного питания напрямую связана со здоровьем и жизнедеятельностью человека, то соответственно изготовляемые предприятиями общественного питания пищевые продукты должны соответствовать установленным санитарным правилам.

Такие правила установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а именно:

СанПиН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06 ноября 2001 года;

СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденными Главным государственным санитарным врачом России от 06 ноября 2001 года.

Нужно отметить, что санитарные требования предъявляются не только к продукции, изготавливаемой предприятием общественного питания, но и к ее персоналу.

Так работники общественного питания в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязаны проходить специальное медицинское обследование.

Таково требование статьи 213 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).

Кроме того, аналогичное требование закреплено в статье 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»>.

Результаты медицинского осмотра и гигиенической аттестации сотрудников предприятия общественного питания вносятся в личные медицинские книжки работников. Необходимость наличия такой книжки установлена Приказом Минздрава России от 14 апреля 2000 года №122 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов».

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации. Для сферы общественного питания такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036.

Согласно данным Правилам все организации общественного питания, независимо от организационно-правовой формы обязаны соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технических и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды.
 

Порядок оказания услуг общественного питания — Студопедия

Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаково для всех потребителей, за исключением тех случаев, когда Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Феде­рации допускается предоставление льгот для отдельных категорий по­требителей.

Также исполнитель обязан оказывать услуги не выборочно, а лю­бому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услу­гу, на условиях, согласованных сторонами.

Потребитель имеет право сделать предварительный заказ, который должен быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потре­бителя, вид и цена услуги, условия оплаты, дата приема и исполнение заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также пу­тем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи. Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.

Обычно в ресторанах потребители оплачивают счета перед ухо­дом из зала или после подачи холодных блюд и закусок, но исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату услуг после отбора блюд либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости потребителю выдается документ, подтверждающий оплату (кассовый чек, счет или другие виды).

При обслуживании официантами оплата за отпущенную продук­цию производится по выдаваемому счету.

Потребитель имеет право в любое время потребовать меню и сверить с ним счет, а также проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания.

В то же время в обязанности исполнителя входят постоянный контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов.

К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом про­изводства продукции общественного питания и обслуживанием потре­бителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов. Контроль за соблюдением Правил осуществляется Государственной инспекцией по торговле, ка­честву и защите прав потребителей, Государственным антимонополь­ным комитетом Российской Федерации.

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель может предложить потребителю другие услуги, носящие возмездный ха­рактер: цветы, сувениры, фото и др. Но эти, отдельно оказываемые услу­ги, не должны навязываться потребителю, который вправе отказаться от них, и если они были предварительно оплачены, потребитель имеет пра­во потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору: назначить ис­полнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен при­ступить к оказанию услуги и (или) закончить оказание услуги, и потре­бовать уменьшение цены за оказываемую услугу; расторгнуть договор об оказании услуги.

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услу­ги. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для удовлетворения соответствующих требова­ний потребителя.

  • Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если ис­полнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие форс-мажорных обстоятельств или по вине потребителя.
  • Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
  • • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;
  • • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, вклю­чая продукцию общественного питания;
  • • безвозмездного повторного изготовления продукции общест­венного питания надлежащего качества.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и по­требовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или если им обнаружены отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Продажа продукции сервис-бара (алкогольных напитков, покуп­ных кондитерских и табачных изделий) и других видов продовольствен­ных и непродовольственных товаров производится в соответствии с пра­вилами продажи отдельных видов товаров.

Правила продажи алкоголь­ной продукции на территории Российской Федерации утверждены по­становлением Правительства РФ от 19 августа 1996г. № 987 (с измене­ниями и дополнениями от 16 ноября 1996г., 14 июля 1997г., 13 октября 1999г.

, 2 ноября 2000г.).

Продажа алкогольной продукции в ресторане, баре осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Потребителю должна быть представлена информация о номере лицензии, сроке ее действия и орга­не, выдавшем ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

  1. Работники ресторана (сомелье, бармен или официант) обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения по­требителей необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алко­гольной продукции.
  2. Эта информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:
  3. • наименование и цена алкогольной продукции;
  4. • данные, подтверждающие проведение сертификации алко­гольной продукции;
  5. • наименование производителя (юридический адрес) и страна происхождения алкогольной продукции;
  6. • государственные стандарты, требованиям которых алкоголь­ная продукция должна соответствовать;
  7. • объем алкогольной продукции в потребительской таре;
  8. • наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;
  9. • содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями госу­дарственных стандартов);
  10. • противопоказания к применению алкогольной продукции, дата изготовления и срок годности.
  11. Продавец этой продукции, в том числе импортной, должен иметь товарно-транспортную накладную, заверенную подписью и печатью из­готовителя или поставщика, и сертификат соответствия по каждому на­именованию продукции с указанием учетного и регистрационного но­меров, срока его действия и органа, выдавшего сертификат (указанная ин­формация должна быть представлена потребителю по его требованию).
  12. Не допускается продажа алкогольной продукции:
  13. • без марок акцизного сбора;
  14. • без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;
  15. • без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии товарно-транспортной накладной или гру­зовой таможенной декларации в отношении импортной ал­когольной продукции или их копий, заверенных в устано­вленном порядке);
  16. • некачественной и опасной для здоровья людей (не соответ­ствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности);
  17. • не соответствующей конкретному виду и наименованию ал­когольной продукции;
  18. • с неустановленными сроками годности для продукции, на ко­торую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности;
  19. • упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют тре­бованиям государственных стандартов;
  20. • с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа «тетрапак»;
  21. • лицам, не достигшим возраста 18 лет;
  22. • в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
  23. Перед продажей алкогольной продукции официант или бармен обязан проверить ее качество по внешним признакам (наличие этикет­ки, чистота бутылки, признаки боя — скол горлышка бутылки, трещи­ны, повреждение укупорки, помутнение, наличие осадка, кроме кол­лекционных вин).
Читайте также:  Как оформить земельный пай в собственность: что для этого нужно

В ресторанах и барах в картах вин должны быть указаны:наиме­нование напитка, его характеристика, емкость бутылки, цена за всю ем­кость бутылки, а также за 100 или 50 граммов.

Рабочие места буфетчи­ков, барменов, осуществляющих продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудова­нием, мерным инвентарем, посудой.

Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин.

  • Потребитель, которому продана алкогольная продукция ненадле­жащего качества, если оно не было оговорено официантом или барме­ном, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара това­ром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
  • Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
  • Но требованию потребителя ему предоставляется книга отзывов и предложений.
  • За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребите­лей».

Требование специальных законодательных актов РФ должны со­блюдаться всеми предприятиями общественного питания независимо от их организационно-правовой формы, а также предпринимателями. Правила оказания услуг общественного питания должны иметься во всех предприятиях общественного питания и в наглядной, доступной форме доводиться до сведения потребителей.

Вопросы, связанные с оказанием услуг в сфере общественного питания

1. Вопрос: Какими нормативными правовыми актами регулируется оказание услуг общественного питания?

Ответ: К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих оказание услуг общественного питания, можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и Прав

ила оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997г. №1036.

2. Вопрос: Где могут оказываться услуги общественного питания?

Ответ: Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных, предприятиях быстрого обслуживания, буфетах, кафетериях, кофейнях, магазинах кулинарии.

3. Вопрос: Как и кем определяется тип предприятия общественного питания, а также класс ресторана или бара?

Ответ: Типы мест общественного питания, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 475-ст.

4. Вопрос: Кем определяется режим работы исполнителя (ресторана, кафе, бара и т.п.)?

Ответ: Режим работы исполнителя — государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Режим работы исполнителя — организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

5. Вопрос: Должен ли исполнитель в случае временного приостановления оказания услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) своевременно предоставить потребителю информацию о дате и сроках приостановления своей деятельности?

Ответ: Да, должен.

6. Вопрос: Вправе ли исполнитель установить свои правила пребывания в местах оказания услуг общественного питания, например, ограничить возможность курения?

Ответ: Да, вправе. В соответствии с п.5 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

7. Вопрос: Обязан ли исполнитель иметь книгу отзывов и предложений?

Ответ: Да, обязан. Согласно п.8 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

8. Вопрос: Какая информация об исполнителе должна быть доведена до потребителя?

  • Ответ: Исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.
  • Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
  • Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
  • Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах.

9. Вопрос: Какая информация об оказываемых услугах должна быть доведена исполнителем до потребителя?

Ответ: В соответствии с п.12 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, которая должна содержать:

  • перечень услуг и условия их оказания;
  • цены в рублях и условия оплаты услуг;
  • фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
  • сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
  • сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
  • обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

10. Вопрос: В каком виде должна быть доведена информация о продукции и об услугах до сведения потребителей?

Ответ: Данная информация доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

11. Вопрос: Какая информация должна быть указана в «карте бара», «винной карте»?

Ответ: В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

12. Вопрос: Имеет ли потребитель право ознакомиться с меню, прейскурантами и условиями обслуживания вне зала обслуживания?

Ответ: Да, имеет.

13. Вопрос: Должны ли быть условия оказания услуг одинаковыми для всех потребителей?

Ответ: Да, должны. В соответствии с п.16 Правил оказания услуг общественного питания условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

14. Вопрос: Обязан ли исполнитель предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания?

Ответ: Да, обязан.

15. Вопрос: Обязаны ли работники кухни, а также официанты места оказания услуг общественного питания проходить какое-либо специальное обучение и медицинский осмотр?

Ответ: В соответствии с п.23 Правил оказания услуг общественного питания к оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.

16. Вопрос: Вправе ли исполнитель оказывать иные услуги за плату (например, услуги ведущего, музыкальное сопровождение и т.п.)?

Ответ: Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги. Однако без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату исполнитель не вправе. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

17. Вопрос: Каковы права потребителя при нарушении сроков исполнения предварительного заказа?

Ответ: В соответствии с п.25 Правил оказания услуг общественного питания при нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;
  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

18. Вопрос: Каковы права потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги?

Ответ: Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;
  • безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

19. Вопрос: Вправе ли потребитель отказаться от заказанной им услуги?

Ответ: Да, вправе, но только при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.

20. Вопрос: Кто осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением Правил оказания услуг общественного питания?

Ответ: Контроль за соблюдением Правил оказания услуг общественного питания осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальными органами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *