Репатриация валютной выручки в российской федерации: описание, правовые особенности

Минфин опубликовал первый законопроект из пакета по либерализации валютного контроля. С 2020 года предлагается отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юрлиц — фактически она сохраняется для госучреждений, работающих через счета казначейства.

Проектом предусмотрено снятие ограничений на получение физлицами на свои зарубежные счета средств нерезидентов, отмена отчетности в ФНС физлиц по использованию сумм на зарубежных счетах общей суммой до 600 тыс. руб. в год.

Последнее не решает проблем физлиц, «живущих на две страны»,— но от выехавших за пределы России более чем на полгода Минфин ничего требовать уже не намерен.

Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вчера опубликован на сайте regulations.gov.ru.

По данным “Ъ”, это первый законопроект о валютной либерализации, подготовленный Минфином, впрочем, другие идеи ведомства на этот счет пока неизвестны, а сам проект полноценной валютной либерализацией считаться вряд ли может.

Законопроект касается двух аспектов валютного контроля — валютного контроля операций в рублях и использования физлицами зарубежных счетов.

В случае с рублями идея Минфина радикальна: проект фактически отменяет необходимость возврата (репатриации) выручки по внешнеторговым контрактам в случае, если они исполняются в валюте Российской Федерации.

«Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса.

В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами»,— пояснили в пресс-службе ведомства: поправки подготовлены «в рамках решения задачи снижения административной нагрузки на экспортеров, что позволяет создать более комфортные условия для расширения несырьевого экспорта из РФ».

Репатриация валютной выручки в Российской Федерации: описание, правовые особенности

Вероятность беспроблемной отмены части валютного контроля для рублей, очевидно, велика — под флагом расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах. Исключение, исходя из текста документа, сделано для резидентов, «являющихся участниками бюджетного процесса федерального уровня», ФГБУ и ФГУП — работающих через счета казначейства.

Возможные последствия отмены репатриации рублей пока сложно оценить.

Теоретически это может улучшить возможности для бизнеса за пределами РФ «дочек» российских банков и увеличить обороты российской валюты в ЕС и Китае при экспортных сделках.

Вряд ли происходящее быстро повлияет на практику экспорта нефти, газа, нефтепродуктов и металла из РФ — эти рынки существуют в «долларовом» режиме десятилетиями.

Вторая идея Минфина — распространять режим счетов (вкладов) в иностранных банках на «иные организации финансового рынка». Очевидно, что в первую очередь речь идет о небанковских кредитных организациях, брокерах и фондах. Но с реализацией этого положения могут возникнуть разногласия: определение «организаций финансового рынка» в РФ не всегда совпадает с определениями других юрисдикций.

Репатриация валютной выручки в Российской Федерации: описание, правовые особенности

В случае с физлицами ключевой момент законопроекта Минфина — снятие требования зачисления средств от нерезидентов на счета, открытые за пределами РФ, только через «уполномоченные банки», то есть банки РФ с валютной лицензией.

Проект прямо предполагает возможность зачисления (в этом случае только на иностранные банковские счета физлиц-резидентов) «без ограничений» денежных средств от нерезидентов — в случае, если банки расположены в государствах-членах ОЭСР и FATF и это государство обменивается с ФНС России в автоматическом режиме информацией по многостороннему соглашению от 29 октября 2014 года или другим договорам. Списки «разрешенных» юрисдикций будет публиковать ФНС на своем сайте. Физлицам-резидентам также разрешается напрямую, а не через российские банки, получать на зарубежные счета выигрыши (например, в лотерею) и доходы от продаж драгметаллов с «металлических» счетов.

Режим информирования ФНС о счетах физлиц и движении средств по ним также предполагается несколько упростить. Для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, уведомления предполагается отменить вообще.

Для физлиц — «полноценных» резидентов России ФНС не придется уведомлять о движении средств в случае, если на таком счете остается менее 600 тыс. руб.

(или эквивалента в валюте) или в год общий объем операций по этому счету не превышал ту же сумму.

Репатриация валютной выручки в Российской Федерации: описание, правовые особенности

Если в случае с репатриацией валютной выручки идеи Минфина выглядят революционно, то в случае с физлицами — нет.

Поправки в отношении физлиц не отменяют проблем с неэквивалентностью понятий «резидента» в понимании закона о валютном контроле, Налогового кодекса и других законов — эту проблему, созданную в России искусственными правовыми конструкциями 2014–2017 годов по мотивам кампании «возврата капиталов в РФ», рано или поздно придется решать. Кроме того, «безотчетный» лимит в 600 тыс. руб. в год по зарубежному счету физлица не выглядит рациональным. Для «живущих на две страны» представителей среднего класса и предпринимателей он просто мал, а национальные режимы контроля более крупных операций в ОЭСР и FATF и так снимают проблемы с «контролем отмывания». К тому же международный автоматический обмен финансовой информацией с 2019 года, в сущности, позволяет вообще отменить необходимость декларирования зарубежных счетов — предполагается, что ФНС будет получать данные о счетах и части трансакций вне зависимости от желания их владельцев. Возможно, с накоплением практики обмена Минфин поменяет позицию — в проекте все нововведения вступают в силу с 1 января 2020 года, обмен уже будет полноценно действовать.

Дмитрий Бутрин

Капиталам разрешили бегство

14.03.2019 19:58:00

Чиновники помогут экспортерам, бюджету, но не рублю

Чиновники надеются стимулировать экспортеров заключать торговые контракты в рублях, разрешив им не возвращать валютную выручку. Как сообщает глава Минфина Антон Силуанов, Минфин и Центробанк (ЦБ) договорились о поэтапной отмене с 2020 года обязательной репатриации экспортной выручки в рублях.

Примечательно, что ранее ведомства не достигали взаимопонимания в этом вопросе. ЦБ был против снятия ограничения, полагая, что это будет стимулировать вывод средств за рубеж. Ситуация никак не изменилась, считают эксперты.

При колоссальном оттоке капитала российские компании продолжат все меньше вкладываться в российскую экономику, подчеркивают эксперты и предупреждают об ослаблении рубля.

«Мы договорились с Центробанком о том, что в отношении репатриации валютной выручки в валюте РФ… мы готовы будем отменить репатриацию валютной выручки в рублях уже начиная с 2020 года», – сказал Силуанов на Неделе российского бизнеса.

При этом он подчеркнул, что «по сырьевым компаниям, которые занимаются экспортом сырьевой продукции», власти готовы постепенно отменять обязательную репатриацию до 2024 года, «каждый год увеличивая долю нерепатриируемой выручки в рублях».

Кроме того, планируются и послабления по штрафам за несвоевременную репатриацию валютной выручки.

«Для остальных коллег – участников внешнеэкономической деятельности также будем вводить послабления с точки зрения регуляторики и снижения штрафов и санкций за отдельные нарушения валютного законодательства», – пообещал Силуанов.

«У нас сегодня запредельные штрафные санкции… Поэтому договорились, что за несвоевременное поступление валютной выручки мы готовы понизить санкции и продлить период, в течение которого невыполнение резидентом обязанности по получению на свои счета валютной выручки не будет влечь за собой административную ответственность», – пояснил министр.

Минфин уже подготовил законопроект о постепенной отмене к 2024 году обязательной репатриации российскими экспортерами сырья рублевой выручки, сообщает Интерфакс со ссылкой на свои источники. Как передает агентство, вопрос обсуждался на совещании у первого вице-премьера – министра финансов Антона Силуанова еще 4 марта.

Предполагается с 1 января 2020 года отменить обязательную репатриацию в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора в валюте РФ, заключенного между резидентом и нерезидентом. С 1 января 2021 года – уже 30%, с 1 января 2022 года – 50%, а с 1 января 2023 года – 70% суммы. С 1 января 2024 года планируется отмена уже в отношении всей суммы контракта, сообщил источник Интерфакса.

Возможно, власти тем самым хотят стимулировать экспорт. Информагентство также сообщает, что с 1 января 2020 года предлагается отменить требования о репатриации денежных средств по внешнеэкономическим сделкам в валюте РФ в отношении несырьевого экспорта, в частности IТ-услуг.

В пресс-службе Минфина пояснили «НГ», что отмена репатриации экспортной выручки в рублях «позволит снизить издержки компаний и стимулировать переход на заключение внешнеторговых контрактов в российской валюте».

«Приоритетным направлением деятельности в сфере валютного регулирования остается сокращение административных барьеров в сфере осуществления международной торговли, усложняющих законную экономическую деятельность граждан и юридических лиц», – уточняют в ведомстве.

Впрочем, правительство не впервые озаботилось проблемами валютного контроля. О необходимости существенной либерализации валютного контроля Минфин заявлял еще в 2017 году.

В январе 2018-го министерство подготовило поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которыми предусматривались отмена обязательной репатриации экспортной выручки как в рублях, так и в иностранной валюте для всех экспортеров-резидентов, отмена запрета на операции между резидентами РФ за рубежом, а также снятие ограничений на операции резидентов по счетам в иностранных банках. Однако законопроект тогда не был поддержан: правительство приняло сторону ЦБ, выступавшего против предложения Минфина. В ЦБ указывали на риски проведения резидентами сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж.

В апреле Минфин вновь заявлял, что считает оптимальным способом реагирования на санкции США и их союзников предоставление бизнесу максимальной свободы действий на международных рынках, что предполагает отмену требования о репатриации экспортной выручки в страну. Такая позиция содержалась в письме Минфина, направленном в Минэкономразвития и аппарат правительства РФ.

Летом прошлого года был утвержден закон, отменяющий штрафы за нерепатриацию валютной выручки для компаний-экспортеров, которые подпали под западные санкции.

Как объяснял тогда замминистра финансов Алексей Моисеев, компании, подпавшие под санкции, фактически не могли вернуть валютную выручку, за что могли быть оштрафованы по действовавшему на тот момент законодательству.

Позднее в октябре Минфин РФ подготовил очередной проект поправок в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», посвященный освобождению резидентов, подпавших под санкции, от обязанности репатриировать экспортную выручку и использовать счета в уполномоченных банках для расчетов с нерезидентами (см. «НГ» от 07.10.18).

Часть экспертов «НГ» считают, что предложенная мера носит лишь технический характер и не вызовет серьезных экономических последствий.

«Однако те экспортеры, которые имеют значительный объем закупки каких-то товаров и услуг, получат экономию за счет того, что не будет нужды репатриировать валютную выручку, прежде чем они не получат возможность что-то на нее приобрести», – говорит доцент Академии при президенте (РАНХиГС) Сергей Хестанов, полагая, что объем такого рода сделок у большинства экспортеров невелик.

Для курса рубля решение властей выглядит довольно нейтральным, считает он. «Курс рубля от этого не изменится, он будет под давлением из-за закупок валюты в резервные фонды, из-за действий кэрри-трейдеров и вообще из-за действий множества участников валютного рынка», – соглашается аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.

Введение антироссийских санкций в части ограничительных мер на кредитование отечественных предприятий за рубежом привело к тому, что значительному числу российских экспортеров был затруднен доступ к дешевым заемным средствам за рубежом, напоминает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

«Новое же предложение по отмене обязательной репатриации валютной выручки позволит крупнейшим экспортерам аккумулировать средства, необходимые для обслуживания текущей задолженности, обеспечения производственных процессов.

Читайте также:  Ходатайство об обеспечительных мерах: пример оформления документа, процесс рассмотрения судьями

В текущих экономических условиях мера выглядит как своевременная и вполне оправданная», – говорит Коренев.

Есть и другие мнения. Остаются существенными риски вывода денег в офшоры, сказала «НГ» доцент Российского экономического университета им Плеханова Екатерина Новикова.

Некоторые аналитики, которые комментировали такое решение другим изданиям, не скупились на образные выражения и прогнозировали, что подобные послабления на фоне серьезного оттока капитала выжмут российскую экономику как лимон: деньги уже не вернутся назад, опасались некоторые наблюдатели.

Напомним, по итогам 2018 года ЦБ зафиксировал рост чистого оттока капитала в 2,7 раза в годовом выражении – с 25,2 млрд до 67,5 млрд долл. Для сравнения: чистый отток в 2017-м составил 31,3 млрд долл. (рост в 1,6 раза к 2016 году).

Тенденция продолжилась и в 2019 году. За первых два месяца этого года чистый вывоз капитала из России частным сектором, по оценке ЦБ, составил 18,6 млрд долл., что в 2,1 раза превысило показатель за тот же период 2018 года (см. «НГ» от 13.03.

19).

То есть формально мера правильная, рассуждает управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова, ведь власти хотят стимулировать отказ от доллара, увеличить объем международных расчетов в рублях. «Но нужно учитывать российскую специфику – у нас большое бегство капитала, и эта мера его увеличит.

Если учесть падающий объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, российские компании скорее всего будут придерживаться той же стратегии – поменьше вкладываться в отечественную экономику. При этом объемы экспорта будут увеличиваться.

Рубль, вероятно, ослабнет, для населения это минус, для бюджета – плюс», – подчеркивает она.

Если компании будут не в полном объеме конвертировать свою экспортную выручку в рубли, при сохранении валютных интервенций Минфина произойдет некоторое ослабление рубля, предупреждал ранее аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.

Аналитик Нордеа-Банка Денис Давыдов ранее сообщал, что если рынок лишится части валютной выручки, может произойти давление на российский рубль.

Однако, по его мнению, влияние на бюджет необязательно будет позитивным, ведь если государство недополучит часть валютных средств, это вызовет риски финансовой стабильности.      

Репатриация валютной выручки

Все, кто интересуется экономикой, слышали о проблеме, связанной с «утеканием» капиталов за рубеж. Государство борется с ним различными способами. Один из путей, позволяющий ограничить «вывоз» капитала – репатриация валютной выручки. Рассмотрим, в чем заключается это ограничение и какие последствия оно влечет за собой для бизнесменов, занимающихся внешней торговлей.

Что такое репатриация применительно к деньгам

Разберемся сначала с самим термином. Слово «репатриация» происходит от латинского repatriate – «возвращение на родину». Изначально о репатриации говорили в связи с возвратом беженцев или военнопленных после окончания войны.

Затем, по мере развития мировой экономики и международных расчетов, этот термин стал использоваться и в финансовой сфере. Здесь речь тоже идет о возврате «на родину», но только не людей, а финансовых средств, задействованных во внешнеторговых сделках.

Что говорит закон о репатриации валютной выручки

В российском законодательстве репатриация денежных средств установлена ст. 19 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Эта обязанность возложена на резидентов РФ, осуществляющих внешнеторговую деятельность или выдающих займы нерезидентам.

Существуют три ситуации, в которых резидент обязан обеспечить возврат денежных средств на свои счета в российском банке:

  1. Реализация товаров, работ, услуг нерезидентам.
  2. Оплата нерезидентам авансов за товары (услуги) в случае, если они фактически не были ввезены (оказаны).
  3. Выдача нерезидентам займов в иностранной валюте или в рублях.

Во всех этих случаях во внешнеторговых контрактах (договорах займа) должны быть указаны сроки исполнения иностранными контрагентами обязанностей по перечислению выручки, возврата аванса или займа.

Сроки репатриации валютной выручки контролируют уполномоченные банки, через которые проводятся расчеты с нерезидентами.

Закон предусматривает ряд случаев, когда резиденту разрешается не возвращать выручку в российский банк. Они перечислены в п. 2 ст.19 закона № 173-ФЗ. Это может быть, в частности, проведение взаимозачета или использование валюты резидентом для своих нужд «на месте» ее получения (например – финансирование затрат на строительство объектов или проведение культурных мероприятий за пределами РФ).

Также резидент считается исполнившим обязанности по возврату выручки из-за рубежа, если в его отношении введены международные санкции. Для этого он должен быть включен в специальный список, согласованный с налоговиками и органами валютного контроля (п. 4.2 ст. 19 закона № 173-ФЗ).

Полная отмена репатриации валютной выручки в краткосрочной перспективе вряд ли возможна. Напротив, нестабильная экономическая ситуация вполне может стать причиной ужесточения валютного законодательства.

Санкции за нарушение сроков репатриации валютной выручки

Административные штрафы за репатриацию валютной выручки с нарушением сроков установлены ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в данном случае могут быть подвергнуты штрафу в размере от 1/150 ставки ЦБ от суммы за каждый день просрочки до полной суммы незачисленных средств.

Кроме того, ответственные должностные лица могут быть дополнительно наказаны штрафом в размере от 20 до 30 тыс. руб.

Руководитель организации или иное ответственное лицо также может попасть и под уголовное преследование. Санкции за уклонение от репатриации денежных средств предусмотрены ст. 193 УК РФ. Наказание здесь зависит от суммы сделки.

  1. Если она эквивалентна сумме от 9 до 45 млн руб. (крупный размер), то наказание варьирует от штрафа в размере до 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет.
  2. Если же размер невозвращенной суммы – особо крупный (свыше 45 млн руб.), то штраф может вырасти до 1 млн руб. а срок лишения свободы – до 5 лет. Такое же наказание грозит за совершение деяния в составе организованной группы, с использованием подложных документов или «фиктивного» юридического лица.

Вывод

Репатриация валютной выручки – это обязанность всех российских субъектов ВЭД обеспечивать своевременный возврат финансовых ресурсов из-за рубежа. Эта мера служит для борьбы с оттоком капитала. За нарушения в данной области, в зависимости от суммы и иных обстоятельств дела, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Валютные операции между резидентами

Репатриация валютной выручки — обязательность возврата

  • Репатриация в валютном законодательстве
  • Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов
  • Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению
  • Когда возврат валютной выручки не обязателен
  • Штраф за нарушение требований валютного законодательства
  • Вина в невозврате денег в РФ
  • Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Репатриация в валютном законодательстве 

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора. 
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).    

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов 

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части).

Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли.

Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

Репатриация валютной выручки: как избежать штрафа?

Репатриация денежных средств – это обязанность участника ВЭД обеспечить поступление выручки за экспортированные товара или оказанные услуги. Для импортера репатриация подразумевает обязательство вернуть на свой банковский счёт уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги.

Нарушение обязательств по репатриации является одним из наиболее частых оснований для возбуждения дела за правонарушение в сфере валютного законодательства.

Рекомендуем ознакомиться – «Как избежать штрафа за валютные правонарушения?»

В настоящее время на законодательном уровне широко обсуждается возможная либерализация валютного законодательства. В частности, речь идет об увеличении сроков зачисления выручки, сокращения штрафов и даже освобождения от ответственности за неисполнение обязанности по репатриации.

Проектом нового КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности за невозврат средств ниже минимального порога – 200 тысяч рублей.

На момент подготовки данного материала предполагаемые упрощения валютного законодательства остаются на стадии обсуждения и ответственность за репатриацию установлена в полном объеме.

Ответственность за репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные.

Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Читайте также:  Как добавить дом в гис жкх рф: правовые особенности и практические советы

Штрафы

Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.

Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.

Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.

Рекомендации по минимизации рисков

Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

  • В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.

Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

  • Помимо проверки контрагента, ключевое внимание должно быть уделено составлению внешнеторгового контракта, в максимальной степени отражающего все условия внешнеэкономической сделки, обязательства сторон и их ответственность за неисполнение.

Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

  • В отдельных случаях стоит рассмотреть возможность получения банковской гарантии под контракт поставщика.
  • В ходе исполнения контракта контрагенту должны направляться уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
  • До начала исполнения контракта участником ВЭД должен быть разработан фактический план действий в случае неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту.

Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.

Что делать при не репатриации валюты?

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации.

Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты.

Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Помощь по делам о репатриации

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

Репатриация резидентами валютной выручки

Истории валютных правоотношений с давних времен известен институт валютного регулирования. Новоторговый устав 1667 г. тому подтверждение.

В данном историческом документе была регламентирована деятельность по внешней и внутренней торговле России. В соответствии с Новоторговым уставом 1667 г.

у иностранных купцов существовала обязанность по предъявлению иностранной валюты и ее обмену на таможнях на русские деньги, иначе она подлежала конфискации в пользу государства.

  • И в настоящее время контроль со стороны государства направлен на предотвращения незаконного оттока капитала за рубеж.
  • Федеральный Закон Российской Федерации N 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» регламентирует порядок действий резидентов по осуществлению валютных операций при совершении ими сделок внешнеторгового характера.
  • Репатриация резидентами валютной выручки является одним из инструментов валютного регулирования.

Само слово репатриация латинского происхождение и дословно переводится «как возвращение на родину». Соответственно и репатриация резидентами валютной выручки несет такую же смысловую нагрузку.

Репатриация резидентами валютной выручки предусматривает обязанность резидентов обеспечить получение денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые были ему предоставлены, за переданные нерезиденту информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также обеспечить возврат денежных средств, перечисленных резидентом своему контрагенту-нерезиденту за не исполненный им договор (не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы), за непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, резиденты предоставляют уполномоченным банкам информацию, связанную с осуществлением внешнеторговой деятельности (о максимальных сроках получения валютной выручки, о максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств — передача резидентам товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. в счет произведенных авансовых платежей.

Действующее законодательство предусматривает оформление паспорта сделки, в котором указываются сведения, необходимые для осуществления валютного контроля: сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; сведения о внешнеторговой сделке (сумма и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке и др.).

Данный паспорт сделки необходим, если сумма обязательств по контракту или кредитному договору равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.

Требование о репатриации не распространяется на поступления в пользу резидента из-за рубежа, не основанные на внешнеторговом контракте.

За нарушение валютного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушение требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования устанавливается ст. 15.25 КоАП РФ:

  1. — осуществление незаконных валютных операций в обход уполномоченных банков;
  2. — представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке иностранного государства;
  3. — непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации;
  4. — нарушение срока получения на счет в уполномоченном банке денежных средств за товары (работы, услуги), реализованные в адрес иностранцев;
  5. — за неполучение резидентами на свои счета, открытые в уполномоченных банках или в банках за пределами РФ, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых оформляется паспорт сделки;
  6.  — невозврат в Россию денежных средств, перечисленных иностранцам за не ввезенные в нашу страну товары (а также работы, услуги);
  7. — нарушение порядка отчетности за валютные операции;
  8.  — рецидивы вышеуказанных правонарушений.
  9. Ответственность за перечисленные нарушения по валютному законодательству – это штраф различных размеров в зависимости от вида и тяжести проступка.

Что касается уголовной ответственности, то специальный состав закреплен в ст. 193 Уголовного кодекса РФ и предусматривает ответственность за нарушение правил репатриации валюты: руководитель организации несет ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере (более 9 млн руб.).

Также специальный состав закреплен в ст. 193.1.

Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении денежного перевода).

Кроме того, уголовная ответственность предусматривается за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, в том числе иностранной валюты и внешних ценных бумаг (ст. 186 УК РФ).

Таким образом, действующее законодательство о валютном регулировании и валютном контроле нацелено на предотвращения незаконной утечки капитала за рубеж.

Требование о репатриации валюты — Право на vc.ru

При осуществлении внешнеэкономической деятельности, валютные резиденты РФ обязаны соблюдать требование валютного законодательства о репатриации валюты.

Это требование существует для недопущения незаконного вывода денежных средств за рубеж. Это требование применимо к заключенным внешнеторговым контрактам и договорам займа.

Репатриация предусмотрена в отношении как иностранной, так и российской валюты.

Так, валютные резиденты РФ обязаны:

  1. Получить от нерезидентов на свои счета в российских банках деньги, причитающиеся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Возвратить в РФ деньги, уплаченные нерезидентам за неввезенные в РФ или неполученные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
  3. Получить от нерезидентов на свои счета в российских банках денежные средства, причитающиеся по договору займа.

    Но есть несколько исключений, когда резидент может не зачислять на свой счет в уполномоченном банке такие деньги. Об этом чуть ниже.

Срок исполнения обязанности по репатриации зависит от срока, который установлен во внешнеторговом контракте или договоре займа.

Формально требование репатриации не позволяет компаниям прекращать обязательства по внешнеэкономическим контрактам с нерезидентами путем зачета, прощения долга или новации.

Это значит, что если иностранная компания А должна денег российской компании Б по договору № 1, а при этом российская компания Б должна денег иностранной компании А по договору № 2, то зачесть взаимные требования нельзя и компаниям придется совершить две самостоятельные расчетные операции по договору № 1 и по договору № 2.

До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся за счет паспорта сделки. С 1 марта 2018 года вступила в силу новая Инструкция Банка России 181-И, устраняющая требование по его заполнению. Теперь вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учет.

Читайте также:  Можно ли взять компенсацию вместо отпуска - что необходимо знать

Важно помнить, что ограничения распространяются и на договоры займа, которые на практике заключаются большим количеством российских компаний, не только осуществляющим внешнеторговую деятельность.

Сегодня отечественные экспортеры не могут использовать электронные денежные средства для трансграничных операций в сегменте B2B. Аналогичные ограничения действуют и внутри страны.

Требования валютного законодательства делают невозможным обращение к электронным денежным средствам для расчетов в рамках трансграничных коммерческих отношений, т. к.

репатриация прямо предусматривает необходимость возврата выручки по внешнеторговым контрактам на счета российских резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей именно в уполномоченных банках.

Для исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

За невыполнение резидентом требования о репатриации налагается штраф.

Исключения

В законодательстве предусмотрены исключения, при которых валютный резидент РФ вправе не возвращать/возвращать не в полном объеме деньги предоставленные нерезиденту по договору займа. Это:

  • Финансирование геологического изучения, разведки или добычи полезных ископаемых при определенных условиях, если возврат зависит от прибыли или объемов добычи.
  • Зачет встречных однородных требований по договорам займа между нерезидентном и валютным резидентом РФ, если встречное требование — это обязанность валютного резидента РФ вернуть заем, который был предоставлен нерезидентом, но только на российский счет резидента. В качестве встречного требования нерезидента, допустимого к зачету, закон допускает только требование к российской компании по возврату займа. То есть, если встречным обязательством валютного резидента РФ, например, является обязанность по оплате товара или услуг, оплате акций или взносу в уставный капитал, то зачет производить нельзя.
  • Финансирование инвестиционной и инновационной деятельности нерезидента в случае, если происходит невозврат денег в сумме вклада валютного резидента РФ в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае банкротства нерезидента. Это исключение распространяется только на определенную категорию российских резидентов — на российские компании, включенные в специальный перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в установленных законом формах, и их связанных лиц.

Другие мои статьи на схожие темы:

Моя электронная почта: dulkarnaev@mail.ru

Актуальные проблемы репатриации валютной выручки



В статье на основе обобщения судебной практики проанализированы различные проблемы, связанные с привлечением к ответственности за нарушение требований о возврате валютной выручки продавцами-резидентами.

Ключевые слова: репатриация валютной выручки, продавец-резидент, зачисление выручки от экспорта товаров, работ, услуг, участники внешнеторговой деятельности

Институт репатриации валютной выручки российскими резидентами является предметом регулирования Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валюте) [1].

Законоположения в данной части направлены на удержание нерегулируемого ввоза капитала за рубеж. Большое значение, которое придается этой проблеме, обусловлено возможными существенными экономическими потерями, а также опасностями правового характера для самих резидентов.

  • Законом о валюте содержит нормы, предусматривающие обязанность по репатриации валютной выручки.
  • В соответствии со ст. 19 названного Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, анализ положений ст.

19 Закона о валюте позволяет сделать вывод о том, что если участник внешнеэкономической деятельности не выполняет требования закона о возврате валютной выручки, не контролирует получение от своих контрагентов-нерезидентов оплаты по договору, он рискует оказаться подвергнутым ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Резиденты могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 4 или ч. 5 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).

Если мы обратимся к общим правилам привлечения к административной ответственности, то увидим, что согласно ч. 2 ст. 2.

1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  1. Исходя из этого правила следует вывод, что при рассмотрение дела в отношении резидента по обстоятельствам, связанным с невозвратом валютной выручки, необходимо дать оценку мерам, принятым лицом для получения от нерезидентов оплаты по договору в установленный срок и зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Складывающаяся практика по оценке таких мер, а также поведения резидента, является неоднозначной и противоречивой, нередко суды при схожих обстоятельствах трактуют их по-разному, что вызывает вопросы.
  3. Так, в одних случаях, по мнению суда, что доказательствами принятия мер по соблюдению требований закона являются — телефонные переговоры с контрагентом-нерезидентом, направление писем, требований либо напоминаний о сроках платежей, необходимости погашения задолженности [2], в других случаях суды принимают во внимание факт подачи иска к контрагенту, освобождают от ответственности только при предоставлении одновременно нескольких доказательств принятия необходимых мер по получению валютной выручки [3].
  4. Отметим, что нередко на практике организации с целью избежать негативных последствий, связанных с привлечением к административной ответственности и наложением крупного штрафа, пролонгируют договор, увеличивая срок расчета, срок оплаты поставки товаров, работ, услуг, заключают для этого различные дополнительные соглашения либо применяют неденежные формы расчетов с нерезидентами, например, встречную поставку товаров.
  5. Такого рода попытки суды трактуют как стремление уйти от ответственности и не принимают во внимание при оценке возможности освобождения от наказания [4].
  6. В частности, Верховный Суд Российской Федерации не счел возможным освободить от ответственности организацию, которая договорилась с контрагентом-нерезидентом об оплате неполученной валютной выручки встречной поставкой товаров, несмотря на то, что стоимость товаров в несколько раз превысила сумму неполученной выручки [5].
  7. В научной литературе встречается точка зрения, которая содержит очень рациональные доводы, согласно которым жесткая ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки далеко не всегда содействует борьбе с утечкой капитала из страны, а наоборот, может создать отрицательные последствия для добросовестных участников внешнеторговой деятельности [6].
  8. Так, организация, которая поставила товары на экспорт и при этом не получила за них выручку из-за недобросовестности контрагента, дополнительно еще и обязана уплатить значительную сумму административного штрафа (заметим, что штрафы достигают нескольких миллионов рублей [7]).
  9. В результате вместе целенаправленной взвешенной работы по получению в установленном порядке денежных сумм с контрагента-нерезидента организация начинает заниматься продлением действия сроков расчета.

Следует признать, что санкции, установленные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, являются весьма жесткими и не всегда позволяют учитывать добросовестное поведение организации-резидента. Ранее применение суровых мер вписывалось в контекст требований ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 09.10.

1992 N 3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которым были установлены предельные сроки для оплаты по экспорту и импорту товаров (работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

В условиях современного валютного регулирования, когда стороны внешнеторговой сделки вправе самостоятельно определять сроки оплаты, вопросы, касающиеся применения подобных санкций, нуждаются в дополнительном обсуждении.

Нельзя в этой связи не отметить решение Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о конституционности ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, которое имело большое значение для многих российских предпринимателей, столкнувшихся со схожими проблемами.

В Конституционный Суд Российской Федерации обратилось ЗАО «Орлэкс», которое в своей жалобе сослалось на то, что положения п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и ч. 4 ст. 15.

25 КоАП РФ содержат неопределенность в том, какие конкретно меры являются достаточными для соблюдения продавцом-резидентом установленной законом обязанности по обеспечению получения от контрагента по договору иностранной валюты [8].

  • Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО «Орлэкс», Конституционный Суд Российской Федерации применил к правоотношениям, возникающим в сфере валютного регулирования и валютного контроля, правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П применительно к таможенным правоотношениям, согласно которой при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания [9].
  • Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации посчитал соответствующим Конституции Российской Федерации привлечение российских участников внешнеторговой деятельности к публично-правовой ответственности за действия третьих лиц, поведение которых они не имеют возможности контролировать, и предложил привлеченным к ответственности лицам рассматривать в качестве убытков взысканные с них в административном порядке штрафы своим иностранным контрагентам.
  • Полагаю, что данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, содержит очень важное положение, состоящее в том, что ответственность за нарушение правил валютного регулирования должна применяться лишь при условии наличия возможности для их соблюдения, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по соблюдения соответствующих правил.
  • На мой взгляд, существующая практика применения Закона о валюте в части привлечения к административной ответственности за нарушение правил о репатриации валютной выручки нуждается в совершенствовании:
  • 1) следует определить четкие критерии добросовестного поведения организации-резидента, позволяющие определить достаточность мер, предпринимаемых для истребования неполученной валютной выручки;
  • 2) обеспечить возможность (обязательность) страхования рисков невозврата валютной выручки, денежных средств, а также закрепить правила о предоставлении контрагентом-нерезидентом обеспечения возврата денежных средств.
  • Литература:
  1. Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859.
  2. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.05.2015 № Ф01–1585/2015 по делу А82–13654/2014 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *