Политические права и свободы граждан, гарантированные конституцией рф

  • Политические права и свободы человека и гражданина имеют свои особенности: они связаны с обладанием гражданством государства; служат отражением суверенитета народа; и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.
  • К политическим правам и свободам относятся следующие права.
  • · Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ) выражающееся в следующем:
  • ¨ участие граждан в референдуме, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (так называемое непосредственное участие);
  • ¨ воздействие на деятельность представительных (законодательных) органов власти всех уровней через своих представителей (депутатов);
  • ¨ равный доступ граждан к государственной службе;
  • ¨ участие в отправлении правосудия – привлечение граждан в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

· Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложение в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

· Право на общественные объединения (ст.

30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации (исключением будут являться иностранные граждане, военнослужащие и работники прокуратуры).

При этом российское государство гарантирует свободу общественных объединений, а также добровольность вступления или пребывания в нем. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может являться условием занятия должности в государственной организации и служить основанием для иного ограничения прав и свобод человека.

· Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) – граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

 4.4. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина

К социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина в Российской Федерации относятся следующие.

· Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятельности.

· Право частной собственности, зафиксированное ст.ст. 35, 36 Конституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Устанавливаются две важнейшие юридические гарантии права частной собственности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, и во-вторых, принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

· Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, право на труд и защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответствии с предусмотренными трудовым законодательством нормами.

· Право на защиту семьи, материнства и детства (ст.

38 Конституции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но делом общественным, требующим государственной поддержки.

В учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с малолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разрабатываются основы семейной политики в стране.

· Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.

· Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет человеку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям.

Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда.

В тоже время, право на жилище отнюдь не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

В настоящее время центр тяжести в осуществлении права граждан на жилище перемещен с государственного обеспечения на самообеспечение людей – за счет собственных средств, ипотечных кредитов и т. д.

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях.

В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Эффективность, гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для населения профессиональной фармацевтической помощи.

· Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

· Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Гарантируется также бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

· Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст.

44 Конституции РФ) означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать.

В тоже время государство противостоит творческой деятельности, направленной на пропаганду насилия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религиозной или классовой нетерпимости.

Права и свободы человека и гражданина ???? EDU-EGE

Конституция РФ определяет перечень прав и свобод, которые гарантируются государством всем людям, находящимся на территории России. Ряд прав, при этом, гарантируются только гражданам РФ — к этой категории относятся некоторые политические права, такие как право на участие в делах государства или, например, право избирать и быть избранным.

Такое разделение необходимо, чтобы обеспечить суверенитет государства, то есть недопустить влияния иностранных граждан на политическую обстановку в стране.

В Конституции все гарантируемые государством права человека указаны в одноименной главе: «Глава 2. Права и свободы человека и гражданина».

Правоведами принято делить основные права на пять категорий, однако классификаций существует несколько:

  • личные (гражданские) права
  • экономические права
  • политические права
  • социальные права
  • культурные права

«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»

Конституция РФ, гл. 2, ст. 17, п. 1

Гражданские права в РФ

Право на жизнь. Жизнь человека неотчуждаема. Смертная казнь устанавливается в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. На данный момент в РФ действует мораторий на смертную казнь.

Право на гуманное обращение. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию или другому уничижающему человеческое достоинство обращение. Никто не может быть подвергнут без согласия медицинским или научным опытам.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства. Никто не может вторгаться в частную жизнь, нарушать личную или семейную тайну. Честь и достоинство защищены законом. Сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Право на свободное передвижение. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Право на свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Право на свободу совести и вероисповедания. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними

Право на личное достоинство. Достоинство личности охраняется государством, ничто не может являться основанием для умаления чьего-либо достоинства.

Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей возможно только по судебному решению. Задержание более чем на 48 часов возможно только по судебному решению.

Право на тайну переписки. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права возможно только на основании судебного решения.

Право на ознакомление с документами, затрагивающими права и свободы. Органы власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права и свободы лица, если иное не предусмотрено законом.

Право на пользование родным языком. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

Право на определение и указание своей национальной принадлежности. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Экономические права

Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

Право на имущество. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Право на судебное решение при лишении имущества. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право на свободный труд. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск

Право на частную собственность, в том числе на землю. Каждый имеет право на частную собственность. Право частной собственности охраняется законом. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Право на землю и природные ресурсы. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Право на трудовые споры. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Право на наследование. Государство гарантирует право на наследование имущества.

Право на вознаграждение за труд. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы

Читайте также:  Замена инн при смене фамилии: необходимо ли выполнять эту процедуру и как это делать

Политические права

Право на объединения. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется

Право на митинги. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование

Право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Право на участие в референдуме. Граждане РФ имеют право участвовать в референдумах.

Право на участие в отправлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия

Право на свободу слова, отсутствие цензуры. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Гарантируется свобода СМИ, цензура запрещается.

Право на участие в управлении делами государства. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.

Право избираться и быть избранным. Граждане Российской Федерации (за исключением недееспособных, а также содержащихся в местах лишения свободы) имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Социальные права

Право на защиту семьи, материнства и детства. Данное право предполагает предоставление социальной поддержки и защиту детей и их родителей.

Право на заботу детей о родителях. Дети, достигнув 18-летнего возраста должны заботиться о своих родителях так же, как и родители заботились о детях до 18 лет.

Право на социальное обеспечение по возрасту. Каждому гражданину РФ обеспечена пенсия по старости.

Право на жилище. Каждый гражданин должен иметь жилье. В случае его отсутствия, его могут предоставить местные органы власти.

Право на образование. Каждому гарантируется право на бесплатное общее образование, а также конкурс на бюджетные места в высших учебных заведениях.

Право на государственные пенсии и пособия. Государство предоставляет определенным категориям нуждающихся граждан пенсии и социальные пособия (например, пенсию по потере кормильца)

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый гражданин может получить бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения.

Право на благоприятную окружающую среду. На территории РФ всем гражданам доступна благоприятная окружающая среда.

Право на социальное страхование. Каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь, которая оплачивается из фондов медицинского страхования.

Также к социальным относят право на труд и право на отдых, рассмотренные нами в разделе экономических прав.

Политические права и свободы граждан РФ

Свириденко, А. И. Политические права и свободы граждан РФ / А. И. Свириденко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54593/ (дата обращения: 06.05.2020).



В рамках настоящей статьи рассматриваются основные политические права и свободы человека и гражданина. Выявлены особенности реализации политических прав и свобод и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: основные политические права и свободы, защита прав и свобод, общество

На протяжении всего исторического процесса становления общества понятия «политика» и «право» были неразделимы. Ведь именно политика через свои институты (государство, органы власти, политические партии) является источником права. Важным аспектом считается регламентация политических прав и свобод.

Государство предоставляет гражданам права и свободы, но зачастую общественность не имеет полного представления о том, какие права существуют и как грамотно ими распоряжаться. Именно анализ данной проблемы будет проводиться в рамках статьи.

Для начала необходимо определить, что считается политическими правами и свободами.

Под политическими правами и свободами понимается комплекс прав, которые регулируют жизнь общества в области политики. Как правило, подобные права являются естественными и неотчуждаемыми.

Необходимо отметить, что сама степень реализации рассматриваемых политических прав и свобод непосредственно зависит от действующего в стране политического режима.

При этом если рассматривать демократию, то здесь права и свободы человека, безусловно предоставляются настолько максимально, насколько это вообще возможно.

Авторитарный режим отличается определенно формальным наличием определенных политических прав (к примеру, проводятся выборные компании в законодательные органы государственной власти), тем не менее они носят только условный характер. В процессе действия тоталитарного режима политические права вообще отсутствуют, довольно часто они вовсе даже никак не регламентируются [3].

  • Определения политических прав человека в современном мире сводятся, прежде всего, к возможностям достаточно активного участия граждан непосредственно в управлении как государственной, так и общественной жизнью. Именно поэтому представляется все же возможным разделить их на 2 соответствующие группы, а именно:
  • 1) правомочия, направленные на участие в формировании и соответственно функционировании всего публично-властного механизма государства;
  • 2) правомочия, направленные на участие в жизни общества (иными словами право на ассоциации, а также свобода слова и свобода демонстраций) [4].

Таким образом, современные политические права непосредственно охватывают всю область публичных интересов гражданина и достаточно тесно взаимосвязаны с понятием политической свободы.

Исследуемые в рамках настоящей статьи права и свободы, обусловленные как главная категория субъективных прав и свобод гражданина, кроме того, также рассматриваются «как обеспеченная человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти». Сказанное обозначает, что современные политические права подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Политические права и свободы, как мы уже убедились, являются основополагающими, закрепленными в Конституции Российской Федерации, принадлежащими гражданам государства права и свободы, прежде всего, связанные непосредственно с реализацией гражданами государства своего участия в отправлении делами своего государства, тесное взаимодействие с государственной властью. Именно благодаря политическим правам в настоящее время граждане и все гражданское общество в общем реализуют свои интересы непосредственно в осуществлении народовластия; а также определяют положение личности в современных политических отношениях. При этом политические права и свободы образуют условия, которые необходимы для укрепления взаимосвязи между человеком и обществом, а также гражданином и государством. Кроме того, незыблемость устоев государственного конституционного строя, его демократический уклад, уровень имеющей место быть политической культуры у граждан зачастую зависит от того, в каком именно состоянии находятся в данный момент политические права и свободы граждан. Тем самым, политические права и свободы действуют на основании личных прав и свобод, при этом взаимодействуя с ними, опираясь на уважение к человеку [2]. Так, среди главных признаков современных политических прав целесообразно выделить следующие, а именно:

  1. ‒ всеобщность, так как возможность их непосредственного воплощения в реальность должна быть абсолютно у каждого человека;
  2. ‒ субъективность, поскольку наряду с иными, они гарантируются самим государством и непосредственно закрепляются в соответствующих правовых нормах;
  3. ‒ относятся непосредственно к естественным правам человека благодаря тому, что принадлежат абсолютно любому человеку от рождения, при этом неотъемлемы и независимы ни от чьей-либо воли;
  4. ‒ имеют достаточно тесную связь непосредственно с гражданством страны, поскольку обычно признаются за гражданами определенного государства;
  5. ‒ данные права и свободы определяются возможностью принимать участие в общественно-политической сфере жизни государства, а также его управлении и свободой всестороннего развития личности;
  6. ‒ обладают коллективным характером реализации;
  7. ‒ вовсе не относятся к сфере абсолютных прав;
  8. ‒ направлены на обеспечение блага политической свободы граждан [5].

Россия является демократическим государством, для которого непосредственная реализация прав и свобод человека считается долгом. При этом вышеизложенный тезис прослеживается в ст. 2 Конституции РФ, а именно: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1]. Из этого следует, что государство наделяет абсолютно каждого представителя общества определенными правами и свободами (и конечно же политическими), кроме того, гарантирует их охрану.

Но население в силу своей правовой безграмотности, в том числе и правового нигилизма, не может разумно и грамотно воспользоваться предоставляемыми им правами.

Социальный опрос, отражающий мнение населения относительно проблемы обеспечения прав и свобод современного российского государства, показывает, что среди граждан распространено кардинальное решение о смене руководства.

Политологи отмечают, что данный подход не способен искоренить проблему.

Предлагаемые идеи нового управленческого аппарата, направленные на решение государственных задач, не будут восприняты обществом, в силу его стереотипности образа мышления.

Для решения проблемы необходимо воспитывать грамотных граждан, знающих все свои права и свободы, в том числе и политические. Осуществить это возможно путем введения в учебных заведениях различного уровня дополнительных дисциплин, касающихся правовых аспектов и норм.

Также правовую культуру можно прививать через СМИ, художественную литературу, кино и искусство.

Стоит понимать, что правовое преобразование и просвещение должно быть постоянным и непрерывным, поэтому гражданам стоит самим поддерживать уровень политического образования после окончания учебных заведений.

Понимание политических процессов, происходящих в государстве, поможет гражданам четко сформулировать свои обращения в органы государственного аппарата, что облегчит взаимодействие гражданина и государства.

Такой подход позволит формировать решения тех вопросов, которые могут возникать у граждан.

Главное, что стоит отметить, что именно человек, может изменить свое будущее, и если общество поменяет отношение к государству и осознает, что вместе с ним является элементами одного целого, то удастся избежать многих проблем, возникающих между ними.

Таким образом, мы пришли к выводу, что политические права считаются неотъемлемыми, естественными правами, которые непосредственно определяют правовой статус современного человека как гражданина, иными словами члена политического общения и, конечно же, участника политических процессов, которые происходят в стране. Это прежде всего гарантированная нормами как международного, так и внутригосударственного права непосредственная возможность личности как индивидуально, так и коллективно принимать участие в осуществлении делами государства, в политических процессах, которые происходят в стране.

Литература:

Характеристика политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Политические права принадлежат гражданам конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, коллективе, общественном объединении, в отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку в мире.

Политические права гражданина связаны с организацией и осуществлением государственной политической власти.

При помощи политических прав человек может занимать определенное место в политических отношениях, быть привлеченным к народовластию, то есть участвовать в осуществлении власти.

Читайте также:  Как составить договор найма жилого помещения: бланк и правила заполнения

Закрепление политических прав в Конституции РФ

В основном документе страны закреплены политические права и свободы. В России большинство прав и свобод политического характера принадлежат только гражданам России. Два вида политических прав принадлежат всем людям без исключения: право на свободу мысли и слова и право на объединение.

Определение 1

Свобода мысли – это духовная свобода, внутреннее содержание, через которое определяется отношение человека к окружающему миру.

Мысль – основа любой деятельности, социальной активности, взаимоотношений человека с обществом. Гарантия свободы мысли значит, что государство не может вмешиваться в процесс формирования и выражения мнения, а также гарантирует защиту от иного вмешательства.

Определение 2

Свобода слова – возможность выражать свое мнение по разным вопросам в письменном и устном виде на собраниях, митингах и при помощи других публичных средств, гарантированная государством.

Человек свободен в формировании своего мнения и может его придерживаться, не встречая препятствий.

Человек свободен в поиске, получении и распространении информации любыми средствами, при этом вмешательства публичных властей быть не должно. Это правило действует вне зависимости от государственных границ.

В основе других политических прав и свобод граждан РФ лежит именно свобода выражения мнения: свобода совести, творчества, право на участие в выборах, на образование и пр.

Но свобода не может быть без границ. Слово может иметь как созидательное, так и разрушительное воздействие. При помощи слова возник социальный прогресс и словом призывали к насилию, слово обогащает человека, слово же может унизить его достоинство. Становится ясно, что необходимо правовое ограничение свободы слова.

В Российской Федерации запрещена пропаганда и агитация, которая разжигает национальную вражду, религиозную и расовую ненависть. Также запрещается пропаганда языкового превосходства в любой области. Свобода слова гарантируется при передаче, поиске, распространении информации законными способами.

Свобода СМИ закреплена в Конституции РФ и в ФЗ «О средствах массовой информации», изданном в 1991 г.

Право на объединение

Свобода слова тесно связана с правом на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении делами государства и общества.

Конституция РФ гарантирует каждому право на объединение, в том числе и на создание профсоюзов для защиты интересов рабочих. Гарантирована также свобода деятельности объединений.

Замечание 1

Граждане могут создавать объединения для защиты интересов и достижения целей, вступать в объединения либо не вступать в них добровольно, выходить из объединений.

Право на свободу объединения в зарубежных источниках называется правом на свободу ассоциации. В России в детское объединение можно вступить с 10 лет, в молодежное – с 14 лет, в профсоюз – с 18 лет. Право на объединение имеют иностранцы.

Они могут быть членами общественных объединений, а вот членами политических партий они быть не могут. Для того, чтобы создать общественное объединение, гражданину не требуется разрешение гос. органов. Объединение регистрируется в соответствии с пунктами ФЗ «Об общественных объединениях».

Объединение самостоятельно разрабатывает свой устав. Устав должен пройти процедуру регистрации в Минюсте России, который осуществляет контроль законности целей и задач ОО, источники доходов контролируют финансовые органы. В Конституции и законодательстве РФ существуют ограничения на организацию объединений.

Запрещено создание ОО, пропагандирующих идеи насилия, направленных на свержение государственного строя, подрыв безопасности, разжигание розни в любой области.

Участвовать или не участвовать в ОО – личное дело каждого человека. Любые действия направленные на принуждение, являются противоправными.

По причине принадлежности к ОО права человека не могут быть нарушены или ограничены, этот фактор не может быть условием для предоставления государством льгот и преимуществ, если это не предусмотрено законом.

Общественные объединения создаются в нескольких формах: общественная организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – это форма политической партии, а общественное движение – это форма политического движения. ФЗ определяет особенности каждой из этих форм.

Право на проведение публичных мероприятий

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты. Граждане имеют широкие возможности для выражения своего мнения.

Публичные мероприятия популярны среди граждан, общественных организаций для решения вопросов, а пикеты и митинги используются для предъявления требований, которые, как правило, касаются улучшения условий труда, повышения заработной платы, улучшения условий жизни. Публичные мероприятия часто проводятся во время предвыборных кампаний.

Когда человек реализует право на проведение публичных мероприятий, он пользуется гарантированной свободой выражать свои мысли, правом на создание объединений, на участие в управлении государственными делами.

Проведение публичных мероприятий укрепляет связи гос. органов и органов на местах с населением.

В России издан ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», где дано определение публичного мероприятия и порядок его проведения.

Определение 3

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в разных формах акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений.

Целью данной акции является свободное выражение мнения, выдвижение требований по различным сферам жизни общества. В законодательстве определены также некоторые виды публичных мероприятий.

Определение 4

  • Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном месте для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов.
  • Митинг – массовое нахождение граждан в определенном для этого месте для публичного выражения общественного мнения по поводу назревших общественно-политических проблем.
  • Демонстрация – публичное выражение общественных настроений с использованием плакатов, транспарантов и другой наглядной агитации.
  • Шествие – организованное прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к насущной проблеме.
  • Пикетирование – публичное выражение мнения без передвижения и использования громкоговорителей путем размещения у объекта, который пикетируется, одного или группы граждан, использующих плакаты, транспаранты и другую наглядную агитацию.

Участие граждан в государственном управлении

Конституция РФ гарантирует гражданам право на участие в управлении делами государства как лично, так и через представителей. Это право тесно связано с принципом народовластия, смысл которого заключается во вовлечении граждан в сферу принятия государственных решений.

Это способ преодоления отчуждения гражданина от государства. В ст. 32 Конституции изложен целый ряд прав, которые являются конкретными формами реализации права граждан на участие в государственном управлении. Прежде всего, это выражение своей воли на выборах, референдумах.

Граждане также могут участвовать в осуществлении народовластия – опосредованно, через представителей. Право участия в управлении делами государства принадлежит только гражданам РФ, иностранные граждане такого права не имеют.

Конституция РФ гласит, что граждане Российской Федерации имеют право:

  • избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • принимать участие в референдумах;
  • иметь одинаковый доступ к гос. службе;
  • участвовать в отправлении правосудия.

Эти права являются всеобщими и граждане участвуют в их осуществлении на равных основаниях. Все граждане РФ избирают или избираются независимо от пола, национальности, языка, имущественного и должностного положения, религиозных взглядов, политических убеждений и других факторов.

Не имеют избирательного права граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах заключения по решению суда. Иностранные граждане не имеют избирательных прав и не могут участвовать в референдумах. Однако есть исключения в отношении иностранных граждан.

Те иностранцы, которые постоянно проживают на территории муниципального образования в России имеют избирательные права и могут участвовать в выборах и референдумах на тех же условиях, что и граждане РФ.

О праве на равный доступ к гос. службе говорит ст. 32 ч.4 Конституции РФ. Поступить на гос. службу могут граждане РФ, достигшие совершеннолетия, владеющие государственным языком, имеющие соответствующее образование и отвечающие требованиям, которые установлены для гос. служащих. Конечно, огромную роль играют способности и профессиональная подготовка.

Для того, чтобы обеспечить равный доступ, введена конкурсная составляющая при поступлении на гос. службу.

Если гражданин признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, лишен судом права занимать государственные должности, имеет заболевание, препятствующее исполнению государственных обязанностей и в ряде других случаев, доступ к государственной службе для него закрыт.

Конституция РФ дает право гражданам РФ участвовать в отправлении правосудия. В России существуют институты присяжных и арбитражных заседателей. Имеются и другие формы реализации этого права. Например, гражданин может стать судьей при соответствии всем необходимым требованиям.

Право на обращение

Политические права и свободы человека включают в себя право обращения. Человек может обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения. Данное право является средством защиты других прав граждан. Также при реализации этого права укрепляются связи населения и органов государственной власти.

Обращения усиливают контроль за деятельностью гос. органов, способствуют борьбе с бюрократией и коррупционными проявлениями. Органы и должностные лица обязаны рассмотреть обращение и принять обоснованное и законное решение.

Более конкретно данная обязанность раскрыта в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Выделяют три основных вида обращений:

Определение 5

Предложение – рекомендация по совершенствованию НПА, работы гос. органов и органов на местах, развитию общественных отношений, улучшению определенных областей жизни, сфер деятельности.

Заявление – просьба о содействии в реализации конституционных прав гражданина, либо сообщение о нарушении законодательства, о недостатках в работе конкретных органов или должностных лиц, критика в адрес служб, органов, должностных лиц.

Жалоба – просьба восстановить или защитить права гражданина, его законные интересы.

Граждане реализуют данное право свободно и добровольно. Право на обращение не должно нарушать права других граждан. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.

Жалобы по делам, касающихся осуществления правосудия, рассматриваются по правилам специального законодательства.

Обращения граждан рассматривает также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его статус регулируется ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.»

Опиши задание

5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии

Политические
права тесно связаны с личными правами,
поскольку последние наполняют их
конкретным содержанием (например,
свобода манифестаций невозможна без
права каждого индивида на свободу и
личную неприкосновенность, свободу
передвижения и т.п.; в то же время сами
политические права выступают гарантией
и условием реализации отдельных личных
прав и свобод граждан);

  • – в
    отличие от личных, которые могут
    принадлежать каждому человеку как
    биосоциальному существу и члену
    гражданского общества, политические
    права, как правило, принадлежат только
    гражданам данного конкретного государства
    и могут быть реализованы в обществе, в
    объединении граждан друг с другом;
  • – самым
    непосредственным образом связаны с
    организацией и осуществлением политической
    власти в государстве, характеризуют
    положение личности в политических
    отношениях и обладают политическим
    содержанием;
  • – являются
    способом привлечения каждого гражданина
    к политическому народовластию (на уровне
    участия в реализации как государственной
    власти, так и местного самоуправления).
  • К
    политическим правам граждан РФ относятся
    следующие права и свободы:
  • 1) свобода мысли и
    слова (ст. 29 Конституции РФ);
Читайте также:  Окпо — что это, и зачем он нужен предпринимателю?

2) право на информацию
(ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

  1. 3) право на объединение
    (ст. 30);
  2. 4) право граждан
    РФ на проведение публичных мероприятий
    (ст. 31);
  3. 5) право граждан
    РФ на участие в управлении делами
    государства (ст. 32);

6) право граждан
РФ на обращения (ст. 33).

Конституционное
право граждан на свободу слова и массовой
информации

Свобода
слова — это гарантированная государством
возможность беспрепятственно выражать
свое мнение и убеждения по самым различным
вопросам посредством устного или
печатного слова, а также другими
средствами. Беспрепятственное и
самостоятельное выражение людьми своих
мнений налагает на них особые обязанности
и большую ответственность.

Конституционные
нормы запрещают пропаганду или агитацию,
возбуждающие социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть
или вражду, а также какое-либо превосходство
по указанным основаниям.

При этом под
агитацией законодатель имел в виду:
активную деятельность среди широких
масс, имеющую целью распространение
различных идей средствами массовой
информации, с помощью устных выступлений,
плакатов, лозунгов.

Пропаганда в данном
случае — это распространение в массах
и разъяснение воззрений, идей, учений,
знаний, относящихся к социальному,
расовому, национальному, религиозному
или языковому превосходству.

Условием
функционирования правового государства
является свобода массовой информации.
Причем под массовой информацией
понимаются предназначенные для
неограниченного круга лиц печатные,
аудио — аудиовизуальные и иные сообщения
и материалы.

В
российском законодательстве закреплены
гарантии свободы массовой информации
(признание идеологического многообразия,
в частности политическое многообразие)

Особое
внимание среди гарантий обращается на
запрет цензуры, то есть требования от
редакции средств массовой информации
со стороны должностных лиц, государственных
органов, организаций, учреждений или
общественных объединений предварительно
согласовывать сообщения и материалы,
а также наложение запрета на распространение
сообщений и материалов или их отдельных
частей. Цензура в любой форме запрещается,
а при обнаружении органов или организаций,
учреждений или должностей, в задачи или
функции которых входит осуществление
цензуры в любой форме средств массовой
информации, их финансирование немедленно
прекращается, и они немедленно
ликвидируются в установленном законом
порядке.

Конституционное
право граждан на информацию

Право
граждан на информацию — это самостоятельное
конституционное право, позволяющее
свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию
любым законным способом (ч. 4 ст. 29
Конституции РФ).

Данное право предполагает
также, что каждому гражданину обеспечивается
возможность ознакомления с документами
и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы,
если иное не предусмотрено законом (ч.
2 ст.

24).

Под
информацией понимаются сведения о
лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от
формы их представления (ст. 2 Федерального
закона «Об информации, информатизации
и защите информации» от 25 января 1995
года).

Право
на информацию не охватывается полностью
свободой слова и печати. Оно богаче,
содержательнее и имеет собственную
субстанцию, играя свою роль в удовлетворении
определенных интересов субъектов.

Право
гражданина на информацию – сложное и
многогранное субъективное право,
состоящее из целого ряда юридических
возможностей:

1)
право на беспрепятственное ознакомление
с нормативными актами (ч. 3 ст. 15 Конституции
РФ направлена на осуществление данной
возможности «Законы, – сказано в ней,
– подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут
применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения»);

  • 2)
    право знать о создании и функционировании
    всех конкретных информационных систем,
    которые в какой-либо степени затрагивают
    сферу личной жизни гражданина или
    информацию о ней, а также информацию об
    иных сферах жизнедеятельности гражданина;
  • 3)
    право давать согласие на сбор личностной
    информации для экономических, культурных
    и иных социальных целей;
  • 4)
    право проверять достоверность такой
    информации и оспаривать недостоверную
    информацию как в административном, так
    и в судебном порядке;
  • 5) право доступа к
    такой информации с целью ее проверки,
    получения необходимых справок;
  • 6)
    право знать об использовании этой
    информации в соответствующих целях и
    соответствующими пользователями систем;
  • 7)
    право на гражданский код (обозначение
    гражданина в соответствующей информационной
    системе);
  • 8)
    право на достоверную информацию о
    состоянии окружающей природной среды;
  • 9)
    право на достоверную финансовую и
    потребительскую информацию и др.

Все
пользователи обладают равными правами
на доступ к государственным информационным
ресурсам и не обязаны обосновывать
перед владельцем этих ресурсов
необходимость получения запрашиваемой
информации.

Государственные информационные
ресурсы являются открытыми и общедоступными,
за исключением документированной
информации, отнесенной законом к
категории ограниченного доступа,
выступающей либо в виде государственной
тайны либо в конфиденциальной форме.

Конституционное
право граждан на объединение

Право
на объединение выступает важнейшим
условием осуществления политической
свободы и обеспечения подлинной
демократии в обществе. Оно получило
закрепление в ст.

30 Конституции РФ, в
федеральных законах «Об общественных
объединениях» от 14 апреля 1995 года и «О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» от 8 декабря
1995 года, в которых учтены соответствующие
международные стандарты.

  1. Именно
    данное право лежит в основе свободного
    образования партий, многопартийности,
    выступает формой проявления политического
    плюрализма.
  2. Конституционное
    право граждан на объединение включает
    в себя следующие правомочия:
  3. 1)
    право создавать на добровольной основе
    общественные объединения для защиты
    общих интересов и достижения общих
    целей;
  4. 2) право вступать
    в существующие общественные объединения;
  5. 3) право воздерживаться
    от вступления в них;

4)
право беспрепятственно выходить из
общественных объединений.

Часть 5 статьи
13 КонституцииРФ и статья
16 Федерального закона «Об общественных
объединениях» устанавливают запрет на
создание и деятельность таких общественных
объединений, цели и действия которых
направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя и нарушение
целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства,
создание вооруженных формирований,
разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной розни.

Закон
«Об общественных объединениях»
предусматривает следующие виды
общественных объединений: политические
партии, профессиональные союзы,
общественные движения, общественные
фонды, органы самодеятельности и иные
общественные объединения, предусматривает
возможность для конкретных видов
общественных объединений иметь
дополнительные права, которые могут
быть установлены соответствующими
законами. Вмешательство органов
государственной власти в деятельность
общественных объединений не допускается.
Все общественные объединения независимо
от их организационно-правовых форм
равны перед законом (ст. 13 Конституции
РФ).

Для
создания общественного объединения не
требуется согласие какого-либо
государственного органа, для этого
достаточно решения самих граждан-учредителей,
принятого в установленном законом
порядке.

Если же общественное объединение
желает получить права юридического
лица, оно подлежит государственной
регистрации в органах юстиции.
Учредителями, членами и участниками
общественных объединений могут быть
граждане, достигшие 18 лет.

Членами и
участниками молодежных общественных
объединений можно стать с 14 лет, а детских
– с 10 лет.

  • Ликвидация
    общественного объединения производится
    только по решению суда в строго
    определенных законом случаях:
  • -при
    нарушении ст. 16 Федерального закона «Об
    общественных объединениях»;
  • -при
    виновном нарушении своими действиями
    прав и свобод граждан;
  • -при
    неоднократных или грубых нарушений
    закона или иных правовых актов либо при
    систематическом осуществлении
    общественным объединением деятельности,
    противоречащей его уставным целям.
  • Конституционное
    право граждан на проведение публичных
    мероприятий

Одной
из специфических форм участия граждан
в управлении делами общества и государства,
в проявлении социальной и политической
активности гражданина выступает его
право проводить публичные мероприятия
(собрания, митинги и демонстрации,
шествия и пикетирования). Это право
регламентируется ст. 31 Конституции РФ,
а также Указом Президента РФ от 25 мая
1992 года «О порядке организации и
проведения собраний, митингов, уличных
шествий, демонстраций и пикетирования».

  1. Посредством
    осуществления данного права граждане
    выражают коллективное мнение по различным
    вопросам общественной и государственной
    жизни, привлекают к ним внимание
    населения, соответствующих органов
    власти и управления, общественных
    объединений, предъявляют к ним определенные
    требования, защищают или поддерживают
    какие-либо социально значимые инициативы.
  2. Статья
    31 КонституцииРФ
    предусматривает следующие виды публичных
    мероприятий:
  3. 1)
    собрание – совместное присутствие
    граждан в заранее определенном месте
    и в заранее определенное время для
    коллективного обсуждения и решения
    каких-либо вопросов;
  4. 2)
    митинг – массовое собрание граждан для
    публичного выражения отношений к
    действиям лиц и организаций, событиям
    общественно-политической жизни;
  5. 3)
    демонстрация – публичное выражение
    группой людей общественно-политических
    настроений с использованием во время
    шествия плакатов, транспарантов и иных
    наглядных средств;
  6. 4)
    шествие уличное – организованное
    массовое движение людей по пешеходной
    или проезжей части улицы, проспекта с
    целью привлечения внимания к каким-либо
    проблемам;
  7. 5)
    пикетирование – наглядная демонстрация
    группой граждан своих настроений и
    взглядов без шествия и звукоусиления
    путем размещения участников возле
    пикетируемого объекта и использования
    различных средств наглядной агитации.
  8. Проведение
    подобных публичных мероприятий
    обусловлено следующими факторами:

  9. их осуществление не должно нарушать
    права и свободы других лиц, а также
    общественный порядок (ст. 17 Конституции
    РФ);
  10. -должно
    преследовать мирные конституционные
    цели (не допускается насильственное
    изменение основ конституционного строя
    и нарушение целостности России, подрыв
    безопасности государства призывы к
    созданию вооруженных формирований, не
    входящих в систему вооруженных силРФ,
    пропаганда или агитация, возбуждающие
    социальную, расовую, национальную или
    религиозную ненависть и вражду во время
    проведения этого мероприятия);
  11. -должно проводиться
    без оружия.
  12. Существуют
    следующие основания для запрещения
    публичного мероприятия в следующих
    случаях:

1)
не было подано заявление о его проведении
(стихийный митинг, шествие, блокирующие
работу общественного транспорта, две
демонстрации противников на одной и
той же территории и т.д.);

2) состоялось
решение о запрете на его проведение, а
организаторы все-таки стали его проводить;

3)
нарушен порядок его проведения (лозунги
и транспаранты содержат призывы,
оскорбительные для населения);

4)
возникла опасность для жизни и здоровья
граждан.

Существующий ныне в России
разрешительный порядок проведения
публичных мероприятий не соответствует
статьям 31 и 55 Конституции РФ, статье 21
Международного пакта о гражданских и
политических правах.

Конституционным
будет установление уведомительного
порядка проведения публичных мероприятий,
который должен быть закреплен
соответствующим федеральным законом.

  • Конституционное
    право граждан на участие в управлении
    делами государства.
  • Право
    на участие в управлении государственными
    делами обычно гарантируется подлинно
    демократической организацией всей
    политической системы общества,
    Конституцией и текущим законодательством,
    всей практикой организации федеральных
    форм власти.
  • Это
    право включает в себя несколько
    субъективных возможностей, которые, в
    свою очередь, можно рассматривать как
    самостоятельные политические права
    граждан РФ. К ним относятся:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *