Фкз о судебной системе российской федерации: ключевые положения

Правовым фундаментом абсолютно всего законодательства в Российской Федерации является Конституция.

Десятая статья Конституции РФ, посвященная принципу разделения властей, предусматривает существование трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Указанные ветви власти являются обособленными и самостоятельными в сфере собственной ответственности. Данный принцип призван обеспечивать равновесие и взаимосдерживание всех властных систем.

Что представляет собой закон?

Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» был принят 31 декабря 1996 года. Последние изменения, внесенные в закон в феврале 2014 года, дали старт масштабному реформированию структуры судебной системы.

Ознакомьтесь с поседними изменениями в ФЗ о государственной тайне по ссылке:

Закон представлен пятью главами, включающими 38 статей. Рассмотрим основные тезисы, которые содержит структура закона о судебной системе. О статусе судей читайте здесь:

  • В первой главе прописаны базовые положения (основы судебной власти, профильное законодательство), главные принципы судебной системы, положения, касающиеся участия граждан в реализации правосудия, и языковой аспект ведения судо- и делопроизводства;
  • Глава вторая затрагивает вопросы основ статуса: статус судей в России и единство этого статуса, порядок наделения полномочиями, срок их действия, несменяемость и неприкосновенность судьи;
  • Глава третья закона посвящена структуре судебной системы и вопросам, связанным с порядком их создания и упразднения, деятельностью федеральных конституционных (уставных) судов, а также мировых судей субъектов России. Подробности здесь:;
  • Глава четвертая содержит заключительные положения закона об органах судейского сообщества, обеспечении деятельности и финансировании судов, об использовании символов государственной власти;
  • Пятая глава посвящена порядку вступления в законную силу и реализации положений настоящего ФКЗ: срокам введения в действие, особенностям судопроизводства в судах общей юрисдикции, срокам полномочий судей и арбитражных заседателей, порядку финансирования мероприятий по реформированию системы.

Прочтите также о последних изменениях закона о референдуме в РФ тут:

К главным принципам организации судебной системы относятся: 

  • Единство, обеспечиваемое путем:
    • Установления системы Конституцией РФ и настоящим законом;
    • Соблюдения правил судопроизводства всеми участниками системы;
    • Обязательного применения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, установившихся в международной практике принципов и норм права, существующих договоров России с другими государствами, а также уставов и иных нормативно-правовых актов субъектов самой страны;
    • Закрепления единства статуса судей в законодательстве;
    • Финансирования из федерального бюджета федеральных судов и мировых судей.
  • Самостоятельность системы, которая заключается в том, что судебная власть осуществляется независимо от чьей-либо воли, подчиняясь только закону. Ни один существующий или издаваемый закон или нормативный акт не может отменить или умалить самостоятельность системы и независимость судей.
  • Обязательность постановлений, вошедших в законную силу, должна признаваться на территории всей страны. Обязательность решений зарубежных арбитражей зависит от существующих соглашений. Неисполнение постановлений и неуважение к суду влекут за собой ответственность в соответствии с законом.
  • Равенство, означающее, что российская судебная система руководствуется в своей деятельности исключительно законом. Выносимые решения не зависят от признаков социальной, государственной, половой, расовой, национальной, языковой, религиозной или политической принадлежности, имущественного, должностного положения и др.
  • Гласность. Разбирательства, за исключением обстоятельств, установленных законодательством России (в целях неразглашения государственных, коммерческих тайн и др.), должны быть открытыми.

Основополагающей миссией судебной системы любого государства является защита конституционных прав и свобод человека.

Реализация данной задачи возможна лишь при условии соблюдения указанных выше принципов, в первую очередь принципов независимости и самостоятельности.

Первая статья настоящего ФКЗ гласит, что власть судебной системы осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с отраслевым разделением законодательства России.

Статья 4 закона N 1 ФКЗ раскрывает структуру российской судебной системы, в которой действуют федеральные, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные суды и мировые судьи относятся к судам субъектов государства.

Перечень судов федерального значения состоит из:

  • Конституционного Суда РФ;
  • Верховного Суда России;
  • Системы федеральных судов общей юрисдикции: республиканских верховных, краевых, областных, судов городов федерального значения, автономных областей и округов, районных, военных и специализированных;
  • Системы федеральных арбитражных судов округов и субъектов РФ, специализированных и апелляционных арбитражных.

Изменения, внесенные в ФЗ о судебной системе

Последняя редакция закона о судебной системе датируется 5 февраля 2014 года. Тогда Президентом России была подписана поправка к Конституции РФ — закон N 2-ФКЗ «О верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Закон, кстати, был одобрен Госдумой и Советом Федерации еще в ноябре 2013 года.

В результате внесенной поправки произошло формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа России. Высший Арбитражный Суд России был упразднен.

Вопросы осуществления правосудия, находившиеся в его ведении, были переданы в юрисдикцию правопреемника — Верховного Суда Российской Федерации.

 С момента реформирования, данный орган перестал принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции.

Является высшим судебным органом страны по гражданским, уголовным, административным делам, разрешению экономических споров и иным делам, относящимся к подсудности органов, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе. Также ВС РФ призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

После объединения с Высшим Арбитражным Судом общее число судей ВС РФ составило 170 человек. Их численность устанавливается ежегодно в соответствии с результатом формирования федерального бюджета.

В тот же день, 5 февраля 2014 года был издан профильный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», который регулирует вопросы организации его деятельности, структуры, полномочия органа и его должностных лиц и другие аспекты.

Хотелось бы также рассказать об изменениях в системе, намеченных на ближайшее время.

3 октября 2017 года состоялось одно из главных юридических событий последнего времени в России — Пленум (общее собрание) Верховного Суда РФ, на котором было озвучено множество предложений по снижению нагрузки, приходящейся сегодня на российские суды и систему в целом. Законопроект, включивший в себя данные предложения, ожидает рассмотрения в Государственной Думе.

Было предложено отказаться от мотивировки подавляющей части судебных актов, т. е. от необходимости обосновывать принимаемые решения.

Инициатива объясняется существующей на сегодня статистикой рассмотрения дел, согласно которой почти 90% судебных постановлений после их принятия не обжалуются сторонами.

В итоге вместо осуществления главной миссии — правосудия, время тратится на трудоемкую бумажную работу, которая, имея низкий КПД, обходится федеральному бюджету очень дорого.

По замыслу все акты будут состоять из вводной и резолютивной частей (действующая структура акта содержит помимо того описательную и мотивировочную части).

Полный акт участники процесса будут иметь возможность запросить только после того, как дело будет рассмотрено.

При рассмотрении апелляционной жалобы включение в акт мотивировочной части также станет необязательной процедурой и будет осуществляться на усмотрение органа.

Однако сделано исключение для основной массы дел административного судопроизводства, к категории которых относятся особо важные социальные и экономические дела. К процессам, по которым обоснование решения обязательно, относятся дела о банкротстве (ФЗ о банкротстве физических лиц тут:), защите прав несовершеннолетних, выселении без предоставления жилья, корпоративные споры и пр.

Критики разошлись во мнении о возможных предстоящих изменениях. Большинство поддерживает такую инициативу, утверждая, что ввиду острой нехватки времени на выполнение большого объема существующих процессуальных требований, как при рассмотрении дел так и при написании решений используются шаблонные схемы.

Это наносит большой ущерб правосудию. Некоторые эксперты утверждают, что проблема современной судебной системы в её низкой стоимости и потому необходимо повышение размера взимаемых пошлин, часть из которых сейчас носит символический характер.

Однако это предложение было отклонено и не было включено в законопроект.

Также предполагается отмена понятия «подведомственности», которую заменит «подсудность». Практический смысл данной правки заключается в том, что если сейчас суд прекращает дело, которое ошибочно принято к производству, то в будущем его станут передавать по подсудности. Если суд неверно определил вид судопроизводства, он сможет вынести определение о переходе к другому его виду по ГПК и КАС.

В гражданское судопроизводство планируется ввести некоторые правила из арбитражного процесса. В частности, участников обяжут осуществлять рассылку недостающих другой стороне документов. Можно будет самостоятельно следить за ходом дела в интернете, там же будут публиковаться уведомления касательно проведения заседаний.

Если в конечном итоге все предложенные поправки обретут жизнь, более половины дел станут рассматривать в упрощенном порядке. Это позволит повысить эффективность деятельности судебной системы в разы.

Предлагаем ознакомиться с текстом постановления Пленума ВС РФ от 03.10.2017 о представлении в Госдуму РФ проекта закона о внесении изменений в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы РФ, Кодекс административного судопроизводства и отдельные законодательные акты России.

Скачать действующую редакцию закона о судебной системе РФ

Настоящий закон, регулирующий деятельность судебной системы, можно смело назвать ключевым в данной области. Он является обобщающим, именно из его положений вытекают прочие нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных органов, статуса судей и других аспектов.

Скачать Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ  «О судебной системе Российской Федерации» в последней редакции.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» — Студопедия

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г.

1 Среди действующих феде­ральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает осо­бое положение, поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране2.

Он не только подтвердил наличие фе­деральных судов, но и определил суды субъектов Федерации — конститу­ционные (уставные) суды и мировые судьи.

Этим Законом к федеральным судам отнесены: а) Конституционный Суд Российской Федерации; б) Вер­ховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему феде­ральных судов общей юрисдикции; в) Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федераль­ных арбитражных судов.

Определяя ветви судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства судебной системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем: а) установления судебной сис­темы РФ Конституцией и этим Законом; б) соблюдения судами РФ и миро­выми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз-

Глава 2 Источники права о правоохранительных органах

'СЗРФ 1997 № 1.Ст 1.

2 Содержание других федеральных конституционных законов изложено в главах, посвященных арбитражным судам (гл 7), Конституционному Суду (гл 8), военным судам (§ 4 гл 6)

водства; в) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также консти­туций (уставов) и других законов субъектов Федерации; г) признания обя­зательности исполнения на всей территории России судебных постановле­ний, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления един­ства статуса судей; е) финансирования федеральных судов и мировых су­дей из федерального бюджета1.

Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные принципы право­судия, Закон этим не ограничивается.

В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное про­явление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6).

Дифференцированно решен в Законе вопрос о языке судопроизводства: в высших федеральных судах, в арбит­ражных и военных судах судопроизводство и делопроизводство осуществ­ляется на русском языке.

В то же время судопроизводство и делопроизвод­ство в других федеральных судах общей юрисдикции (первое и второе звенья) ведется на русском языке, а также на языке республики, на терри­тории которой находится суд.

Подтверждая установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе судей Российской Федерации» основы правового статуса судей, порядок их назначения, несменяемости, непри­косновенности, предпосылки и механизм приостановления и прекращения деятельности судей, создания и упразднения судов, Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21)2. Специальная глава Федерального кон-

Финансовое обеспечение деятельности мировых судей в части зарплаты и соци­альных выплат осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение- в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ст 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федера­ции» — СЗ РФ. 1998. № 51 Ст 6270)

Читайте также:  Неустойка по закону о защите прав потребителей, как основной инструмент наказания на потребительском рынке

В соответствии со ст. 354-355 УПК РФ (2001 г) районный суд является судом апелляционной инстанции, который рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировым судьей

Раздел I. Общие положения

ституционного закона посвящена органам судейского сообщества (ст. 29) , обеспечению деятельности судов (ст. 30-33) и др.

При этом для обеспече­ния деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), а также органов судейского сообщества предусмотрено образование Судеб­ного департамента при Верховном Суде РФ.

Такой орган образован и функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 19 декабря 1997г. (24 декабря 1997г.)2.

Согласно этому Закону Судебный департа­мент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2).

Образование Судебного департамента и его учреждений состоялось в целях выведения из компетенции органов исполнительной власти вопросов материального и финансового обеспече­ния судов, что является одним из средств обеспечения их независимости. Такое решение, однако, не означает возложения на Верховный Суд России функций, не свойственных органам судебной власти, так как Верховный Суд Российской Федерации не наделен властными полномочиями в отно­шении вновь созданного органа и подчиненных ему структур.

Федеральным конституционным законом от 28 ноября 2001 г. (15 де­кабря 2001 г.) № 5-ФКЗ1 внесены дополнения и изменения в Закон о судеб­ной системе. Не изменяя концепции этого закона и его исходных принци­пов, законодатель внес ряд уточнений, вызванных необходимостью приве­дения его в соответствие с другими нормативными актами.

Наиболее суще­ственных изменений два. Во-первых, установлен предельный возраст пре­бывания в должности судьи федерального суда (за исключением Конститу­ционного Суда РФ) — 65 лет (ст. 14).

Во-вторых, предписано, что одно и то же лицо не может быть назначено более двух раз подряд на должность председателя или заместителя председателя одного и того же федерального су да (ст. 13).

' Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федера­ции» принят 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022. 2СЗРФ 1998. №2. Ст. 223. 3 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст 4825.

Судебная система РФ: общая схема, структура и устройство судов России

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает  Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.

Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды.

 К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10.

К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций. 

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде. 

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

  • Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
  • При подготовке использовались материалы свободной энциклопедии.
  • Поделитесь с друзьями

Фкз о судебной системе российской федерации: ключевые положения

Правосудие может выполняться только с помощью суда!

Российская судебная система базируется на Конституции РФ, и на ней строятся ключевые принципы, подтвержденные федеральным законом:

  • Правосудие может осуществляться только судебными органами. Это важнейшее положение, исключающее любой произвол властных органов: неисполнение постановлений суда карается по закону, и только судебными инстанциями могут выноситься решения по спорным вопросам.
  • Независимость судей. Судьи должны руководствоваться только законом, и в своей работе они не обязаны ни перед кем отчитываться. С одной стороны, это дало возможность бороться с заказными решениями, с другой – предоставило судьям практически неограниченную власть. Впоследствии этот вопрос неоднократно обсуждался, но ока принцип независимости судей остается неизменным.
  • Равенство перед законом страны. Согласно основному принципу, нормы законодательства едины для всех граждан, решения должны выноситься беспристрастно.
  • Презумпция невиновности. По этому принципу, пока не доказана вина, человек считается невиновным, и это обеспечивает гражданам защиту от произвола правоохранительных органов.
  • Право на защиту. Каждому обвиняемому гражданину должен быть предоставлен защитник. Если нет возможности нанять адвоката, то он должен быть предоставлен государством.
  • Гласность судебных процессов и возможность участия граждан в принятии решений. Суд присяжных был создан как средство защиты интересов подсудимого, так как он дает возможность независимой беспристрастной оценки.
  • Охрана чести и достоинства. При судебных разбирательствах и следственных действиях необходимо уважительное отношение ко всем участникам процесса.
Читайте также:  Далеко не всем известно, может ли индивидуальный предприниматель быть директором

В 2001 году федеральный закон, касающийся судебной системы, получил несколько дополнений, которые не изменили, но частично скорректировали его важные положения. Одним из важных изменений стало установление предельного возраста судьи – теперь он не может превышать 65 лет.

Кроме того, теперь один и тот же человек не может два раза подряд назначаться на должность председателя суда. И то, и другое дополнение призваны бороться с коррупцией и добиться от судебной системы большей результативности.

Общее устройство судебной системы

Судебная система делится на 3 ветви

Российская система делится на три крупные ветви: это суд общей юрисдикции, арбитражный и конституционный суд. Рассмотрим основные функции каждой из этих ветвей:

  1. Конституционный суд является наиболее важным звеном в системе, при этом именно он имеет право вносить поправки в Конституцию – основной закон государства. Кроме того, в его власти предъявить обвинение Президенту, если он совершит государственную измену или иное тяжкое преступление.
  2. Суды общей юрисдикции – это основные судебные органы, которые занимаются разбором гражданских, уголовных, административных и прочих дел. Малыми делами занимаются мировые суды, их решения можно обжаловать в городских и районных судах согласно установленным правилам.
  3. Арбитражные суды – особая ветвь, специализирующаяся в решении экономических споров. Это орган, призванный давать независимую оценку действиям сторон и определять исход дела в соответствии с нормами законодательства.

Такая система обеспечила разделение полномочий и возможность подачи апелляций на судебные решения от малых инстанций к самым крупным. Высшим судебным органом является Верховный суд РФ, с февраля 2014 года он больше не входит в круг судов общей юрисдикции.

Это в первую очередь надзорный орган, рассматривающий апелляции и кассационные жалобы, он имеет право контролировать в том числе и военные суды. Этот орган также занимается сбором статистики и осуществляет функции надзора по отношению к судебным инстанциям автономных республик.

12) Закон рсфрс от 8 июля 1981г. «о судоустройстве рсфср»

13) Закон РФ от 26 июня 1992г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

14) Кодекс чести судьи Российской федерации (утв. Постановлением Совета Судей РФ от 21 октября 1993г.).

15) Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».

16) Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

(Закрепление разделения властей в Конституции РФ. Судебная власть: понятие и основные признаки. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти. Общая характеристика полномочий судебной власти. Суд как орган судебной власти.

Общее понятие судебной системы. Современная структура судебной системы Российской Федерации. Система федеральных судов: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд РФ и арбитражные суды. Общая характеристика системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Суды субъектов Российской Федерации, их соотношение с федеральными судами.

Понятие звена судебной системы: основные суды, суды среднего и высшего звена.

Понятие судебной инстанции: общая характеристика первой, кассационной, апелляционной, надзорной инстанции.

Судебные инстанции, пересматривающие дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Вышестоящие и высшие судебные инстанции).

В соответствии с принципом разделения властей, который нашел закрепление в ст.10 Конституции России, одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

  Неоказание помощи больному: ст

Каждая ветвь, исходя из содержания этого принципа, занимает в системе государственной власти соответствующее самостоятельное положение с определенными функциями.

«Так, судебная власть, в соответствии с теорией разделения властей,- самостоятельная и независимая сфера публичной власти.

Отделение судебной власти от других ветвей власти является необходимым условием ее самостоятельности.

Субъектами реализации судебной власти являются специально созданные государством судебные органы, которые и воздействую при помощи права на поведение людей, а также на соответствующие процессы, происходящие в обществе» 1

«…судебная власть получает в правовом государстве возможность блокировать или затруднять действие неразумных законов, угрожать власти исполнительной ответственностью за несоблюдение воли представительных учреждений, защищать права граждан от тирании политиков и чиновников, быть для других ветвей власти блоком обратной связи».( изПОСТАНОВЛЕНИЯ ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 «О КОНЦЕПЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РСФСР»).

studfiles.net

18.Судебная система рф. Общая характеристика фкз «о судебной системе рф»

Судебная
система

— это
созданная в соответствии с Конституцией
РФ и Федеральным конституционным законом
«О судебной системе РФ» единая совокупность
всех федеральных судов и судов субъектов
РФ, находящихся во взаимосвязи между
собой по выполнению задач судопроизводства.

Все
суды подразделяются на федеральные и
суды субъектов Российской Федерации.
Порядок образования и деятельности
федеральных судов устанавливается на
основе Конституции РФ федеральными
конституционными законами, а судов
субъектов Федерации – с учетом
федерального законодательства законами
субъектов РФ.

1.
Федеральные
суды

разделяются на три подсистемы:
Конституционный Суд РФ, суды общей
юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный
Суд РФ
занимает особое место в судебной системе
страны, выполняет функции высшего органа
судебной власти по защите основ
конституционного строя, прав и свобод
человека и гражданина, обеспечению
верховенства и прямого действия
Конституции на всей территории
государства. Конституционный Суд
выполняет судопроизводство самостоятельно,
независимо от иных государственных
структур и других подсистем судебной
власти.

Суды
общей юрисдикции
Российской Федерации, возглавляемые
Верховным Судом РФ, включают федеральные
суды в субъектах РФ и военные суды.

К
федеральным судам в субъектах РФ
относятся: верховные суды республик,
краевые и областные суды, суды городов
федерального значения, суды автономной
области и автономных округов, районные
суды.

Систему
военных судов составляют окружные
(флотские) военные суды и гарнизонные
военные суды. Их состав, компетенция,
порядок образования, полномочия
должностных лиц определяются Законом
о военных судах.

2.
Суды
субъектов

Российской Федерации включают:
конституционные (уставные) суды и мировых
судей. Последние относятся к судам общей
юрисдикции.

Конституционные
(уставные) суды субъектов
РФ могут создаваться самими субъектами
Федерации для разрешения вопросов
соответствия законов и нормативных
правовых актов органов власти субъектов
Федерации и органов местного самоуправления
конституции (уставам) субъектов Федерации,
а также для толкования соответствующих
региональных конституционно-правовых
норм.

Мировые
судьи
входят в общую систему судов РФ. Их
полномочия, порядок создания и деятельности
определяются Федеральным законом «О
мировых судьях в Российской Федерации».

Порядок избрания и некоторые вопросы
обеспечения их деятельности устанавливаются
законами субъектов РФ.

В компетенцию
дел мировых судей включается рассмотрение
дел о менее опасных уголовных преступлениях,
некоторых имущественных споров, отдельных
трудовых и семейных дел, а также дел об
административных правонарушениях.

Федеральный
конституционный закон «О судебной
системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ)
принят Государственной Думой 23 сентября
1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря
1996 г.

Среди действующих федеральных
конституционных законов рассматриваемый
Закон занимает особое положение,
поскольку вслед за Конституцией
Российской Федерации он сыграл
основополагающую роль в формировании
действующей системы органов судебной
власти в стране.

Он не только подтвердил
наличие федеральных судов, но и определил
суды субъектов Федерации — конституционные
(уставные) суды и мировые судьи. Содержит
5 глав и 38 статей.

Судебная система РФ: принципы, состав и судебные инстанции

Судебная система – это совокупность всех органов, осуществляющих правосудие на территории государства. Судебная система построена с учетом административно-территориального деления страны на субъекты. Также она представляет всю ветвь судебной власти в РФ.

В своей деятельности все органы судебной системы РФ опираются на Федеральный Конституционный закон «О судебной системе РФ». При этом они не должны противоречить данному закону.

Принципы судебной системы РФ

Вся судебная власть Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

  • Законность. Судьи в своей работе руководствуются только Конституцией РФ и Федеральными законами.
  • Самостоятельность и независимость. Органы судебной системы и судьи действуют самостоятельно по отношению к другим ветвям власти, а гарантии их независимости приведены в Конституции и Федеральном законе «О судебной системе».
  • Гласность судопроизводства. Во всех судах судебной системы РФ разбирательство всегда открытое. Закрытое судебное заседание допускается только в отдельных случаях, установленных Федеральным законом.
  • Государственный язык судопроизводства. Судебные разбирательства во всех судах РФ ведутся на государственном русском языке. Также допустимо вести судебное заседание на языке республики, в которой оно проводится. Лицам, не владеющим государственным языком, дается право на пользование услугами переводчика.
  • Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана в судебном порядке.
  • Равноправие и состязательность. Суды не могут поддерживать определенных лиц, участвующих в судебном разбирательстве, по принципу их половой, возрастной или расовой принадлежности и социального статуса. Согласно данному принципу, все равны перед судом.

Суды РФ в судебной системе

Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности. Из чего состоит судебная система РФ?

Верховный суд РФ

Это высший орган, в компетенции которого присутствует рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел, а также дел, связанных с административными правонарушениями.

Также в его юрисдикцию входят экономические споры. В своей деятельности он подчиняется Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» и другим федеральным законам о судопроизводстве.

Также осуществляет апелляционные и кассационные судебные разбирательства по делам, входящим в его компетенцию.

Конституционный суд РФ

Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции

Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.

Также в ведении судов данной категории находится система Военных судов РФ. Суды общей юрисдикции решают около 90% всех судебных споров в РФ. Проще говоря, они решают все споры, за исключением тех, что решаются специализированными судами.

Военные суды

Официально они находятся в ведомстве судов общей юрисдикции, однако это все же отдельная система со своим направлением. Военные суды решают споры, которые связаны с осуществлением военной службы в Вооруженных силах РФ и других военных органах.

Арбитражные суды

Субъектами данных судов являются юридические лица и государство. Они решают разногласия между коммерческими организациями. В их юрисдикции находятся дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Рассмотрение дел между коммерческой организацией и государством тоже входит в их компетенцию.

Судебные инстанции РФ: что такое кассация и апелляция

Судебная инстанция – это стадия судопроизводства, отражающая конкретные полномочия, которыми наделен тот или иной суд. Проще говоря, разделение судопроизводства на инстанции дает возможность пересмотра дела.

Читайте также:  Тонкости бракоразводного процесса: что нужно для подачи заявления

Любой судебно-правовой спор попадает сначала в первую инстанцию суда. После вынесения судьей решения по делу сторонам дается срок на обжалование этого решения, если какая-то из сторон с ним не согласна. В течение этого срока стороной должна быть подана апелляционная жалоба.

На данном этапе решение суда не вступает в законную силу, а дело отправляется в апелляционную инстанцию. Задача апелляционного суда на данном этапе – пересмотр дела с фактической точки зрения и проверка первого решения суда на законность и правомерность.

Далее апелляционный суд либо оставляет решение суда первой инстанции в силе, либо выносит новое.

Решение апелляционного суда также можно обжаловать. Для этого стороной подается кассационная жалоба, и дело попадает в третью, кассационную инстанцию.

На данном этапе дело уже не рассматривается с фактической точки зрения, то есть вина уже доказана, а решение апелляционного суда уже вступило в законную силу.

Однако можно пересмотреть решение апелляционного суда с правовой точки зрения. Это значит, что можно применить другую статью, либо часть статьи, с соответствующим изменением санкций.

Фкз о судебной системе российской федерации

Фкз о судебной системе российской федерации — это основополагающий закон, регламентирующий деятельность всех судов в России.

Фкз о судебной системе российской федерации устанавливает основные принципы, которым должны неукоснительно следовать все судьи судебной системы страны.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Какие, в частности, принципы изложены в Фкз о судебной системе российской федерации?

Судебная система базируется на следующих принципах: 1) Только суды могут отправлять правосудие в России, рассматривая споры и привлекать к ответственности на совершение проступков, с вынесением юридически действующих документов, подлежащих обязательному исполнению. 2) В России все суды независимы.

Этот принцип гласит, что недопустимо вмешательство в судебную работу. Никто не может указывать судье, какое решение по конкретному делу он должен вынести. 3) Все равны перед законом и судом в Российской Федерации.

То есть при вынесении решения по делу судьи не должны отдавать личного предпочтения какой-либо из сторон, исходя из ее социального, имущественного, культурного и иного положения. В своей деятельности судьям надлежит руководствоваться только законом. 4) Презумпция невиновности.

То есть каждый человек считается невиновным в совершении проступка до тех пор, пока его вина не будет установлена приговором суда, вступившим в законную силу. 5) Право каждого гражданина воспользоваться защитой профессионального юриста от обвинения в совершении уголовного преступления и при возбуждении гражданского или административного дела.

Таким образом, каждому человеку, вызываемому в суд, гарантировано право на защиту и возможность представления его интересов в суде адвокатами. 6) Гласность и открытость судов Российской Федерации. Этот принцип означает, что каждый человек может присутствовать на судебных заседаниях по любому делу в целях наблюдения за ходом судебного процесса.

Кроме того, во время рассмотрения дел судами разрешается ведение диктофонной записи или иная фиксация процесса. 7) Во время судебного разбирательства судам необходимо соблюдать принцип охраны чести и достоинства человека и гражданина. Таким образом, не допустимо унизительное отношение к участникам процесса со стороны судей, прокуроров и других в ходе судебного разбирательства.

Фкз о судебной системе российской федерации устанавливает устройство судов в России, их полномочия, исходя из того, какие именно дела рассматриваются конкретными судьями.

Фкз о судебной системе российской федерации предусматривает общие требования к людям, претендующим на должность судей.

Среди таких требований наличие российского гражданства, знания русского языка, соответствующего опыта специальности, отсутствия судимости.

Таким образом, судьи, в понимании Фкз о судебной системе российской федерации, это высокопрофессиональные юристы, способные разрешать возникающие между людьми споры и привлекать нарушителей порядка к законной ответственности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Однако, несмотря на все положения Фкз о судебной системе российской федерации, нередко суды нарушают законодательство, вынося незаконные решения, вследствие чего приходится оспаривать их в вышестоящих судах. Квалифицированные юристы компании «Шерлок» готовы проконсультировать граждан по всем правовым вопросам и оказать практическую помощь в подготовке документов для защиты прав.

Закон "О Конституционном суде РФ" — первый ФКЗ в истории новой России

Первый федеральный конституционный закон в правовой истории Российской Федерации был посвящен созданию важнейшего института для нового государства — Конституционного суда (КС). Процесс создания этого документа проходил в необычной форме — согласительной рабочей группы.

Уникальные детали горячих споров вокруг разных вариантов проектов КС РФ описывает в рубрике «Исторические хроники» очевидец тех событий, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.

Предтечей Конституционного суда РФ был Комитет конституционного надзора СССР, созданный в 1988 году съездом народных депутатов СССР и прекративший свою деятельность в связи с распадом Союза.

Первое упоминание о Конституционном Суде появилось в Конституции РСФСР в 1990 году. Это была поправка, одобренная Вторым Съездом народных депутатов РСФСР. В ней говорилось, что Конституционный Суд РСФСР избирается Съездом РСФСР и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Такой закон был принят Пятым Съездом в июле 1991 года.

Конституционному Суду России того периода приходилось работать в очень непростых условиях, связанных с тем, что текст Основного закона был полон противоречий, постоянно менялся, содержал взаимоисключающие нормы. Это, как известно, стало одной из причин конституционного кризиса и драматических событий осени 1993 года.

Стало уже «общим местом» утверждать, что Борис Ельцин своим указом № 1400 приостановил полномочия Конституционного Суда. Это неверно.

В указе содержался лишь один пункт, гласящий: «Предложить Конституционному Суду РФ не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания РФ».

Конституционная реформа естественным образом предполагала, что деятельность КС должна строиться на основе новой Конституции РФ.

Но вот новая Конституция РФ принята. В соответствии с ней порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливается федеральным конституционным законом (ФКЗ).

И Госдума РФ первого созыва в первоочередном порядке приступила к разработке и принятию такого закона.

О его очевидной приоритетности свидетельствует тот факт, что законопроект «О Конституционном Суде РФ» в первом чтении рассматривался уже в начале апреля 1994 года, то есть менее чем через три месяца с начала полномочий Федерального Собрания.

КС РФ использовал данное ему новой Конституцией РФ право законодательной инициативы и внес проект соответствующего ФКЗ. Представлял его исполняющий обязанности Председателя КС РФ Николай Витрук.

Он отметил, что по структуре и содержанию законопроект значительно отличается от прежнего закона о Конституционном Суде РФ.

Его авторы стремились сохранить максимум разумных и оправдавших себя прежних законоположений, однако был учтен и негативный опыт практики реализации прежнего закона.

По словам докладчика, основными целями при подготовке законопроекта, были следующие: конкретизация статуса Конституционного Суда и установление правил конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства; развитие гарантий, препятствующих использованию Конституционного Суда как инструмента политической конфронтации; повышение его роли в защите основных прав и свобод граждан; более полная реализация принципа независимости Конституционного Суда и его судей, повышение эффективности и оперативности его деятельности, расширение коллегиальных начал.

Проект предусматривал, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и действует на принципах независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон.

По сравнению с прежним законом предлагалось внести коррективы в требования к кандидатам в судьи.

Полагая, что судье Конституционного Суда необходим, кроме высокой профессиональной квалификации, значительный жизненный опыт, авторы предложили повысить нижний возрастной предел с 35 до 40 лет, требуемый стаж работы по юридической специальности — с 10 до 15 лет, предельный возраст пребывания в должности судьи — с 65 до 70 лет.

Проектом был сужен круг полномочий Председателя КС в пользу принципа коллегиальности.

В то же время авторы законопроекта предлагали отказаться от предусмотренного прежним законом принципа несменяемости Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судьи-секретаря.

Предусматривалось, что они избираются на три года, но могут быть избраны и на новый срок. Новшеством являлась также возможность досрочного их освобождения от должности — при определенных условиях по инициативе судей.

В проекте было реализовано конституционное положение о праве суда при рассмотрении дела в любой инстанции обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. При этом производство по делу или исполнение вынесенного судом решения приостанавливается.

Действенность решений Конституционного Суда обеспечивается согласно законопроекту требованием обязательности его решений на всей территории РФ для всех органов власти,  местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную законом.

Николай Витрук отметил, что предлагаемый законопроект не идеален.

Так, не найдено однозначное решение вопросов, могут ли быть конституционные законы предметом проверки их на соответствие действующей Конституции; возможен ли пересмотр Конституционным Судом собственных решений и при каких условиях; может ли быть запрет на экспертизу по вопросам права. Здесь, по его словам, необходимо дополнительное обсуждение и, возможно, уточнение предлагаемых норм.

В заключение докладчик выразил уверенность, что депутаты «проявят понимание важности всестороннего обсуждения и скорейшего принятия конституционного закона о Конституционном Суде РФ, известное терпение и большую мудрость».

Неординарно построила свой содоклад представитель Комитета ГД по законодательству и судебно-правовой реформе Людмила Завадская («Женщины России»). Она остановилась на том, «что осталось за рамками этого закона, но вызывало большие дискуссии».

Весь проект закона, отметила она, пронизывает идеология, состоящая в том, чтобы дистанцировать Конституционный Суд как орган правосудия от политики. Не случайно одно из принципиальных, ключевых положений гласит, что КС рассматривает исключительно вопросы права.

Именно с этой целью в ходе предварительного обсуждения было устранено такое полномочие КС, как пересмотр своих решений по своей же инициативе.

Вызывало опасение и право КС использовать институт толкования решений, которые им же были вынесены.

Рабочая группа посчитала целесообразным заменить это институтом разъяснения, которое носит технически характер и не может быть использовано в рамках политической конъюнктуры.

По сравнению с первоначальным вариантом законопроекта усилены положения, связанные с защитой прав человека и гражданина: введено право сторон заявлять ходатайства об отводе судьи, снижена государственная пошлина, закреплено право знакомиться с материалами дела.

Главную задачу — привести полномочия Конституционного Суда в точное соответствие с конституционной нормой — рабочей группе решить удалось, сказала Завадская.

Она призвала депутатов подержать законопроект в первом чтении, сделав оговорку, что он, конечно, не лишен недостатков, однако «концепция, заложенная в этом проекте закона, целостна.

Она обоснована, она согласуется со всеми демократическими, гуманистическими принципами, которые сегодня выработало правосудие».

Оба докладчика отметили интересную форму работы над первым в истории федеральным конституционным законом — согласительная рабочая группа. В нее вошли представители Конституционного Суда, депутаты Госдумы, представители Президента. В основу ее работы был положен принцип консенсуса.

Прения по докладам продемонстрировали, что принцип консенсуса, положенный в основу разработки законопроекта, дал свои положительные результаты. Сложный и объемный документ получил одобрение практически всех политических сил в Госдуме. Причем в его поддержку высказались такие «зубры», как Борис Золотухин («Выбор России»), Владимир Туманов (ПРЕС), Олег Миронов (КПРФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *