Госпошлина в налоговом кодексе: основные статьи и правила

Государственная пошлина — понятие и элементы

Госпошлина в налоговом кодексе: основные статьи и правилаСогласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

При установлении государственной пошлины законодатель определил следующие элементы ее взимания:

Налоговым кодексом РФ также установлены особенности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины, осуществления возврата (зачета) государственной пошлины, а также порядок осуществления налоговыми органами проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины.

Некоторые элементы юридического состава государственной пошлины установлены законодателем только в отношении оплаты конкретного вида юридически значимого действия. Так, например, при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина исчисляется исходя из цены иска. Цена иска в данном случае носит характер «налоговой базы».

Такой же характер носит сумма договора при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров нотариусами государственных нотариальных контор и уполномоченными должностными лицами; стоимость имущества, на которое переходят по наследству имущественные права при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию или по закону.

Плательщики государственной пошлины

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Понятия физических лиц и организаций раскрывается в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. К физическим лицам причисляются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

К организациям Налоговый кодекс РФ относит российские и иностранные организации. Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством.

К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст. 11 Налогового кодекса).

Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:

  • в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Объекты взимания государственной пошлины

  • Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины.
  • Юридически значимые действия — это такие действия, с совершением которых закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей у заинтересованного лица.
  • С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены следующие действия:
  • действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;
  • действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
  • действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
  • нотариальные действия;
  • действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
  • действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
  • действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;
  • государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.

Государственной пошлиной не облагаются вышеуказанные юридически значимые действия, если они совершаются, во-первых, консульскими учреждениями, а во-вторых, частными нотариусами.

За совершение указанных действий консульскими учреждениями взимается не государственная пошлина, а иной платеж — консульский сбор (п. п. 1, 2 ст. 333.16 НК РФ и п. 9 Указа Президента РФ N 1330 от 5 ноября 1998 г. «Об утверждении Положения о консульском учреждении РФ»).

Что же касается нотариусов, занимающихся частной практикой, то они вместо государственной пошлины взимают нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 333.24 НК РФ и абз. 2 ст. 22 Основ законодательства РФ «О нотариате»).

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу, которое соответствует принципу — без уплаты сбора не может быть совершено юридическое действие, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий), или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В главе 25.3 НК содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

  • лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ);
  • при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ);
  • при доплате государственной пошлины в случае увеличения истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ);
  • при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

При обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов государственная пошлина уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение (подп. 5.1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Кроме того, при предъявлении ювелирных, других бытовых изделий на опробование и клеймение, при предъявлении различных предметов и материалов на экспертизу, при проведении экспертизы на территориях музеев и экспертизы драгоценных камней по запросу правоохранительных органов государственная пошлина уплачивается до выдачи соответственно изделий или результатов экспертизы (п. 1 ст. 333.32 НК РФ).

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленном ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Пункт 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ воспроизводит один из основных принципов исполнения налоговой обязанности, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Данное положение полностью распространяется на плательщиков сборов (п. п. 1, 5 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена (п. 18 указанного информационного письма).

Исключения из принципа непосредственной уплаты государственной пошлины лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия, установленные Налоговым кодексом РФ, составляют случаи, когда государственная пошлина уплачивается правопреемником замененной по определению суда стороны по делу, если она не была уплачена замененной стороной (п. 5 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ).

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий.

Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ).

Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Из п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ следует, что факт уплаты государственной пошлины подтверждается квитанцией или платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

Высший Арбитражный Суд РФ в разъяснениях по применению главы 25.

3 Налогового кодекса конкретизировал понятие «отметка банка об исполнении платежного поручения» (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2005 г.

N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ»). Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены:

  • в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа);
  • в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П).

Учитывая рекомендательный характер данных Высшим Арбитражным Судом РФ разъяснений, некоторые федеральные арбитражные суды принимают в качестве доказательств факта уплаты государственной пошлины не только платежное поручение с подлинной отметкой банка о списании со счета плательщика денежных средств, но и платежное поручение и выписку из лицевого счета плательщика (Постановление ФАС ВСО от 11.01.2006 по делу N А78-2488/05-С1-1/85-Ф02-6657/05-С2).

В зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий Налоговым кодексом РФ установлен ряд особенностей уплаты государственной пошлины, а именно:

  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены ст. 333.20 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены ст. 333.22 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий установлены ст. 333.25 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, установлены ст. 333.27 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, установлены ст. 333.29 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора установлены ст. 333.32 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации установлены ст. 333.34 Налогового кодекса РФ.

Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. N 03-05-06-03/41266 разъяснено, что взимание с плательщиков государственной пошлины комиссионного сбора за исполнение поручений по ее перечислению в бюджетную систему Российской Федерации через банковские терминалы является неправомерным, так как:

  • согласно пункту 1 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации;
  • при этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ);
  • правила, установленные статьей 60 НК РФ, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 60 НК РФ);
  • под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 8 НК РФ).

Недопустимо взимать комиссию и в том случае, когда госпошлина уплачивается за счет электронных денег налогоплательщика (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. № 03-05-06-03/41141).

Читайте также:  Уехать в канаду на пмж из россии: подготовительные этапы, документы, преимущества и недостатки

Глава 25.3 НК РФ Государственная пошлина

Глава 25.3 НК РФ Государственная пошлина

Комментарии к главе 25.3 Налогового кодекса РФ — Государственная пошлина

Государственная пошлина (госпошлина) представляет собой прямой налог на совершение широкого спектра действий, связанных с интересами и функциями государства. История этого сбора уходит корнями в античные времена, когда в Древнем Риме уполномоченная аристократия у власти учреждала плату за проезд, пользование акведуками, торговлю и судебные тяжбы.

Сегодня оплата госпошлины напрямую связана с обращением граждан в государственные структуры, которые совершают определённые действия в интересах обратившегося лица. Все знаковые моменты, включая размер уплачиваемых сборов, описываются в главе 25 Налогового Кодекса РФ.

Когда потребуется уплата государственной пошлины

Согласно НК РФ госпошлина уплачивается при совершении следующих действий:

  • подача исковых заявлений в суды различных инстанций и юрисдикций;
  • удостоверение актов гражданского состояния;
  • ходатайство о выдаче судебного приказа;
  • получение/выход из гражданства;
  • регистрация прав собственности;
  • регистрация собственных продуктов и авторских прав;
  • выдача патентов на изобретения;
  • регистрация общественных организаций;
  • регистрирование медицинских препаратов и изделий индустрии здравоохранения;
  • постановка автотранспорта на государственный учёт;
  • выдача паспортов РФ;
  • услуги нотариата;
  • выпуск ценных бумаг

Отдельно стоит отметить необходимость уплаты государственной пошлины за использование в названии брендов и компаний слов «Россия» и «Российская Федерация».

Как оплатить государственную пошлину

  1. Сначала нужно узнать размер пошлины, который указывается в соответствующих статьях НК РФ. Например, оплата обращений в суды различной юрисдикции и инстанций определяется статьёй 333.19.
  2. Особое внимание при заполнении квитанции следует обратить на Код Бюджетной Классификации (КБК).

    Этот классификатор зачастую имеется в банках, а в случае отсутствия вам следует обратиться в организацию, которая рассматривает ваше обращение.

  3. Самым удобным местом для уплаты государственной пошлины считается Сбербанк РФ, в котором имеются все Коды бюджетной Классификации.

  4. При уплате пошлины необходимо иметь с собой общегражданский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность для внесения правильных данных в банковскую квитанцию.

При подаче заявлений и исков, оценить которые не представляется возможным, в 2017 году взимается госпошлина в размере 300 рублей.

Кассационная жалоба или апелляция потребует перечисления в бюджет 150 рублей. Если речь идёт об исках и требованиях, связанных с материальными ценностями и имуществом, размер пошлины будет напрямую зависеть от заявленной в документах суммы.

Размер госпошлины для физических лиц существенно ниже, чем для организаций. В этом моменте олицетворяется дифференцированный подход государства к заявителям с разными финансовыми возможностями. В статье 333.41 определяется возможность рассрочки уплаты госпошлины лицами, не имеющими возможность сделать это единым платежом.

Когда можно вернуть госпошлину согласно НК РФ

Процедура возврата суммы установлена в статье 333.40 НК РФ и затрагивает следующие случаи:

  • ошибочная уплата или переплата;
  • отказ судебной инстанции в рассмотрении поданного иска, ходатайства, заявления;
  • отказ плательщика от совершения юридически значимых действий, требующих уплаты госпошлины

Ошибочно уплаченная государственная пошлина может быть зачтена в счёт других платежей этой категории. Половину (50%) платежа можно вернуть в случае заключения истцом мирового соглашения и при подаче заявления с просьбой прекратить процедуру государственной регистрации имущественных прав.

Глава 25.3 "Государственная пошлина"

Глава 25.3 «Государственная пошлина»

Введена Федеральным законом от 02.11.04 № 127-ФЗ

Большинство сборов (за исключением сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) с 1 января 2005 года будут взиматься в соответствии с главой 253 НК РФ в качестве госпошлины. При этом в некоторых случаях размеры платежей увеличатся.

Текст документа (в формате doc.)

Новая глава 25.3 «Государственная пошлина» введена в НК РФ Федеральным законом от 2 ноября 2004 г .

№ 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (опубликован в этом номере «ДК» на стр.

39) и вступает в силу с 1 января 2005 года. С этой даты размер и порядок уплаты обязательных платежей при обращении в суды, нотариат, государственные органы за получением разрешений (лицензий) или регистрацией будет установлен этой главой.

ПОШЛИНЫ И СБОРЫ

Глава объединила в себе как платежи, которые сейчас уплачивают в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г . № 2005-1 «О государственной пошлине» (далее — Закон № 2005-1), так и большинство действующих сборов (например, лицензионные сборы). С 1 января 2005 года все они будут именоваться государственной пошлиной.

А название «сбор» сохранит только один — сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (п. 9 ст. 13 НК РФ). Напомним, что статьи 12-15, 18 НК РФ, устанавливающие виды и перечень налогов и сборов в РФ, будут действовать с 1 января 2005 года. До 1 января 2005 года виды и перечень налогов и сборов установлены статьями 19-21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г .

№ 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ

Государственная пошлина является сбором, то есть платежом за совершение государственными органами юридически значимых действий. Поэтому платить ее надо до обращения в госорган. А при обращении представить документ, подтверждающий уплату госпошлины. Это является одним из условий совершения в отношении обратившегося действий.

Общие сроки уплаты госпошлины установлены пунктом 1 статьи 333.18 НК РФ. Но по ходатайству заинтересованного лица суд может перенести уплату госпошлины на срок до шести месяцев (ст. 333.41 НК РФ).

Сейчас суды допускают уплату госпошлины за заявителя третьим лицом (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г .

№ 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине»; далее — постановление № 6).

Однако с нового года НК РФ обязывает заплатить госпошлину то лицо, которое обращается за совершением юридически значимых действий (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

ОБРАЩЕНИЕ В СУД

Обязательные платежи при обращении в суд и сейчас называются государственной пошлиной. На практике существенных изменений порядка уплаты госпошлины не произойдет.

Однако размеры пошлины с 1 января 2005 года изменятся. За имущественные требования они немного снизятся, а за неимущественные — повысятся.

Размер пошлины

Новые размеры госпошлины установлены статьей 333.19 НК РФ для обращения в суды общей юрисдикции или к мировым судьям и статьей 333.21 НК РФ для обращения в арбитражные суды.

Напомним, что споры, не связанные с предпринимательской деятельностью, с участием хотя бы одного физического лица — не предпринимателя рассматривают суды общей юрисдикции. А экономические споры и дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — арбитражные суды. Мы будем рассматривать только случаи обращения в арбитражный суд.

Рассчитаем госпошлину при обращении в арбитражный суд по имущественному спору.

ПРИМЕР 1

Организация-поставщик собирается подать в арбитражный суд заявление о взыскании с покупателя неоплаченного долга за поставленную продукцию. Цена иска (сумма долга плюс штрафные санкции и проценты) составляет 800 000 руб.

1. Если исковое заявление подается до 1 января 2005 года, размер госпошлины в этом случае составит 11 600 руб. плюс 1% от суммы свыше 500 000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона № 2005-1). Размеры госпошлины в Законе № 2005-1 неденоминированы. Но в примере мы приводим цифры уже с учетом деноминации.

Госпошлина составит: 11 600 руб. + ((800 000 руб. — 500 000 руб.) х 1%) = 14 600 руб.

2. Если исковое заявление подается после 1 января 2005 года, госпошлина будет 11 500 руб. плюс 1% от суммы свыше 500 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

То есть 11 500 руб. + ((800 000 руб. — 500 000 руб.) х 1%) = 14 500 руб.

  • Если вы подаете заявление, содержащее требования как имущественного, так и неимущественного характера, пошлину надо платить одновременно за оба требования.
  • ПРИМЕР 2
  • Организация после 1 января 2005 года подает в суд заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции о бесспорном взыскании налога и пеней, а также о возврате излишне взысканной суммы налога и пеней на сумму 300 000 руб.

Требование о признании недействительным ненормативного акта налоговой инспекции (решения) — неимущественное. Размер госпошлины с 2005 года за это требование для организаций — 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). До 1 января 2005 года размер госпошлины за такое требование составляет 1000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона № 2005-1).

Требование о возврате излишне взысканного налога — имущественное. Размер госпошлины с 2005 года за него 3500 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). До 1 января 2005 года размер госпошлины за такое требование составляет 3600 руб. плюс 2% от суммы свыше 100 000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона № 2005-1).

Размер госпошлины в 2005 году за имущественное требование составит: 3500 руб. + ((300 000 руб. — 100 000 руб.) х 2%) = 7500 руб.

Всего за оба требования в 2005 году надо будет заплатить госпошлину в размере 9500 руб. (2000 руб. + 7500 руб.).

Если в ходе судебного разбирательства размер требований возрастет или добавятся новые требования (говоря юридическим языком, изменится предмет иска), госпошлину нужно будет доплатить.

Порядок уплаты

Госпошлину за обращение в суд нужно заплатить до подачи искового заявления. Документ об уплате госпошлины (квитанцию или платежное поручение) надо приложить к исковому заявлению (п. 2 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Иначе арбитражный суд оставит исковое заявление без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ) и назначит срок на устранение этого недостатка.

Если же в этот срок заявитель так и не представит в суд документ об уплате госпошлины, суд просто возвратит заявление и не будет его рассматривать (подп. 4 п. 1 ст. 129 АПК РФ).

Но если заявитель находится в затруднительном имущественном положении, одновременно с исковым заявлением (или жалобой) можно подать ходатайство об уменьшении госпошлины или об отсрочке (рассрочке) ее уплаты. К ходатайству надо приложить доказательства того, что заплатить госпошлину полностью для организации затруднительно.

Это могут быть подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, подтвержденные банком данные об отсутствии на счете денег в необходимом размере, а также об общей сумме задолженности организации по исполнительным листам и платежным документам.

Кроме того, к ходатайству прилагаются документы о находящихся на счете денежных средствах (п. 4 постановления № 6).

Добавим, что к ходатайству об уменьшении (отсрочке, рассрочке) госпошлины целесообразно приложить и заверенную копию кассовой книги со сведениями об остатке денег в кассе организации. А вот документы, подтверждающие недостаточность стоимости имущества организации, за счет реализации которого можно получить средства на уплату госпошлины, к ходатайству можно не прилагать. Суды их не требуют.

По каким реквизитам нужно платить госпошлину? Обычно эти реквизиты размещают на информационном стенде в самом суде. Как правило, адресатом выступает управление федерального казначейства по субъекту РФ через одну из налоговых инспекций.

Важно не перепутать код бюджетной классификации (КБК). Для госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, КБК в 2005 году — 000 1 08 01000 01 0000 110 (указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв.

приказом Минфина России от 27 августа 2004 г . № 72н) опубликованы в «ДК» № 21, 2004).

Возврат госпошлины

Если ваше требование к ответчику удовлетворили, уплаченную госпошлину вам вернут не из бюджета. В таком случае госпошлину должны взыскать в вашу пользу с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований (по сравнению с заявленными; п. 1 ст. 110 АПК РФ). А если ваша организация была освобождена от уплаты госпошлины (ст. 333.37 НК РФ), госпошлину взыщут с ответчика в бюджет.

Если в удовлетворении требования суд откажет полностью или частично, то в отказанной части госпошлина пойдет в бюджет за счет организации, которой отказали в иске.

Но если вы заплатили госпошлину и по каким-либо причинам передумали подавать иск, за возвратом госпошлины нужно обратиться в налоговый орган (подп. 4 п. 1 и п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Для этого в налоговую инспекцию, которую вы указали в платежном поручении (или квитанции), нужно подать заявление о возврате госпошлины и справку суда о том, что вы в суд не обращались. Кроме того, к заявлению нужно приложить оригинал платежного документа об уплате госпошлины. Заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты госпошлины.

Налоговый орган должен вернуть госпошлину за счет того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления (ст. 78 НК РФ).

Аналогично можно поступить и в случаях, когда суд возвратил заявление (ст. 129 АПК РФ), оставил его без рассмотрения (гл. 17 АПК РФ) или прекратил производство по делу (гл. 18 АПК РФ). В таких случаях, а также если вы по ошибке заплатили госпошлину в большем размере, чем следовало, ее тоже можно вернуть (подп. 1-3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

ОБРАЩЕНИЕ К НОТАРИУСУ

Иногда организациям приходится обращаться к услугам нотариуса. Например, чтобы засвидетельствовать подлинность подписи уполномоченных лиц на банковской карточке.

В таких случаях необходимо заплатить госпошлину за совершение нотариальных действий или нотариальный тариф. Когда вы обращаетесь к государственному нотариусу, речь идет о госпошлине. А если вы обратились к частному нотариусу, платить нужно нотариальный тариф.

Разница между госпошлиной и нотариальным тарифом в том, что госпошлина платится в соответствии с законодательством о налогах и сборах. А нотариальный тариф — платеж другой природы. По сути это плата за услуги.

Если вы обратились к частному нотариусу за совершением действия, требующего обязательного нотариального удостоверения, размер тарифа должен соответствовать размеру госпошлины.

А если обращение инициативное, по вашему собственному желанию, то размер тарифа определяется в соответствии со статьей 221 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11 февраля 1993 г . № 4462-1).

Размеры госпошлины за совершение нотариальных действий установлены статьей 333.24 НК РФ, а особенности ее уплаты — статьей 333.25 НК РФ.

ДРУГИЕ ПОШЛИНЫ

Глава 253 НК РФ предусматривает и другие пошлины за иные действия госорганов: от регистрации актов гражданского состояния до получения ресурса нумерации оператором связи. Остановимся на наиболее распространенных из них.

Размеры госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не изменятся. Как и сейчас, они составят 2000 руб. для юридических лиц и 400 руб. для индивидуальных предпринимателей (подп. 1 и 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

А вот за госрегистрацию изменений в учредительные документы юридического лица госпошлина значительно уменьшится. Она составит всего 20 процентов от пошлины за регистрацию юридического лица, то есть 400 руб. До 1 января 2005 года за регистрацию изменений в учредительных документах нужно платить 2000 руб. (п. 6 ст. 4 Закона № 2005-1).

За госрегистрацию прав на недвижимое имущество (их ограничений и обременений), а также договоров об отчуждении недвижимого имущества с 1 января 2005 года организация должна будет заплатить 7500 руб. (подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Этот размер госпошлины равен действующему сейчас максимальному размеру платы за госрегистрацию прав на недвижимое имущество (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1998 г . № 248 «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах»).

Однако сейчас субъекты РФ вправе уменьшать размер этой платы, а с 1 января 2005 года такого права у них не будет, поскольку госпошлина — федеральный сбор (п. 10 ст. 13 НК РФ).

Если ваша организация выпускает ценные бумаги, нужно будет уплатить госпошлину в соответствии с подпунктом 44 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Например, если акционерное общество размещает акции при создании или увеличивает уставный капитал путем дополнительной эмиссии акций.

ПРИМЕР 3

Вновь созданное акционерное общество производит первичное размещение акций (оплата уставного капитала) по номинальной стоимости способом открытой подписки. Номинальный объем выпуска акций — 1 000 000 руб.

В связи с выпуском акций обществу нужно уплатить следующие пошлины: — за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и о регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, если такая регистрация осуществляется одновременно, — 1000 руб.;

— за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, — 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 100 000 руб. То есть 2000 руб. (1 000 000 руб. х 0,2%).

Государственная пошлина 2019

Государственная пошлина (или «госпошлина») — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением каких-либо юридически значимых действий.

Отметим, что эти юридически значимые действия перечислены законодательством; по каждому из них установлен свой размер госпошлины — он и только он является платой за нужное гражданину или организации действие.

Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины.

Плательщики

Плательщикам госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиком пошлины, когда:

  • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение;
  • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.

Самый простой пример: оплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т.д.

За что уплачивается госпошлина?

  • Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за этими действиями обратились.
  • Юридически значимые действия, где требуется заплатить госпошлину, перечислены в Налоговом кодексе.
  • Например, госпошлину нужно уплатить:
  • при обращении в суды — как арбитражные, так и общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
  • при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составление доверенности);
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
  • при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
  • при приобретении гражданства России;
  • за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
  • за госрегистрацию лекарственных препаратов;
  • за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
  • за право вывоза культурных ценностей;
  • за выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на ее территорию видов животных и растений,подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
  • и другие юридически значимые действия.

Особенности уплаты госпошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина в большинстве случаев уплачивается до совершения юридически значимого действия. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • проигравшие судебный спор ответчики — в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т.д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Документ, подтверждающий уплату:

  • Квитанция — если пошлина уплачена наличными. Квитанция выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата.
  • Платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную госпошлину можно вернуть в следующих случаях:

  • Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  • Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  • Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  • Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  • Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  • И в некоторых других случаях.

Обращаем внимание!

Пошлину, уплаченную за заключение или расторжение брака и другие действия ЗАГС, вернуть нельзя. Также не возвращается пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в тот государственный орган, который совершает действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению нужно приложить квитанцию с подтверждением оплаты. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

  1. Обращаем внимание!
  2. Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.
  3. Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.
  4. Обращаем внимание!
  5. Госпошлина за выдачу водительского удостоверения, регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства, паспорта а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не уплачивается гражданами проживающими на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Льготы по уплате госпошлины

Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список довольно большой. Он содержится в статье 333.35 НК РФ.

Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины по конкретным видам нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36-333.39 НК РФ.

Размеры государственной пошлины

Размеры госпошлины установлены Налоговым кодексом по каждому виду юридически значимого действия, они также зависят от категории плательщиков. Все размеры установлены в статьях 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32, 333.32.1, 333.32.2, 333.33 НК РФ.

Особенности уплаты госпошлины по различным основаниям регулируются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.34 НК РФ.

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица будет зависеть от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица — 6 000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.

21 НК РФ, которые внесены Федеральном законом от 30.11.2016 N 407-ФЗ.

Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны уплатить государственную пошлину в размере 6 000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.

Зачисление

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, а также за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т.д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.
  • В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.
  • В остальных случаях госпошлина в полном объеме (100%) зачисляется в доход федерального бюджета.

Государственная пошлина: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица будет зависеть от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица — 6 000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.

21 НК РФ, которые внесены Федеральном законом от 30.11.2016 N 407-ФЗ.

Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны уплатить государственную пошлину в размере 6 000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

  • 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
  • 1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:
  • до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
  • от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;
  • 2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;
  • 3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
  • для физических лиц — 300 рублей;
  • для организаций — 6 000 рублей;
  • 4) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
  • 5) при подаче искового заявления о расторжении брака — 600 рублей;
  • 6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:
  • для физических лиц — 300 рублей;
  • для организаций — 4 500 рублей;
  • 6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
  • для физических лиц — 300 рублей;
  • для организаций — 4 500 рублей;
  • 7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
  • для физических лиц — 300 рублей;
  • для организаций — 2 000 рублей;
  • 8) при подаче заявления по делам особого производства — 300 рублей;
  • 9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
  1. 10) не применяется с 1 января 2013 г.;
  2. 11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда — 2 250 рублей;
  3. 12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, — 300 рублей;
  4. 13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 250 рублей;
  5. 14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов — 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;
  6. 15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:
  7. для физических лиц — 300 рублей;
  8. для организаций — 6 000 рублей;
  9. 16) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении — 300 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 333.19 НК РФ

В соответствии со ст.

22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также дела, возникающие из публичных правоотношений.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственных пошлин при обращении в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции и к мировым судьям.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в Верховном Суде, судах общей юрисдикции, мировыми судьями, размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, определяется в процентном соотношении от цены иска.

  • В соответствии со ст. 91 ГПК РФ цена иска определяется:
  • 1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
  • 2) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
  • 3) по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;
  • 4) по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;
  • 5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;
  • 6) по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;
  • 7) по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;
  • 8) по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;
  • 9) по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;
  • 10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то она взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Однако если финансовое положение не позволяет уплатить государственную пошлину в полном объеме, то п. 2 ст. 333.22 НК РФ (подробнее см. комментарий к ст. 333.

22 НК РФ) предоставляет арбитражным судам право исходя из имущественного положения плательщика уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо предоставлять отсрочку или рассрочку ее уплаты в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года (п. 1 ст. 333.41, п. 1 ст. 64 НК РФ).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. некоторые размеры государственной пошлины, указанные в ст. 333.19 НК РФ, исходя из положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй НК Российской Федерации», изменились.

Так, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины составит:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6000 руб.

  1. При подаче искового заявления о расторжении брака размер государственной пошлины составит 600 руб.
  2. При подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
  3. Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации размер государственной пошлины составит:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 4500 руб.

При подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины составит:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 2000 руб.

  • При подаче заявления по делам особого производства размер государственной пошлины составит 300 руб.
  • При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда размер государственной пошлины составит 2250 руб.
  • При подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, размер государственной пошлины составит 300 руб.
  • При подаче заявления об отмене решения третейского суда размер государственной пошлины составит 2250 руб.

При подаче заявления по делам о взыскании алиментов размер государственной пошлины составит 150 руб. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в 2 раза.

При подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок размер государственной пошлины составит:

для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6000 руб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *