Какие права имеет человек, реализация и защита прав и свобод, защита прав человека на международном уровне

Юридическая консультация > Гражданское право > Какие права имеет человек: все о правах и их защите

Какие права имеет каждый человек, как только он рождается, не зависит от того, в каком государстве он родился и гражданином какой страны является. Человек может всегда отказаться от своих прав. Но они всегда за ним сохраняются. Такими можно назвать следующие:

  • Личная неприкосновенность;
  • Свобода;
  • Жизнь.

Они обеспечивают ему защиту от произвола, а также признание личности, уважение. Все люди имеют равные права, независимо от своего положения в социальном обществе.

Основные характеристики

Какие права имеет человек, реализация и защита прав и свобод, защита прав человека на международном уровне

Как уже было сказано выше, каждый человек имеет свои личные права, которые имеют естественную природу. Просто потому, что он принадлежит человеческому роду. То есть, рождаясь, человек имеет право на жизнь.

Права человека также регулируют его взаимоотношения с властью и государством. В то же время они защищают его от власти и не должны зависеть от их признания государством.

Несмотря на то, что главная обязанность государства — это защита человеческих прав.

Если государство не признает и не защищает их, то человек может обратиться в организации международного уровня для установления справедливости.

Права человека зафиксированы нормами публичного права. Уже долгое время существует Всеобщая декларация прав человека, где собраны все права, которыми обладает каждый представитель человеческого рода.

Права человека и гражданина

В чем же разница? На первый взгляд кажется, что оба понятия означают одно и то же. Однако, все не так просто.

Когда человек рождается, ему уже присущи некоторые права. Как право жить и быть свободным. Эти привилегии прописаны во Всеобщей декларации. Рождаясь, человек становится гражданином того государства, где он фактически был рожден. Следовательно, у него, как у гражданина, есть привилегии, которые диктуются тем государством, где он живет.

Известно, что в каждом государстве своя правовая система. Гражданин государства имеет гораздо больше обязанностей и прав, находясь на своей родине, чем человек, который лишь находится в стране, но является гражданином другого государства.

Права человека

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта.

Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений  и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие.

Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно.

С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Какие права имеет человек, реализация и защита прав и свобод, защита прав человека на международном уровне

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты.

 Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны.

 В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий.

Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году; по состоянию на октябрь 2016 года участниками Пакта являются 164 государства. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

  • право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;
  • право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Гражданские и политические права

Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. По состоянию на конец 2010 года его участниками являлись 167 государств. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.

Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений  и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и выступления в пользу расовой или религиозной ненависти.

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека.

К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека.

Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах-членах ООН.

Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств.

УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека.

УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека являются сквозной темой всех программ и стратегий Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека.

В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Ресурсы:

Права человека и международное право

Определение 1

Международное право прав человека – это сфера современного международного права, представляющая собой комплекс норм и принципов, направленных на соблюдение международных стандартов свобод и прав человека.

Международные акты, регулирующие общественные отношения, связанные с реализацией и соблюдением прав человека, представляют собой отдельную систему юридических норм. В настоящее время во всем мире действуют около сотни специализированных документов, призванных защищать права женщин и детей, тружеников, беженцев, заключенных и т.д.

Соблюдение и реализация гражданских свобод не является исключительно внутригосударственным делом, защита прав человека основывается на нормах международных актов, этой деятельностью занимаются различные интернациональные организации.

Международные документы о правах человека

К числу основных международно-правовых документов, определяющих права человека, относятся:

  1. Всеобщая декларация прав человека;
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах;
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
  5. Конвенция о правах ребенка;
  6. Декларация о принципах терпимости.
  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Если проанализировать все вышеперечисленные документы, то можно найти в них много общего. Эти важнейшие международные акты устанавливают следующие права и свободы человека:

  1. признание человеческой жизни высшим достоянием, соблюдение и защита которого является обязанностью любого демократического государства;
  2. право человека на судебную защиту;
  3. право на свободу и личную неприкосновенность;
  4. право на собственность и его защиту;
  5. право на свободное передвижение;
  6. защита трудовых прав;
  7. право на свободу творчества;
  8. право на безопасную окружающую среду;
  9. основные общепризнанные политические свободы;
  10. содействие жертвам преступлений в восстановлении справедливости.
Читайте также:  На какой срок выдается разрешение на строительство в рф: правовые особенности

Анализ положений Конституции России позволяет сделать вывод, что в ней нашли декларативное закрепление большинство прав и свобод человека, утвержденных на всемирном и европейском уровне.

Замечание 1

Целью международных соглашений, ориентированных на защиту прав человека, является обеспечение безопасности и социальной защищенности граждан всех государств, а также разрешение реальных проблем гуманитарного, экономического и политического характера. Большинство подобных правовых актов – это документы, открытые для подписания всеми странами.

Какие права имеет человек, реализация и защита прав и свобод, защита прав человека на международном уровне

Рисунок 1. Международные документы о правах человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Деятельность ООН в области прав человека

Права человека взаимосвязаны, универсальны и неделимы. Они должны обеспечиваться глобально и с соблюдением принципов справедливости и всеобщего равенства.

Несмотря на то, что в различных странах имеются собственные национально-культурные и религиозные особенности, соблюдение всеобщих прав и свобод человека, утвержденных международными документами, является обязанностью органов государственной власти и иных общественных институтов.

Правозащитная деятельность Организации объединенных наций, устав которой был принят 26 июня 1945 года, началась в момент осмысления людьми массовых преступлений против человечности, совершенных в годы Второй мировой войны. Тогда произошло осознание несостоятельности бытовавшего в международном праве положения, что обращение государств со своими гражданами является исключительно их внутренним делом.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948 года. Это событие послужило отправной точкой для разработки международных стандартов в области прав человека и создания механизмов контроля за их соблюдением. Данной деятельностью занимается комиссия ООН по правам человека.

В 1966 году были приняты:

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах.

Эти документы дополнили Всеобщую декларацию прав человека, составив вместе с ней нормативную базу для всех последующих актов, действующих в данной сфере.

Соответствующие структуры ООН внимательно отслеживают ситуацию, связанную с нарушениями прав человека по всему миру. И в случае необходимости принимаются различные международные документы, осуждающие подобную негативную практику.

Защита прав человека в Европе

Замечание 2

Помимо международных институтов, защищающих права человека на всемирном уровне, в Европе действуют свои организации, ориентированные на достижение данной цели. Сотрудничество, ограниченное рамками одного континента, конкретизирует и дополняет глобальные требования по защите прав человека, позволяет обеспечить их реализацию более эффективно.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 года в Риме. Это базовый документ, действующий в данной сфере на нашем континенте.

Его главной особенностью является то, что помимо перечня незыблемых прав человека Конвенция содержит действенный международный механизм их защиты.

Данный механизм функционирует независимо от национальных правительств и выражает общие европейские ценности.

11 мая 1994 года был утвержден протокол № 11 к Конвенции, который предоставил право любому индивиду, всем неправительственным организациям и группам лиц обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека.

Любое государство, вступающее в Совет Европы, должно не только присоединиться к Конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Европейского суда по правам человека.

Вопросы защиты гражданских свобод занимают значительное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая объединяет государства нашего континента, а также США и Канаду. ОБСЕ является наиболее представительной европейской организацией, она начала свою работу в Хельсинки 3 июля 1973 года.

1 августа 1975 года был подписан Хельсинкский заключительный акт. Один из четырех основных разделов этого документа содержит международные договоренности о гуманитарном сотрудничестве стран-участниц в области защиты прав человека.

Хельсинкский процесс определил направления и конкретные формы взаимодействия государств Европы, США и Канады в данной сфере, включая вопросы образования, культуры, свободы информации и контактов между гражданами разных стран.

Международное право прав человека

Какие права имеет человек, реализация и защита прав и свобод, защита прав человека на международном уровне

Международное право прав человека — совокупность принципов и норм, регулирующих обязанности и ответственность государств в отношении признания, защиты и содействия соблюдению прав человека и его основных свобод. Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования.

Основная идея международного права прав человека заключается в том, что, поскольку именно государства являются главными нарушителями прав и свобод отдельных лиц, необходим международный консенсус относительно смысла и содержания этих прав и свобод и создание работоспособного механизма, обеспечивающего их соблюдение и защиту.

Ратифицируя международные договора по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом.

В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и универсальном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

История международного права прав человека

Первой попыткой поставить международное право на защиту прав человека стало принятие в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о запрете торговли неграми-невольниками. Европейские державы впервые признали в многостороннем заявлении, что практика работорговли «противоречит принципам гуманности и всеобщей морали».

Другие международные договоры и институты конца 19-го начала 20-го веков также имели отношение к защите определенных категорий лиц и по этой причине их можно рассматривать в качестве предшественников международного права прав человека.

Среди них следует упомянуть дипломатическую защиту, международное гуманитарное право, систему мандатов для управления колониями, созданную Лигой Наций, а также правовые режимы защиты прав национальных меньшинств и трудящихся, созданные под эгидой той же организации.

Тем не менее, до начала Второй мировой войны вопросы защиты прав человека на международном уровне поднимались крайне редко.

Заметным исключением стала Декларация о международных правах человека, принятая 12 октября 1929 года Институтом международного права в Нью-Йорке.

В декларации не упоминались права гражданина (подлежавшие внутригосударственному регулированию), а проблема защиты права на жизнь, свободу и собственность каждого человека признавались общей заботой международного сообщества.

Подписание 26 июня 1945 года Устава ООН, заложившего основы современного международного права, не стало принципиальным прорывом для международного правозащитного движения.

Среди держав-победителей не было большого энтузиазма в отношении создания международно-правовой системы защиты прав человека: в США процветал расизм, Великобритания и Франция пытались удержать свои колонии, в СССР проводились массовые политические репрессии.

Тем не менее, под влиянием ряда латиноамериканских стран и неправительственных организаций в Уставе ООН были добавлены несколько ссылок на права человека.

10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 217 А (III) – Всеобщая декларация о правах человека.

Декларация признает гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права и, хотя она не является юридически обязательным документом, содержащиеся в ней принципы считаются в настоящее время юридически обязательными для государств либо в качестве норм международного обычного права, либо в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

Всеобщая декларация и принятые вслед за ней два пакта: Международный пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г.

, собирательно именуемые Международным биллем о правах человека, являются основополагающими договорами по защите прав и основных свобод человека, оказывающими существенное влияние на кодификацию международного права прав человека.

Специальные принципы международного права прав человека

Международное право прав человека, на ряду с основными принципами международного права, включает несколько специальных отраслевых принципов. К их числу относятся:

  1. принцип наибольшего благоприятствования индивиду. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться так, чтобы преимущество имела та норма, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту;
  2. принцип неделимости гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности всех основных прав человека;
  3. принцип неотъемлемости прав человека. Согласно этому принципу, нормы, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида. Возможность отступлений от положений, гарантирующих абсолютный характер прав и свобод человека, строго ограничена в объеме и во времени действия и должна быть указана в конституции страны;
  4. принцип равноправия и запрещения дискриминации. В соответствии с этим принципом, положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться таким образом, чтобы не допускать проведения каких бы то ни было различий, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

 Универсальная система защиты прав человека

Универсальная система защиты прав человека берет свое начало с принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Основой этой системы являются вступившие в действие в течение нескольких десятилетий после принятия Декларации многосторонние договоры о правах человека, разработанные под эгидой ООН.

Девять из этих договоров ООН определила в качестве основных международных договоров по правам человека. Некоторые договоры дополняются факультативными протоколами, касающимися конкретных вопросов.

  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  4. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г.;
  6. Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  7. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
  8. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.;
  9. Конвенция о правах инвалидов 2006 г.

Для обеспечения подотчетности ООН создала множество механизмов контроля за соблюдением государствами-участниками их обязательств в области прав человека. Эти механизмы делятся на две категории.

  1. Уставные органы — оценивают соблюдение всеми государствами-членами ООН своих обязательств в области прав человека в соответствии с Уставом ООН:
    • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) – департамент секретариата ООН, отвечающий за координацию работы по поощрению и защите прав человека;
    • Совет по правам человека (СПЧ) – межправительственный орган системы ООН, заменивший Комиссию по правам человека;
    • Специальные процедуры СПЧ – независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах.
  2. Договорные органы — комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление государствами-участниками основных международных договоров по правам человека.
Читайте также:  Как отсудить ребенка у жены: почему у отцов возникает такое желание, и каковы их шансы в суде?

Универсальная система защиты прав человека все еще находится в стадии развития.

Уставные и договорные органы ООН путем проведения инспекций и расследований на местах, ведения диалога с национальными правительствами и организациями гражданского общества, выпуска периодических отчетов о мониторинге и оценки индивидуальных жалоб значительно повысили осведомленность и помогли воспитать культуру более глубокого уважения к правам человека.

Региональные системы защиты прав человека

Наряду с универсальной системой договоров и институтов, разработанных по эгидой ООН для защиты прав человека на международном уровне, отдельные региональные межправительственные организации создали собственные механизмы защиты прав человека в своих географических регионах.

Региональные системы защиты прав человека обычно состоят из одного или нескольких многосторонних договоров, механизма контроля за соблюдением государствами-участниками этих договоров и судебного или квазисудебного органа, уполномоченного рассматривать индивидуальные иски о нарушении прав, гарантируемых в соответствии с данными договорами.

Старейшей и наиболее эффективной региональной системой защиты прав человека является европейская система. За ней последовала межамериканская система, охватывающая Западное полушарие, и формирующаяся африканская система.

Хотя каждая из систем имеет свои характерные особенности, свои сильные и слабые стороны, все они борются за выплаты компенсаций жертвам нарушений прав человека и принуждение государств-участников к соблюдению их постановлений и рекомендаций.

Европейская система защиты прав человека действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. и 14 протоколов к ней.

Она включает в себя Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), занимающийся рассмотрением межгосударственных и индивидуальных жалоб о нарушении ЕКПЧ, и Комитет министров Совета Европы, осуществляющий функции по надзору за исполнением государствами-участникам решений ЕСПЧ.

Межамериканская система защиты прав человека развивается в рамках Организации американских государств. В соответствии с Американской конвенцией о правах человека 1969 г. ее образуют Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

Африканская система защиты прав человека возникла в 1981 г с подписанием в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз) Африканской хартии прав человека и народов, которая предусматривала создание Африканской комиссии прав человека и народов, наделенной квазисудебными полномочиями.

Защита прав человека уязвимых слоев населения

Целью договоров о правах человека является обеспечение защиты лиц, уязвимых к нарушениям их основных прав и свобод.

Существуют определенные группы, которые по разным причинам являются наиболее незащищенным и уязвимыми или традиционно являются жертвами нарушений и, следовательно, нуждаются в особой защите для равного и эффективного осуществления своих прав человека.

Зачастую в документах по правам человека устанавливаются дополнительные гарантии для лиц, принадлежащих к подобным группам, требующие от государств осуществление специальных мер по их защите, даже в условиях ограниченности ресурсов.

В мерах, принимаемых государствами, приоритетное внимание должно уделяться конкретным проблемам прав человека, возникающим, например, в отношении пола, возраста, инвалидности, миграции и перемещения. Особое значение в этом контексте имеют обязательства, налагаемые международными конвенциями, направленными на защиту женщин, детей, инвалидов и трудящихся-мигрантов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. формулирует основополагающие принципы обеспечения прав женщин, в частности запрещают дискриминацию женщин, закрепляют равные по сравнению с мужчинами права, обязанности государств принимать особые меры для обеспечения и защиты прав и интересов женщин.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. распространяет свое действие и защиту на каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет. В 2000 г. к Конвенции были приняты Факультативные протоколы, направленные на защиту детей от участия в вооруженных конфликтах, а также на запрет торговли детьми, детской проституции и порнографии.

Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и факультативный протокол к ней, закрепили как общегражданские права, так и права, присущие этой категории населения в силу ее специфических особенностей.

Это такие права, как право на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество, право на наивысший достижимый уровень здоровья, право на достижение и сохранение максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, право на участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятие спортом.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990 г. закрепляет трудовые, личные и социальные права мигрантов. К числу последних относятся некоторые специальные права: на крайне необходимую медицинскую помощь, уважение культурной самобытности, защиту единства семьи, создание собственных профсоюзов.

Международная защита прав и свобод — Студопедия

Конституция Российской Федерации закрепила несколько положений, не являющихся традиционными для отечественного законодательства и позволяющих по-новому взглянуть на проблему соотношения международного и национального права вообще и в сфере прав и свобод, в частности. Так в ст.

15 Конституции сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Иными словами, нормы международных договоров Российской Федерации действуют на территории Российской федерации наравне с нормами внутригосударственного законодательства, а судебное решение может быть вынесено непосредственно на основе норм международного права.

Если же нормы международного права противоречат национальному праву, приоритет имеют нормы международных договоров.

Такое положение получило развитие в Федеральных законах «О судебной системе», «О международных договорах Российской Федерации»; на это же обстоятельство специально обратил внимание Верховный суд РФ в своем Постановлении от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия», указав на обязательность применения норм международных договоров в соответствии со ст. 15 Конституции России.

В ст. 17 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Данное конституционное установление означает, что население страны вправе требовать от российского государства осуществления и тех прав и свобод, которые непосредственно в российском законодательстве не закреплены, но предусмотрены нормами международного права.

Например, в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года каждый житель России имеет право на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, хотя в Конституции Российской Федерации такое право непосредственно не закреплено.

Что же касается общепризнанных принципов, которые упоминаются в ст.

17 Конституции РФ, то думается, что речь идет о тех исходных, основных началах, некоторые из которых зародились еще в древности и на которых основано правосудие большинства современных государств: «незнание закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение», «без закона нет ни преступления, ни наказания», «никто не должен дважды нести наказание за одно преступление», «сомнения толкуются в пользу обвиняемого», «одного свидетеля недостаточно для решения дела», «бремя доказывания лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает», «равный над равным суда не имеет», «никто не может быть судьей в собственном деле», «договоры должны соблюдаться» и др.

В случае же нарушения прав и свобод, если исчерпаны все внутригосударственные средства их правовой защиты, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека…» (ст. 46 Конституции)

Все вышесказанное обуславливает необходимость в знаниях о международной политике в области прав и свобод человека, об основных средствах международной защиты прав и свобод человека, в умении использовать эти механизмы. Надо сказать, что мысль об универсальности основных прав и свобод человека, о необходимости международно-правовой их охраны далеко не сразу утвердилась в правосознании политиков и ученых.

Более того, длительное время в международных отношениях господствовало убеждение, что вопросы, связанные с правовым положением населения входят в исключительную компетенцию государства, являются его «внутренним делом»; к слову сказать, и сегодня некоторые правительства остались на этой позиции.

Поэтому международные соглашения в области прав и свобод человека, которые заключали между собой отдельные государства (Аугсбурский договор 1555 г, Гентский договор 1713 г, Парижский договор 1763 г) были скорее исключением из общего правила, затрагивали не все население страны, а лишь некоторые его группы.

Однако дальнейшая история развития человеческой цивилизации убедительно доказала, что обеспечение прочного международного мира и безопасности напрямую связано с правовым положением населения внутри страны.

Замечено, например, что недемократическое государство, которое не обеспечивает, нарушает права и свободы своего населения, становится «источником повышенной опасности» на международной арене, проводит агрессивную воинственную внешнюю политику.

И такое поведение имеет вполне конкретную причину: недовольство населения, таким образом, переводится на неких «внешних» врагов.

Принцип уважения основных прав и свобод человека, их международной защиты окончательно утвердился только в 20-м веке.

Учитывая, что современные государства находятся на разных этапах социально-экономического, культурного развития, имеют неравные возможности обеспечения прав и свобод населения, международное право устанавливает минимальные стандарты прав и свобод, «ниже» которых ни одно государство опускаться не вправе.

Первым таким документом, содержащим подобные международные стандарты прав и свобод, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года. С этого времени 10 декабря отмечается во всех странах как Международный день прав человека.

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН принимает два важнейших международных документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также два Факультативных протокола к последнему из них. Эти документы образовали основу современного международного гуманитарного права. Сегодня это бурно развивающаяся отрасль международного права, в основе которой лежат более пятидесяти универсальных всемирных договора.

  • Действующие международные документы определили и механизмы международного контроля над выполнением государствами соглашений по правам человека, защиты этих прав.
  • Он осуществляется по трем направлениям:
  • — во-первых, государства периодически отчитываются о выполнении подписанных ими соглашений в соответствующих международных организациях;
  • — во- вторых международные органы вправе заслушивать сообщения одного государства о том, как другой участник пакта выполняет его положения;
  • — в – третьих, международные организации имеют право заслушивать сообщения и жалобы, поступившие от частных лиц.
  • Такой контроль предусмотрен, в частности, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года.
Читайте также:  На какой срок заключается срочный трудовой договор?

В настоящий период функционируют множество международных учреждений в области прав человека, как межправительственного, такт и неправительственного характера. К первой группе относятся Верховный Комиссар ООН по правам человека, Комиссия ООН по правам человека, Комиссия по положению женщин, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и др.

К неправительственным учреждениям относятся Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и др.

Большое значение в области международной защиты прав человека имеют международные судебные органы, в частности, Европейский суд по правам человека (Франция, г.

Страсбург), куда сегодня могут обращаться с частными жалобами и жители России.

С 1998 года по 2003 год в Европейский суд поступило более 12 тысяч жалоб от российских граждан, однако их подавляющая часть была признана неприемлемой, либо оставлена без удовлетворения. Это свидетельствует о низком уровне знаний о правилах обращения в Европейский Суд не только у рядовых граждан, но и отечественных юристов.

Следует помнить, что Суд рассматривает жалобы, связанные с наруше­нием только тех прав, которые гарантированы Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 г и Протоколами к ней. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению является требование об исчерпа­нии всех внутригосударственных правовых средств защиты.

Суд может принять дело к рассмот­рению после исчерпания всех внутренних средств пра­вовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на нацио­нальном уровне.

Суд не рассматривает жалобы, которые явля­ются: анонимными; по существу теми же, которые уже был рассмот­рены Судом ранее или уже составляют предмет дру­гой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат относящейся к делу новой информации; несовместимыми с положениями Конвенции или Протоколами к ней; необоснованными.

Поскольку Суд рассматривает жалобы только про­тив действий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные про­тив частных лиц или негосударственных учреждений.

По указанным выше критериям Суд ежегодно от­вергает подавляющее большинство жалоб.

В случае принятия дела к рассмотрению Суд про­водит расследование по фактам нарушений прав че­ловека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора.

Заявитель, если его жалоба принята, может выра­зить желание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Суде. Если необходимо, а это случается весьма часто, заявитель может быть представлен ад­вокатом.

Государства — участники Конвенции обязаны вы­полнять окончательные решения Суда, а надзор за их исполнением осуществляет Комитет министров Сове­та Европы.

Несмотря на то, что официальными языками Суда являются английский и французский, заявителю пре­доставляется право подать жалобу на своем родном языке, который с разрешения Суда может быть ис­пользован и при дальнейшем рассмотрении дела. Жа­лобы направляются в Суд непосредственно заявите­лем.

  1. После получения жалобы секретариат Суда направляет заявителю специальный формуляр, который необходимо правильно заполнить, иначе Суд не примет эту петицию.
  2. В заявлении надо обязательно сослаться на статьи Конвенции, которые были наруше­ны, а также указать, с какими конкретными притя­заниями лицо обращалось в национальные органы.
  3. Адрес Европейского Суда:
  4. Council of Europe European Court of Human Rights 67075 Strasbourg Cedex France.

Способы и формы защиты прав и свобод человека и гражданина

Исторически сложилось так, что когда человек обрел права и свободы, расширилась их номенклатура, запустился процесс острых противоречий между личностью и государством.

Для государства никогда не было свойственно на добровольной и активной основе предоставлять ряд социальных благ и политических свобод.

Все права человека, которые мы имеем на сегодняшний день, которые закреплены в ряде международных документов, конституциях, законодательствах, человечество выстрадало и отвоевало.

И на сегодняшний день совершенно ясно, что эта битва не завершена, что перед новыми поколениями стоит все та же задача – защищать свои права. На данный момент к несчастью мы пока не дошли до уровня, когда не надо будет прилагать усилия для того, чтобы поддержать и защитить свои права и свободы. В полном объеме обеспечение и защита прав возможно исключительно в демократической, социальной и правовой стране.

Замечание 1

Конечной целью работы демократической правовой страны является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Достижение данной цели напрямую зависит от обязанности страны сформировать систему защиты прав и свобод, а также установить прозрачные юридические процедуры данной защиты.

В конституциях зарубежных государств предусмотрена возможность человека защитит свои права и свободы любыми методами, которые не противоречат закону. Под охраной прав человека подразумевается не исключительная их защита от разного рода нарушений, но и формирование важных условий для обладания и использования человеком своих прав без разного рода незаконных преград.

Замечание 2

Структура осуществления олицетворяет движение, в данной ситуации ход превращения прав и свобод, ряда юридических возможностей в действенную их реализацию.

Осуществление прав и свобод и результат их реализации напрямую связаны, но между ними важно наличие определенного механизма, который сможет обеспечить качественный переход от одного к другому. И это может произойти либо во время соблюдения гражданами правопорядка, который установлен, или во время осуществления правоохранительной работы страны.

Несмотря на то, что права и свободы работают в непосредственном ключе, неверно утверждать, что нет необходимости формировать механизм их осуществления и защиты.

Рост потребности в правозащитном механизме неразрывно связан с нарушением прав человека.

Кроме работы органов государства по защите прав граждан в состав правозащитного механизма входит борьба самих граждан за осуществление прав и свобод, которые им предоставлены на законодательном уровне.

Замечание 3

На основании Конституции человек может защищать свои права и свободы любыми методами, которые не запрещены на законодательном уровне.

Формы защиты прав личности

В качестве форм защиты прав личности выступают:

  • защита прав рядом органов публичной власти;
  • защита прав и свобод человека и гражданина рядом общественных объединений;
  • самозащита прав, в состав которой входят ряд обращений в государственные органы и органы местного самоуправления; обжалование того, что должностные лица, которые нарушают права граждан, действуют или бездействуют; ряд обращений в СМИ и правозащитные компании, общественные объединения; выступления граждан относительно защиты свои прав публичного характера; ряд обращений в международные органы по защите прав человека.

Судебная защита: типы правомочий и особенности

В правовой стране в качестве одного из наиболее действенного и распространенного способа защиты прав и свобод человека выступает судебная защита.

В конституционном праве гражданина на судебную защиту есть два типа правомочий:

  1. Материальная структура данного права (право потерпевшего на то, чтобы ему был возмещен ущерб или вред, который был причинен незаконным действием или преступлением со стороны органа государственной власти или его должностного лица).
  2. Его процессуальная структура (право на судебный иск, на жалобу индивидуального или коллективного характера).

В структуре правозащитных органов впервые появился институт омбудсмена в 1809 г. в Швеции. Тогда ввели новую должность особого парламентского контролера за уровнем законности работы администрации. Многие страны по-своему определили название данного института.

Так, в Португалии это был Проведор юстиции, во Франции данный работник назывался Парламентским посредником (медиатором), в Австрии это была Коллегия народной правозащиты, в Польше данного работника называли Уполномоченным по гражданским правам, в Румынии это был Адвокат народа, в России такого человека называли Уполномоченным по правам человека.

Замечание 4

На сегодня институт омбудсмена осуществляет свою деятельность больше чем в 100 государствах. Ключевая причина возникновения этого правозащитного института – недостаточный уровень разрешений новых видов конфликтов между страной и гражданином, который отмечался в конце XX.

В структуре разделения власти Уполномоченному по правам человека отведено значимое место. Также важно отметить, что он не относится ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти.

Для него свойственно выполнять функцию публично-представительного характера, работа его распространяется на самое конфликтное направление общественных отношений – на отношения между гражданином и страной, в частности между гражданином и чиновником.

Его работа служит дополнением к существующим способам защиты прав граждан и их свобод, но не исключает и не подразумевает пересмотр компетенции государственного органа, который занимается обеспечением защиты и восстановлением прав и свобод, которые были нарушены.

Для него важно производить защиту граждан от некачественной деятельности административного органа, определять и проводить анализ сбоев в деятельности органов власти, которые приводят в дальнейшем к нарушению прав и свобод личности, создавать ряд рекомендаций относительно совершенствования их работы в сфере защиты прав гражданина.

Роль международного права в вопросах защиты прав и свобод человека

Регулирование прав человека и способов их защиты сегодня относится не только к национальному праву, но и к международному.

Ситуации, когда начинает применяться право на обращение в межгосударственный орган, связаны с тем, что все внутригосударственные методы правовой защиты закончились. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

, для которой применим морально-политический окрас, признает право любого человека на качественное восстановление в правах профессиональными национальными судами. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

нашло развитие это положение. Согласно данной Конвенции для каждого человека свойственно иметь право на справедливое судебное разбирательство дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, который создан на базисе закона.

Замечание 5

Таким образом, для всех право- и дееспособных субъектов права, которые проживают в рамках границ государств, которые входят в Совет Европы, в ситуациях, когда исчерпаны возможности защиты своих прав на основании национального законодательства, допустимо обратиться в Европейский Суд по правам человека.

Одно из ключевых достижений в международном регулировании прав человека – это создание и работа межгосударственной структуры их защиты.

Сегодня на основании положений международных договоров определилась конкретная структура межгосударственных органов, которые наделены функциями международного контроля за работой страны в направлении обеспечения прав гражданина.

Контроль такого рода происходит на разных стадиях.

Речь идет об универсальной стадии, когда в работу вступают ключевые и ряд вспомогательных органов ООН; об региональной стадии, под которой понимается Европа на стадии Совета Европы и ряду других институтов, в американских странах – в области Организации американских государств. Ряд международных правозащитных институтов сформированы и на постсоветском пространстве в рамках СНГ.

Для каждого человека должно быть свойственно осуществлять свободный выбор способов защиты прав человека.

Важно отметить, что при этом у него должна быть гарантия того, что страна обеспечит равные возможности для каждого, не принимая во внимание веру, расу, место жительства, возраст и пол, воспользоваться данными методами защиты.

Если же это не будет соблюдаться, направленность современной страны к демократии, свободе, законности, правовой стране, которая выражена в ряде конституционных норм и принципов, останется только на уровне декларации о намерениях.

Опиши задание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *